Шкала оценивания: национальная и в баллах
Сумма баллов за все виды учебной деятельности | Оценка по национальной шкале | |
для экзамена, курсового проекта (работы), практики | для зачета | |
90 – 100 | отлично | зачтено |
82-89 | хорошо | |
74-81 | ||
64-73 | удовлетворительно | |
60-63 | ||
35-59 | неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи | не зачтено с возможностью повторной сдачи |
1-34 | неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины | с обязательным повторным изучением дисциплины |
Конспект лекций, присутствие и ответы на вопросы по теме лекции 10 баллов
Ключевые моменты лекции (при наличии технического оснащения) представляются преподавателем в презентациях powerpoint, которые выкладываются в группу https://vk.com/sociolingua и могут служить опорным конспектом. При желании можно также вести собственный конспект. При отсутствии технического оснащения лекции проводятся традиционно в виде выступления преподавателя и составляемого опорного конспекта. Присутствие на каждой паре регистрируется самим студентом (или преподавателем) в журнале слушателей курса. Перед началом новой лекции может проводиться краткий опрос по предыдущей теме на основе опорного конспекта.
Очный семинар 20 баллов
Очный семинар представляет собой выступление перед аудиторией с презентацией в MS Powerpoint. Регламент выступления 10 мин, количество слайдов - 10 с титульным и завершающим слайдом. Презентации публикуются в группе https://vk.com/sociolingua накануне семинар а. На очный семинар проводится предварительная запись у преподавателя. Темы очного семинара определяются самостоятельно, с определенными условиями:
1) тема должна освещать современную проблему социолингвистики (языковая ситуация, особенности функционирования языков, языковая интерференция, билингвизм, диглоссия, гендерные, социально-стратификационные исследования, исследования, посвященные вопросам вариативности языка, описанию особенностей определенного варианта языка, языковой и произносительной нормы, стилям произношения и т.п.)
|
2) тема не должна совпадать с темой реферата и темой слушателей курса
3) текст выступления и презентация публикуется в группу https://vk.com/sociolingua накануне выступления
Примеры тем в группе https://vk.com/sociolingua
Заочный семинар 10 баллов
Чтобы набрать максимальную оценку, необходимо разместить в группе https://vk.com/sociolingua 2 видеоматериала (очная форма обучения) или 1 видеоматериал (заочная форма обучения) с выступлениями ведущих специалистов в области лингвистики или освещением современных проблем социолингвистики (языковой ситуации, особенностях функционирования языков, языковой интерференции, билингвизма, диглоссии, гендерных, социально-стратификационных исследований, исследованиям, посвященным вопросам вариативности языка, описанию особенностей определенного варианта языка, языковой и произносительной нормы, стилям произношения и т.п.)
Необходимо также самостоятельно составить собственное краткое описание сути описанной проблемы (5-15 строк), основываясь на содержании, с учетом того, что вам больше всего запомнилось и заинтересовало
На заочный семинар проводится предварительная запись у преподавателя
Примеры заочного семинара представлены в группе https://vk.com/sociolingua
|
Реферат 30 баллов
Реферат объемом 10 стр. А4 представляется аудитории в виде доклада с презентацией powerpoint (10 минут, 10 слайдов) (очная форма обучения) и сдается в печатном виде (также публикуется в группу, очная и заочная формы обучения). Библиография включает в себя минимум 10 источников, оформляемых согласно ГОСТу (см. перечень источников). К реферату прилагается распечатанный скриншот результатов проверки оригинальности (антиплагиат или text ru) с минимальным значением 65%. Тема реферата определяется самостоятельно (очная форма обучения) с учетом следующих правил:
1) описывает современную проблему социолингвистики (см. перечисленные выше)/ социолингвистические исследования в выбранном вами регионе/теоретическую проблему (можно выбрать из списка тем для рефератов)
2) не повторяет тему семинара и темы слушателей курса
Обучающиеся заочной формы выбирают тему реферата из списка.
Пример: Список использованных источников
1. Гальцев И. Н. Введение в изучение китайского языка [Текст]. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1962. – 318 с.
2. Ваитова Г. Х. Проблемы речевого развития детей в предшкольном образовании [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-rechevogo-razvitiya-detey-v-predshkolnom-obrazovanii (дата обращения 6.12.2016).
3. Матвеев И.П. Психология процесса сравнения понятий [Электронный ресурс]. – Дисс. канд. психологических наук, 1954. – Режим доступа: https://www.childpsy.ru/dissertations/id/19059.php (дата обращения: 26.05.2017).
4. Щерба Л. В. О „диффузных” звуках [Текст] // Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 147–149.
|
Ответ на вопросы к экзамену 30 баллов
Прохождение этого задания представляет собой устный ответ на 2 вопроса (экзаменационный билет) из известного заранее списка вопросов к экзамену.
Структура экзаменационного билета
Билет № 1
1. Двуязычие и диглоссия.
2. Развитие языка как социолингвистическая проблема.
Вопросы для экзамена
1. Социолингвистика как наука (объект, предмет, статус, проблематика).
2. Течения и направления социолингвистических исследований.
3. Социолингвистика среди других дисциплин.
4. Методы социолингвистических исследований.
5. Социолингвистика как наука с точки зрения представителей отечественной и зарубежной школ.
6. Зарождение отечественной социолингвистики в 20-40-х гг. XX в. (работы А.Н. Селищева, Б.А. Ларина, Е.Д. Поливанова, А.Д. Баранникова, Л.П. Якубинского и др.).
7. «Новое учение о языке» Н.Я. Марра.
8. Социолингвистические исследования в 60-70-е гг. XX в. (работы Н.В. Панова, С.И. Ожегова, В.Д. Бондалетова, С.И. Скворцова и др.).
9. Социолингвистические исследования польских, чешских и других славянских ученых.
10. Французская социологическая школа конца XIX – начала XX вв. (А. Мейе, Ж. Вандриес) и дальнейшее развитие социолингвистики во Франции.
11. Американская социолингвистическая школа (У. Брайт, Дж. Гамперц, Ч. Фергюсон, У. Лабов).
12. Проблемы и перспективы исследований современной российской социолингвистики.
13. Социальная дифференциация языка – одна их основных проблем социолингвистики.
14. Суржик как социолингвистический феномен.
15. Койне как социолингвистическое понятие.
16. Профессиональные жаргоны в современном русском языке.
17. Дифференциация признаков языковых ситуаций.
18. Языковая ситуация и билингвизм.
19. Двуязычие и диглоссия.
20. Интерференция как результат взаимодействия двух языков.
21. Языковая политика. Типы языковой политики.
22. Законы о языке. Правовой статус языков.
23. Понятие «государственный» и «официальный» язык.
24. Языковая политика Российской Федерации на общегосударственном и региональном уровнях.
25. Языковое планирование в Российской Федерации. Мероприятия по реализации государственной языковой политики.
26. Развитие языка как социолингвистическая проблема.
27. Теория развития языка в работах Е.Д. Поливанова.
28. Современные социолингвистические концепции языкового развития (теория антиномий М.В. Панова; теория языковой эволюции У. Лабова).
29. Язык мужчин и женщин как единица социолингвистического исследования.
30. Проблематика социолингвистических гендерных исследований.
Написание тезисов и участие в научных конференциях по теме курса 10 баллов
Тема реферата или семинара, сведения, полученные в ходе курса, могут стать отправной точкой при дальнейшей работе над выпускной квалификационной работой, а текущие полученные результаты самостоятельного научного поиска фиксироваться в виде тезисов и участия в научных конференциях по тематике курса, за что предоставляется дополнительные баллы как творческий рейтинг. Тезисы подготавливаются при участии научного руководителя.