ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.
Первоначально термин психофизиология использовался наряду с с понятием физиологическая психология для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные и объективные физиологические методы
О связи психического и физиологического утверждали известные физиологоги того времени: Мюллер, Фехнер, Гельмгольц, Пфлюгер, Дю Буа-Реймон и др.
Русский физиолог И.М. Сеченов рассматривал психическое как продукт деятельности мозга. В 1847 г. И.М.Сеченовым опубликован труд «Рефлексы головного мозга», идеи которого впитала в себя вся прогрессивная Россия.
Будучи, вначале своебразным ответвлением от физиологии, психофизиология возникла как наука экспериментальная.
В частности, на протяжении XVII -XVIII вв. было выполнено немало основополагающих работ в физиологии, на которые в дальнейшем опиралась психо-
физиология. Это:
· открытие капилляров (Мальпиги);
· принципы рефлекторной деятельности нервной системы (Декарт);
· разработка методов измерения величины кровяного давления (Хельс, Коротков);
· сфрмулированый М.В.Ломоносовым закон сохранения материи;
· закон общности процессов горения и газообмена (Лавуазье);
· открытие животного электричества, как способность живых тканей генерировать электрические потенциалы (Гальвани).
Были сделаны некоторые другие открытия, которые способствовали развитию физиологиии как науки. Современная психофизиология базируется на ряде фундаментальных открытий в биологии и, в частности, в области
нейрофизиологии. Среди них следует выделить как наиболее значимые, следующие:
· формирование представлений о клеточном строении нервной системы и нейроне как структурно-функциональной единице нервной системы, свойствах и функциях нейрона, биофизических механизмах нервного импульса (Рудольф Вирхов, Чарльз Шерингтон, Сантяго Рамон- и- Кохал);
|
· открытие синапса, механизмов возбудительного и тормозного взаимодей-ствия между нейронами, роли химических (нейротрансмиттерных и нейромодуляторных) факторов в реализации такого взаимодействия;
· расшифровка механизмов кодирования и передачи информации в нервной системе о воздействующих факторах внешней и внутренней среды;
· установление принципов функциональной организации нервной системы, ее специфических и неспецифических механизмов,механизмов доминанты, общего конечного пути. интеграции в деятельности мозга, биологической обратной связи, функциональной асимметрии мозга;
· достигнуто понимание ассоциативной деятельности различной степени сложности от клеточного до системного уровня, от обусловливания до эвристических возможностей, что, можно полагать, лежит в основе отражательной функции мозга;
· весьма продуктивным оказалось рассмотрение становления психических функций в филогенезе и онтогенезе, определение генотипических и фенотипических компонентов психики.
История развития психофизиологии
Термин «Психология» а затем и «Психофизиология» впервые появился только в первой половине XVIII века, когда немецкий философ
Христиан Вольф (1679-1754) в 1732-1734 годах опубликовал свои книги «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Это при том, что представления о психике, о душе и связи ее с сомой формировались на протяжении практически всей истории человечества.
|
Следует отметить,что хотя бурное развитие и становление психофизиологии как отрасли психологии относится к средине XIX века,хотя ее зарождение уходит своими корня ми в глубокую древность. Использование физиологических показателей при оценке психофизиологического состояния использовались еще в далекое прошлом. О психологическом состоянии человека всегда судили по его физиологических проявлениям.
Например,по уровню саливации судили об уровне нервно-психического напряжения человека,поэтому древние англосаксы заставляли человека,подозреваемого в преступлении жевать корку сухого хлеба.Сохранились свидетельства,того что Юлий Цезарь,отбирая в свой личный легион, использовал те или иные стрессогенные ситуации и с учетом вегетативных проявлений кандидатов их зачисляли в легион или же им отказывали в этой высокой чести.
Поистине бурное развитие психофизиология начала переживать в 60-80-ых годах XIX столетия.Это было связано с тем,что индустриализация производства и техническое перевооружение промышленности и армии предъявила повывшенные требования к квалификации и общему уровню развития и образования лиц, занятых этой деятельностью. Поэтому в развитых странах того времени (Германия,Англия и Франция) было введено всеобщее начальное обучение.Это в свою очередь выдвинуло проблемы психологического отбора способных и одаренных детей, проблемы неуспеваемости и низкой способности к обучению в целом, за решение которых и взялись экспериментальные психологи.
|
То есть в то время на западе в большей степени нашло свое развитие направление дифференциальной психофизиологии. Это направление было представлена такими известными учеными, как Гальтон, Бине, Спирмен, Кеттел, Штерн, Мюнстерберг.
Общепризнанным основоположником этого направления считается немецкий врач В.Вунд (1832-1920). Именно он сыиграл решающую роль в сближении психологии и естествознания. После завершения врачебного образования он отказался от медицинской практики, учился у знаменитого физиолога И. Мюллера (1801-1858) и после защиты в 1856 г. докторской диссертации преподавал физиологию в Гейдельбергском университете, будучи ассистентом Г. Гельмгольца - врача, физиолога, физика, философа.
Имено здесь, работая у Гельмгольца, В. Вундт познакомился с работами П. Бугера (Франция), немецких исследователей Э.Г. Вебера и Т.Т. Фехнера, на основании экспериментов которых в 1832 г. был сформулирован основной психофизиологический закон, устанавливающий четкую количественную зависимость между параметрами раздражителя и интенсивностью ощущений человека.
Во второй половине XIX века основным методом в психологии становится интроспекция, т. е. формирование суждений на основе только личных, сугубо субъективных ощущений, представлений, переживаний. На ос-
нове интроспекции строились теоретические построения, такие, как например бихевиоризм, гештальтизм и другие. Именно исследователями родоначальников психофизиологии: Бугшера,Вебера,Фехнера был положен конец концепции интроспекции, господствующей в науке с ХIX века. В противовес субъективным представлениям было предложено объективное количественное измерение.
В. Вундт выполняет серию блестящих работ, и в 1874 гг. выходит его фундаментальная работа "Основания физиологической психологии", образовывает Общество физиологических психологов и в 1879 г. создает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая через два года перерастает в институт.
В.Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента..Однако,В.Вунд считал,что высшие психические функции,которые составляют сущность личности,недоступны экспериментальному исследованию,поэтому главное направление его работы было связано с изучением зрительно-моторных реакций.По существу,Вунд разрабатывал методы оценки психомоторных качеств человека,которые уже тогда учитывались при отборе кандидатов для работы с промышленными машинами, где эти качества являлись основополагающими.
В это же время,в Англии Френсисом Гальтоном в 1884 году была образована антропометрическая лаборатория, где он измерял различия между людьми (общесоматические, нервно-психические и психические) с помощью целого набора методик:
-на определение зрительной,слуховой,тактильной и проприоцептивной разности чувствительности,
-на мускульную силу,
-время простой и сложной сенсомоторной реакции и др.
В этой лаборатории каждый человек за весьма символическую плату мог обследоваться на предмет оценки своих способностей. С помощью этих методик были получены первые систематические результаты об индивидуальных различиях в области элементарных антропофизиологических и психофизиологических процессов.При этом,многие подходы в оценки физического развития человека и предложенные Гальтоном методы их оценки находят свое практическое применение до настоящего времени.
В 1894 г.из лаборатории Вунда приехал работать в Пенсильванский университет Джеймс Кеттелл,который вскоре организовал в этом университете психометрическую рабораторию.В результате многолетних исследований Кеттелл вместе с сотрудниками своей лаборатории разработал наборы заданий, которые он назвал «умственными тестами» и использовал их дляоценки так называемой «интеллектуальной физиономии обследуемого».Таких психофизиологических тестов насчитывалось уже более 50-ти,и направлены они были на изучение качеств внимания, памяти, психомоторики и ряда других характеристик.
Быстрое развитие психофизиологии было бы невозможно без выполнения учеными запроса промышленности и сферы обслуживания.В конце XIX-начале XX вв. усилиями английских, немецких и американских ученых развивается психотехника: наука, изучавшая:
-возможности человека для работы с машинами (прибором, пультом и др.)
- законы приспособления конструкции и формы машины к особенностям человека.
Уже в 1891 году немецкий психотехник Гуго Мюнстерберг предложил серию психофизиологических тестов и организовал практический профессиональный отбор кандидатов на обучение некоторым специальностям. В результате этих мероприятий в несколько раз уменьшилось количество аварий, связанных с эксплуатацией машин и оборудования. В 1910 г. Гуго Мюнстербергом была установлена зависимость надежности человека, управляющего технической системой, от его психофизиологических качеств и раньше других было сформировано понятие «личный (личностный) фактор».
Психофизиологические тесты нашли свое быстрое применение в системе школьного обучения.Школа того времени давно нуждалась в в инструментарии для объективного разделения детей по знаниям,умениям,навыкам,способностям,выявления умственно отсталых и одаренных детей,для отбора учащихся в профессиональные и специальные школы и др.В 1904 г.во Франции была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей из общеобразовательных школ Парижа и создания специальных учебных заведений,где бы могли продолжать обучение такие дети.Для работы в этой комиссии были привлечены известные в то время психологи Альфред Бине и Теодор Симон. Учеными был разработан психодиагностический набор тестов,состоящий из 30 заданий для дифференциации детей по уровню умственного развития (уровню интеллекта).Задания были распределены по трудности и позволяли отделять явные случаи умственного недоразвития от нормы.
Вторая более совершенная редакция шкалы Бине-Симона увидела свет в 1908 г. и состояла уже из 55 заданий и предусматривала соответствие
успешности решения тестов возрасту.Тогда же было введено понятие "умственный возраст":
IQ фактич.
IQ = ------------- x 100
IQ нормат.
То есть была разработана методика количественной оценки мыслительных способностей, впоследствии ставшей известной как определение коэффициента интеллекта -IQ (англ. Intelligence quotient). Затем появилось множество других тестов и «батарей тестов», измеряющие уровень интеллекта. Как правило, в обычный «набор» входили тесты определяющие умение решать логические задачи, манипулировать буквами в словах, абстрактно мыслить.
Начиная с 1905 г. эта методика количественной оценки мыслительных способностей стала широко применяться во французских школах. Тогда же среднее значение IQ было принято за 100. С тех пор 70 -85 баллов получают люди со средним интеллектом, а набравшие 120 -150 считаются достаточно одаренными. За эти годы накопилось множестов данных об уровне интеллекта жителей многих стран мира.
Психологи пришли к выводу, что примерно 75% населения Земли имеет средний уровень интеллекта, 24,5% - несколько ниже среднего, и только 0,5% - имеют очень высокие значения интеллектуального коэффициента, так сказать-интеллектуальная элита общества. Десятки миллионов долларов были потрачены на разработку все новых тестов. Однако уже в середине 1990-х в таких методах постепенно начали сомневаться. Стало понятно, что с помощью обычной тренировки можно заметно под нять свой результат. Да и не всегда люди с высоким IQ оказывались самыми умными. Например, самый высокий IQ, равный 228 (!), зарегистрирован в 1989 г. у 10-летней американки Мэрилин Савант, тогда как у Эйнштейна IQ был равен 200, а у Дж.Буша - младшего он и вовсе ниже 100.
Помимо Франции,система Бине-Симона самое широкое распостранение и практическое применение нашла в США,где усилиями американского психолога С.Холлу прочно укоренилось мнение о непосредственной зависимости эффективности обучения и педагогической практики от результатов экспериментального исследования учащихся. Уже в 1894 г. в США функционировали 27 лабораторий для изучения способностей детей, издавалось 4 специализированных журнала.
По праву, считая Бине, Симона и Холлу основоположниками школьной психодиагностики,справедливости ради следует указать,что еще в 1787 г.немецкий врач Тидеман издал сочинение "Наблюдение над развитием душевных способностей у детей",которое по праву может считаться первым учебником по педагогической психологии.
Один из известных психологов Чарльз Мюррей, автор нашумевшей в свое время монографии "Колоколообразная кривая" приводит следующие данные:
-дети с низким IQ становятся бедными в 15 раз чаще, чем умники, потому что они чаще бросают школу, недоучившись;
-также среди лиц с низким IQ значительно больше тех, кто не может и не хочет найти работу;
-средний IQ у лиц, нарушивших закон, как правило, ниже среднего 1 уровня (80 баллов), а у преступников-рецидивистов он еще ниже;
Более того, это разделение влияет и на демографию: женщины с высоким интеллектом детей рожают меньше и позже, чем женщины с низким IQ.
Несмотря на мнения многих оппонентов именно исследования Бине-Симона произвели революционные преобразования в педагогике в плане дифференциации способностей школьников. По мнению известного отечественного психофизиолога Б.М. Теплова «...Если после Гальтона тестология приобрела в качестве своей причинной основы концепцию генетически фиксированного интеллекта, то после Бине она базировалась на концепции биологически детерминированного развития в онтогенезе. Обе точки зрения были проявлением общей методологической линии, сложившейся в результате трактовки психической детерминации как частного варианта детерминации биологической» (В.В.Умрихин,1987).
В это же время появляются работы но типологической проблематике: социологические (Вебер), психологические (Юнг), психоморфологические (Кречмер, а затем Шелдон). Последние пытались обяснять особенности развития и функционирования психики человека влиянием особенности морфологии мозговых структур.
Однако самое значительное развитие и практическое применение психофизиология нашла в Армии. Армии всегда требовались солдаты,которые обладали бы целым пречнем необходимых психофизиологических и личностных качеств,необходимых для качественного выполнения сложных и опасных заданий.Для этих целей было нужно из первоначального набора новобранцев отобрать умственно полноценных,а затем разделить их во родам и видам войск,по соответствующим военным специальностям и направить туда,где бы они могли выполнять свои служебные обязанности наиболее успешно. Эта цель частично была решена в США в 1917 г.,во время 1-ой Мировой войны,когда Американская психологическая ассоциация утвердила Комитет помощи войне под руководством известного психолога Роберта Йеркса. Этот комитет отобрал наиболее пригодные психодиагностические тесты.Особое внимание было уделено групповым тестам интеллекта,разработанных Артуром Отисом.
Поскольку в составе полутора миллионов американских новобранцев были неграмотные и плохо знавшие английский язык,для них были разработаны целые серии так называемых «немых» интеллектуальных методик,для выполнения которых знание языка было необязательным.В итоге,службы армейских психологов стали применять два набора тестов: «Армия Альфа» и «Армия Бета».
По результатам тестирования кандидаты распределялись на 5 групп профессиональной пригодности:А,B,C,D E.При этом,кандидаты из группы А и В направлялись для обучения в офицерские училища и сержантские школы,а лица отнесенные по результатам тестирования к группе Е в армию США не призывались по причине профессиональной непригодности.Всего было обследовано более 2 миллионов человек.
Другой страной,где идеи психофизиологии нашли благодатную почву явилась Россия. Именно в отечественной психофизиологии были предприняты попытки более глубокого осмысления соотношения внешнего и внутреннего в человеческой индивидуальности.
Известный русский медицинский психолог, психиатр В.М.Бехтерев был в числе первых стажеров из России, которые работали в лаборатории
В.Вунда. Ему принадлежит заслуга создания лаборатории экспериментальной психологии в Казанском университете и при кафедре психиатрии Военно-медицинской академии. При кафедре впервые в мире была создана нейрохирургическая операционная. При кафедре функционировали научные лаборатории по анатомии нервной системы, физиологии нервной системы, психофизиологии (экспериментальной психологии). Стараниями В. М. Бехтерева был создан ряд научно-исследовательских, лечебных и учебных
учреждений, в том числе и Психоневрологический институт- первый в мире научный центр по комплексному изучению человека, который и до настоящего времени носит имя своего создателя. Психологическая школа В. М. Бехтерева оказала решающее влияние на развитие психофизиологии в России.
В психофизиологической лаборатории при кафедре были проведены первые экспериментально-психологические лабораторные исследования военных пилотов уже в 1911 г. под руководством доктора В.В. Абрамова. В 1913 г. «Военно-медицинский журнал» издает отдельной брошюрой статью Г.Е.Шумкова «Психофизиологическое состояние воздухоплавателей во время полета»,где впервые были описаны требования к общим и частным способностям русских пилотов: к остроте зрения, к эмоциональной устойчивости, ощущениям, восприятию и др.
Именно в России с конца XIX-начала XX веков разворачиваются широкие теоретические исследования индивидуальных различий. К наиболее известным из них относятся работы П.Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, Г. И. Россолимо, П. Б. Ганнушкина, П. П. Блонского и др.
В 1884 г. отечественный психолог и доктор медицины П.Ф.Лесгафт опубликовал итог 20-летних исследований монографию: «Семейное воспитание ребенка и его значение», где он впервые дал понятие акцентуаций характера подростков.В частности им были описаны 6 «школьных типов», их характерные черты, и причины (биологического и социального плана) их пораждающие.
Наиболее серьезные исследования были проведены в клинике В.М.Бехтерева, а позднее в Психоневрологическом институте психологом и психиатром А. Ф. Лазурским. А.Ф. Лазурский разработал концепцию индивидуальных различий. Согласно этой концепции он предположил о соотнесении свойств характера «с различными сторонами деятельности тех или иных нервных центров», то есть рассматривал взаимообуславливающие влияния морфолого-физиолологических образований человека на психическую деятельность. Впервые в научном мире на место психоморфологической трактовки индивидуальных особенностей личности ставилась нейродинамическая.
Однако А. Ф. Лазурскому не удалось преодолеть дуалистический способ мышления. В человеке он отделил эндопсихику (нервно-психическую организацию человека, включающую темперамент и характер - ядро личности), определяемую прирожденными условиями жизнедеятельности организма, от экзопсихики, которая понималась как отношение личности к окружающей действительйости. Но вместе с тем эндопсихика, включающая как основные человеческие наклонности «понятия приблизительно соответствующее обычному понятию способности» так и их анатомо-физиологический коррелят, оказывается оторванной от составляющих экзопсихику отношений личности к окружающему миру» (В.В.Умрихин,1987).
Отдельные позитивные идеи западной дифференциальной психологии оказали несомненное влияние на формирование концепции способностей
Б.М. Теплова, опубликованных в его работе «Способности и одаренность». В ней автов, проанализировав изъяны западных исследователей пришел к выводу о:
-наличии наследственных предпосылок способностей, обнаруженное (но при этом абсолютизированное) Ф. Гальтоном,
-установил необходимость различения общих и частных способностей,
-установил принцип взаимной компенсации способностей и психофизиологических свойств индивидума.
Больщую роль в развитиии психофизиологии сыграл Нобелеввский Лауреат академик И.П.Павлов. Будучи резким по характеру человеком, И. П. Павлов решительно отказался от традиционной психологической терминологии, заменив ее классической физиологической. Однако было бы неверным утверждение, как это иногда искаженно представляют, что он отрицал психологию как таковую. Скорее наоборот, он способствовал ее развитию. Вот почему за рубежом, где мало знакомы с историей русской науки, нередко говорят, что в России было два Павловых - один знаменитый физиолог, внесший крупный вклад в физиологию кровообращения и пищеварения. Другой - известный психолог, давший принцип раскрытия механизмов психической деятельности.
По И.П. Павлову, высшая нервная деятельность есть психическая) деятельность базируется на двух основных механизмах - механизме условного рефлекса и механизме анализатора. Вся его последующая деятельность и исследования его многочисленных учеников, помощников, руководимых им научноисследовательских коллективов были направлены на изучение свойств и механизмов именно этих двух физиологических феноменов. В нашей стране и за рубежом, где успешно работали его последователи, эти научные направления получили очень широкое развитие и были положены в основу расшифровки самых сложных психических явлений, как в норме, так и при патологических состояниях.
Очень продуктивными в этом отношении оказались исследования А. Р. Лурия (1902-1977), основоположника нейропсихологии и учеников его школя.В совоих исследованиях А.Р.Лурия придерживался мнения И.П. Павлов, что по болезнь - это эксперимент, поставленный самой жизнью), поэтому использование в психофизиологии нейрофизиологических, электрофизиологических, нейроморфологических, биофизических, биохимических методов, а также наблюдение за психическими и соматическими больными позволило
подойти к конкретному решению вопросов о морфофункциональном субстрате
психических функций.
Большая роль в изуении психофизиологических механизмов моторики человека, особенностей организации и построения движений принадлежит выдающемуся советскому психофизиологу Н.А.Бернштейну. Концепция построения движений и действиях объясняла эти функционирования организма как сложнейшую саморегулирующую систему, способную функционировать лишь при непременном использовании информации, поступающей по каналам обратной связи. Идея сенсорных коррекций как аппарата внутренней саморегуляции была сформулирована Н. А. Бернштейном еще в 1928 г., в пору господства в физиологии элементарных представлений о рефлекторной дуге как единственном и исерпывающем механизме протекания любой реактивной функции организма. Введенное Н. А. Бернштейном несколько позже понятие «рефлекторного кольца», предложенное им для замены понятия о незамкнутой на периферии рефлекторной дуге и предполагающее непрерывное уастие в любом отправлении организма потока афферентной сигнализации контролирующего или корректирующего характера, ныне занимает все более проное место в ряду основных понятий психофизиологии деятельности и физиологии центральной нервной системы вообще.
Движения, включенные в трудовую деятельность, можно разделить на исполнительные, гностические (направленные на познание объекта) и приспособительные (установочные, уравновешивающие и др.).
Понимание механизмов движений и формирования двигательного навыка, выбор методов их оценки или прогнозирования невозможен без анализа психофизиологических основ моторных действий. В основе любого движения лежит функциональная система, существенными элементами которой являются программа (энграмма) двигательного акта (в ней заложены цель действия, порядок его осуществления) и обратная афферентация, доставляющая информацию о соответствии хода движения цели. Н. А. Бернштейн убедительно показал роль афферентации (сенсорных коррекций) в обеспечении нормального хода движения. Дело в том, что никакая стандартная последовательность центральных импульсов без обратной связи не может обеспечить достижение цели моторного действия, так как движение может начинаться с различных поз тела и положений двигающихся органов, конечности образуют сложные кинематические цепи с большим числом степеней свободы.
Коррекция движения основана на синтезе афферентации различных анализаторов, среди которых ведущее место принадлежит кинестетическому. Управление движением осуществляется многоярусной функциональной системой, уровни которой выделяются по признаку характерных для них сенсорных коррекций. В таблице дается краткая характеристика уровней построения движений по Н. А. Бернштейну, который убедительно доказал, что для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, имеется адекватный уровень построения. Чем сложнее движение, тем многообразнее необходимые сенсорные коррек ции. В этом случае в построении движения участвует целая иерархия уровней, среди которых можно выделить ведущий, осуществляющий реализацию основных смысловых коррекций. Нижележащие уровни обеспечивают выполнение вспомогательных, «фоновых» коррекций. При этом в поле сознания оказы вается содержание ведущего уровня независимо от его абсолютной высоты. Коррекции фоновых уровней остаются за порогом сознания. К фоновым компонентам относятся многочисленные навыки (сноровки).
В процессе многократного повторения движений происходит их постепенная автоматизация. На начальных этапах освоения (o все необходимые коррекции осуществ ляются на ведущем уровне, за исключением наиболее низовых. В этом периоде сознание перегружено контролем хода действия, движения неуклюжи. По мере выработки навыка большая часть коррекций переадресовывается в низовые уровни, сознание разгружается, движения становятся более ловкими, осуществляются как бы автоматически.
По мере автоматизации движения растет роль проприоцептивной афферентации. Изложенные данные о психофизиологических механизмах движений имеют большое значение для определения методических подходов к прогнозированию успешности психомоторной деятельности.
Очень близки к идеям Н. А. Бернштейна представления П. К. Анохина, развиваемые им также в конце 20-х - наале 30-х годов о механизмах условного рефлекса, и среди них понятия об акцепторе действия как аппарате реализации корригирующих влияний, оказываемых на результат поведенеского акта по итогам осуществляемого в ходе его совершения афферентного синтеза. Акцептор действия, согласно П. К. Анохину [10], является одним из главнейших функциональных элементов целостной интегративной деятельности мозга, поскольку он содержит в себе все основные афферентные параметры объекта действия и на этой основе представляет собою механизм системного возбуждения центральных активирующих и эффекторных аппаратов, согласованная функция которых приводит к формированию более тоной программы действий и в коненом сете - к достижению организмом намеенной им цели. Совокупность всех этих процессов и компонентов интегральной мозговой деятельности и формирует тот специальный саморегулирующийся мозговой механизм осуществления поведенеских актов, который обознаается П. К. Анохиным как «функциональная система». Таким образом, в результате изуения биомеханики движений Н. А. Бернштейном и архитектуры условного рефлекса П. К. Анохиным были существенно дополнены, расширены и модифицированы представления классиеской физиологии о мозговой организации актов приспособительного поведения, а психофизиология деятельности полуила новый эффективный аппарат анализа действий и поступков с токи зрения их внутренней нервной обус ловленности. При этом надо заметить, то само понятие «приспособительное поведение», столь распространенное в физиологии высшей нервной деятельности,претерпело (по крайней мере применительно к человеку) определенные изменения, в основном благодаря настойчиво пропагандировавшимся
Н. А. Бернштейном в последние годы его жизни идеям «физиологии активности». Согласно этому учению, поведение сколько-нибудь высокоорганизованного живого существа не может рассматриваться как серия простых актов пассивного «уравновешивания со средой», а всегда представляет собой деятельность активного поиска, направленную на освоение, преодоление и в конечном счете подчинение среды обитающему в ней живому существу.
На современном этапе перед психофизиологией открываются новые перспективы, особенно это качается направлений психофизиологии стресса, дифференциальной психофизиологии, психофизиологии профессиональной деятельности и др. Все это свидетельствует, что накапливается фактический материал, который укрепляет тенденцию к сближению психологии, ее гуманитарной составляющей, и естествознания, прежде всего, с биологией, во всей широте ее современных аспектов. Однако это еще не означает, что дело только за накоплением фактических данных. Швейцарский психолог, психиатр, основатель аналитической психологии, последователь 3. Фрейда Карл Густав Юнг (1875-1961) утверждал, что «Вероятно, придет день, когда биолог, и не только он, но и физиолог, протянут руку психологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного».