Скапливание бытовых отходов на мусорном полигоне не может быть бесконечным. В определенный момент полигон ТБО закрывается. После проведения соответствующих работ, занятые земельные участки под ТБО можно рекультивировать или использовать для хозяйственной деятельности. Что характерно, расходы на рекультивацию должны закладываться в стоимость полигонов еще в процессе их проектирования.
Скапливание бытовых отходов на мусорном полигоне не может быть бесконечным. В определенный момент вывоз мусора на свалку прекращается и полигон ТБО закрывается. После проведения соответствующих работ, занятые земельные участки под ТБО можно рекультивировать или использовать для хозяйственной деятельности. Что характерно, расходы на рекультивацию должны закладываться в стоимость полигонов еще в процессе их проектирования.
Рекультивация земель, отданных под полигоны ТБО, это целый ряд поэтапных мероприятий, нацеленных на возрождение ценности земель для хозяйственного использования, а также улучшение условий природной среды и экологической обстановки в регионе.
К процессу рекультивации свалки приступают одновременно с прекращение вывоза мусора на конкретный полигон. Все работы производится поэтапно в следующем порядке:
· технический этап,
· биологический этап.
Технический этап рекультивации полигона ТБО
Начало производства механизированных мероприятий по защитному экранированию основных плоскостей чаши полигона, накоплению и обработке биогаза, фильтрата, вод сточных.
Можно перечислить основные работы на техническом этапе:
· стабилизация и планировка чаши полигона,
· установка дегазаторов,
· установка оборудования для сбора фильтрата и сточных вод,
|
· установка рекультивационной защиты.
Биологический этап рекультивация полигона бытовых отходов
На данном этапе производится набор агротехнических, а также фитомелиоративных мероприятий, которые служат непосредственно оздоровлению данных земель. К основным работам можно отнести следующие мероприятия:
· подготовительные почвенные работы,
· посадка и посев растений и трав.
Все данные действия производятся только после проведения определенных изыскательских работ.
Сбор сингаза (свалочный газ)
Свалочная газовая смесь или сингаз возникает как результат сбраживания отходов органики в процессе их разложения на свалке. Также образуется водяной пар, что способствует образованию влажной смеси, где основными элементами будут метан СН и СО2, то есть диоксид углерода.
Данное сочетание газовых сред представляет высокую угрозу безопасности для окружающей среды и выражается в следующих негативных проявлениях:
· пожаро и взрывоопасность,
· помехи при проведении рекультивационных работ,
· загрязнение воздуха,
· токсичные выделения.
Следуя специальной технологии, все исходящие газы собираются и обрабатываются. При этом используются соответствующиегазоотводы, созданные при строительстве полигона ТБО.
Очистка сингаза
Сингаз не годится для производства топлива. Чтобы получить хозяйственную пользу свалочный газ перерабатывают в скрубберах. Скруббер – это аппарат, созданный для очистки свалочного газа. Очистка газа здесь осуществляется при помощи подачи воды. Промывка – одна из оптимальных очистных операций в виду своей относительной дешевизны.
|
После промывки сингаз можно использовать в следующих процессах:
· генерация тепловой энергии методом прямого сжигания,
· топливная смесь для различных двигателей и турбинных агрегатов для получения электрической энергии и тепла.
Однако данное мероприятие не является наиболее оптимальным, поскольку присутствующий в данной смеси метан практически не используется. При соответствующей обработке или обогащении газов свалочных можно получит метан для хозяйственных нужд.
Под термином обогащения сингаза понимается доведение метана в нем до концентрации 95%. Производится обогащение в специализированном оборудовании, после чего газ можно использовать даже в городских газовых сетях бытового назначения. Непрофессиональное проведение строительства полигона ТБО и его последующей рекультивации может привести к потере топливных ресурсов и локальной экологической катастрофе.
Приложения
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
|
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом "ж" статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом "в" настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.