История развития психофизиологии





ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ.

Первоначально термин психофизиологияиспользовался наряду с с по­нятиемфизиологическая психология для обозначения широкого круга исс­ледований психики, опиравшихся на точные и объективные физиологические методы

О связи психического и физиологического утверждали известные физиологоги того времени: Мюллер, Фехнер, Гельмгольц, Пфлюгер, Дю Буа-Реймон и др.

Русский физиолог И.М. Сеченов рассматривал психическое как продукт деятельности мозга. В 1847 г. И.М.Сеченовым опубликован труд «Рефлексы головного мозга», идеи которого впитала в себя вся прогрессивная Россия.

Будучи, вначале своебразным ответвлением от физиологии, психофи­зиология возникла как наука экспериментальная.

В частности, на протяжении XVII -XVIII вв. было выполнено немало осно­вополагающих работ в физиологии,на которые в дальнейшем опиралась психо-

физиология.Это:

· открытие капилляров (Мальпиги);

· принципы рефлекторной дея­тельности нервной системы (Декарт);

· разработка методов измерения вели­чины кровяного давления (Хельс, Коротков);

· сфрмулированый М.В.Ломоно­совым закон сохранения материи;

· закон общности процессов горения и га­зообмена (Лавуазье);

· открытие животного электричества, как способность живых тканей генерировать электрические потенциалы (Гальвани).

Были сделаны некоторые другие открытия, которые способствовали развитию фи­зиологиии как науки. Современная психофизиология базируется на ряде фундаментальных открытий в биологии и, в частности, в области

нейрофизиологии. Среди них следует выделить как наиболее значимые, следующие:

· формирование представлений о клеточном строении нервной системы и нейроне как структурно-функциональной единице нервной системы, свойс­твах и функциях нейрона, биофизических механизмах нервного импульса (Рудольф Вирхов, Чарльз Шерингтон, Сантяго Рамон- и- Кохал);

 

· открытие синапса, механизмов возбудительного и тормозного взаимодей-ствия между нейронами, роли химических (нейротрансмиттерных и нейромодуляторных) факторов в реализации такого взаимодействия;

 

· расшифровка механизмов кодирования и передачи информации в нерв­ной системе о воздействующих факторах внешней и внутренней среды;

 

· установление принципов функциональной организации нервной системы, ее специфических и неспецифических механизмов,механизмов доминан­ты, общего конечного пути. интеграции в деятельности мозга, биологи­ческой обратной связи, функциональной асимметрии мозга;

 

· достигнуто понимание ассоциативной деятельности различной степе­ни сложности от клеточного до системного уровня, от обусловливания до эвристических возможностей, что, можно полагать, лежит в основе отра­жательной функции мозга;

 

· весьма продуктивным оказалось рассмотрение становления психичес­ких функций в филогенезе и онтогенезе, определение генотипических и фенотипических компонентов психики.

История развития психофизиологии

Термин «Психология» а затем и «Психофизиология» впервые поя­вился только в первой половине XVIII века, когда немецкий философ

Христиан Вольф (1679-1754) в 1732-1734 годах опубликовал свои книги «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Это при том, что представления о психике, о душе и связи ее с сомой формировались на протяжении практически всей истории человечества.

Следует отметить,что хотя бурное развитие и становление психофи­зиологии как отрасли психологии относится к средине XIX века,хотя ее зарождение уходит своими корня ми в глубокую древность. Использование физиологических показателей при оценке психофизиологического состояния использовались еще в далекое прошлом. О психологическом состоянии че­ловека всегда судили по его физиологических проявлениям.

Например,по уровню саливации судили об уровне нервно-психическо­го напряжения человека,поэтому древние англосаксы заставляли челове­ка,подозреваемого в преступлении жевать корку сухого хлеба.Сохранились свидетельства,того что Юлий Цезарь,отбирая в свой личный легион , ис­пользовал те или иные стрессогенные ситуации и с учетом вегетативных проявлений кандидатов их зачисляли в легион или же им отказывали в этой высокой чести.

Поистине бурное развитие психофизиология начала переживать в 60-80-ых годах XIX столетия.Это было связано с тем,что индустриализа­ция производства и техническое перевооружение промышленности и армии предъявила повывшенные требования к квалификации и общему уровню раз­вития и образования лиц, занятых этой деятельностью. Поэтому в разви­тых странах того времени (Германия,Англия и Франция) было введено все­общее начальное обучение.Это в свою очередь выдвинуло проблемы психо­логического отбора способных и одаренных детей, проблемы неуспеваемос­ти и низкой способности к обучению в целом, за решение которых и взя­лись экспериментальные психологи.

То есть в то время на западе в большей степени нашло свое разви­тие направление дифференциальной психофизиологии. Это направление было представлена такими известными учеными, как Гальтон, Бине, Спирмен, Кеттел, Штерн, Мюнстерберг.

Общепризнанным основоположником этого направления считается не­мецкий врачВ.Вунд (1832-1920). Именно он сыиграл решающую роль в сближении психологии и естествознания. После завершения врачебного об­разования он отказался от медицинской практики, учился у знаменитого физиолога И. Мюллера (1801-1858) и после защиты в 1856 г. докторской диссертации преподавал физиологию в Гейдельбергском университете, бу­дучи ассистентом Г. Гельмгольца - врача, физиолога, физика, философа.

Имено здесь, работая у Гельмгольца, В. Вундт познакомился с рабо­тами П. Бугера (Франция), немецких исследователей Э.Г. Вебера и Т.Т. Фехнера, на основании экспериментов которых в 1832 г. был сформулиро­ван основной психофизиологический закон, устанавливающий четкую коли­чественную зависимость между параметрами раздражителя и интенсивностью ощущений человека.

Во второй половине XIX века основным методом в психологии стано­вится интроспекция, т. е. формирование суждений на основе только лич­ных, сугубо субъективных ощущений, представлений, переживаний. На ос-

нове интроспекции строились теоретические построения, такие, как нап­ример бихевиоризм, гештальтизм и другие. Именно исследователями родо­начальников психофизиологии: Бугшера,Вебера,Фехнера был положен конец концепции интроспекции, господствующей в науке с ХIX века. В противо­вес субъективным представлениям было предложено объективное количест­венное измерение.

В. Вундт выполняет серию блестящих работ, и в 1874 гг. выходит его фундаментальная работа "Основания физиологической психологии", об­разовывает Общество физиологических психологов и в 1879 г. создает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая через два года перерастает в институт.

В.Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента. .Одна­ко,В.Вунд считал,что высшие психические функции,которые составляют сущность личности,недоступны экспериментальному исследованию,поэтому главное направление его работы было связано с изучением зрительно-мо­торных реакций.По существу,Вунд разрабатывал методы оценки психомотор­ных качеств человека,которые уже тогда учитывались при отборе кандида­тов для работы с промышленными машинами, где эти качества являлись ос­новополагающими.

В это же время,в Англии Френсисом Гальтоном в 1884 году была обра­зована антропометрическая лаборатория, где он измерял различия между людьми (общесоматические, нервно-психические и психические) с помощью целого набора методик:

-на определение зрительной,слуховой,тактильной и проприоцеп­тивной разности чувствительности,

-на мускульную силу,

-время простой и сложной сенсомоторной реакции и др.

В этой лаборатории каждый человек за весьма символическую плату мог обследоваться на предмет оценки своих способностей. С помощью этих методик были получены первые систематические результаты об индивиду­альных различиях в области элементарных антропофизиологических и пси­хофизиологических процессов.При этом,многие подходы в оценки физичес­кого развития человека и предложенные Гальтоном методы их оценки нахо­дят свое практическое применение до настоящего времени.

В 1894 г.из лаборатории Вунда приехал работать в Пенсильванский университет Джеймс Кеттелл,который вскоре организовал в этом универси­тете психометрическую рабораторию.В результате многолетних исследований Кеттелл вместе с сотрудниками своей лаборатории разработал наборы заданий, которые он назвал «умственными тестами» и использовал их дляоценки так называемой «интеллектуальной физиономии обследуемого».Таких психофизиологических тестов насчитывалось уже более 50-ти,и направлены они были на изучение качеств внимания, памяти, психомоторики и ряда других характеристик.

Быстрое развитие психофизиологии было бы невозможно без выполнения учеными запроса промышленности и сферы обслуживания.В конце XIX-начале XX вв. усилиями английских, немецких и американских ученых развивается психотехника: наука, изучавшая:

-возможности человека для работы с машинами (прибором, пуль­том и др.)

- законы приспособления конструкции и формы машины к особен­ностям человека.

Уже в 1891 году немецкий психотехникГуго Мюнстерберг предложил серию психофизиологических тестов и организовал практический професси­ональный отбор кандидатов на обучение некоторым специальностям. В ре­зультате этих мероприятий в несколько раз уменьшилось количество ава­рий, связанных с эксплуатацией машин и оборудования. В 1910 г. Гуго Мюнстербергом была установлена зависимость надежности человека, управ­ляющего технической системой, от его психофизиологических качеств и раньше других было сформировано понятие «личный (личностный) фактор».

Психофизиологические тесты нашли свое быстрое применение в системе школьного обучения.Школа того времени давно нуждалась в в инструмента­рии для объективного разделения детей по знаниям,умениям,навыкам,спо­собностям,выявления умственно отсталых и одаренных детей,для отбора учащихся в профессиональные и специальные школы и др.В 1904 г.во Фран­ции была создана комиссия для отсева умственно отсталых детей из обще­образовательных школ Парижа и создания специальных учебных заведе­ний,где бы могли продолжать обучение такие дети.Для работы в этой ко­миссии были привлечены известные в то время психологи Альфред Бинеи Теодор Симон.Учеными был разработан психодиагностический набор тес­тов,состоящий из 30 заданий для дифференциации детей по уровню умс­твенного развития (уровню интеллекта).Задания были распределены по трудности и позволяли отделять явные случаи умственного недоразвития от нормы.

Вторая более совершенная редакция шкалы Бине-Симонаувидела свет в 1908 г. и состояла уже из 55 заданий и предусматривала соответствие

успешности решения тестов возрасту.Тогда же было введено понятие "умс­твенный возраст":

IQ фактич.

IQ = ------------- x 100

IQ нормат.

То есть была разработана методика количественной оценки мысли­тельных способностей, впоследствии ставшей известной как определение коэффициента интеллекта -IQ (англ. Intelligence quotient). Затем поя­вилось множество других тестов и «батарей тестов», измеряющие уровень интеллекта. Как правило, в обычный «набор» входили тесты определяющие умение решать логические задачи, манипулировать буквами в словах, абс­трактно мыслить.

Начиная с 1905 г. эта методика количественной оценки мыслительных способностей стала широко применяться во французских школах. Тогда же среднее значение IQ было принято за 100. С тех пор 70 -85 баллов полу­чают люди со средним интеллектом, а набравшие 120 -150 считаются дос­таточно одаренными. За эти годы накопилось множестов данных об уровне интеллекта жителей многих стран мира.

Психологи пришли к выводу, что примерно 75% населения Земли имеет средний уровень интеллекта, 24,5% - несколько ниже среднего, и только 0,5% - имеют очень высокие значения интеллектуального коэффициента, так сказать-интеллектуальная элита общества. Десятки миллионов долла­ров были потрачены на разработку все новых тестов. Однако уже в сере­дине 1990-х в таких методах постепенно начали сомневаться. Стало по­нятно, что с помощью обычной тренировки можно заметно под нять свой результат. Да и не всегда люди с высоким IQ оказывались самыми умными. Например, самый высокий IQ, равный 228 (!), зарегистрирован в 1989 г. у 10-летней американки Мэрилин Савант, тогда как у Эйнштейна IQ был равен 200, а у Дж.Буша - младшего он и вовсе ниже 100.

Помимо Франции,система Бине-Симона самое широкое распостранение и практическое применение нашла в США,где усилиями американского психо­лога С.Холлу прочно укоренилось мнение о непосредственной зависимости эффективности обучения и педагогической практики от результатов экспе­риментального исследования учащихся. Уже в 1894 г. в США функциониро­вали 27 лабораторий для изучения способностей детей, издавалось 4 спе­циализированных журнала.

По праву, считая Бине , Симона и Холлу основоположниками школь­ной психодиагностики,справедливости ради следует указать,что еще в 1787 г.немецкий врач Тидеман издал сочинение "Наблюдение над развитием душевных способностей у детей",которое по праву может считаться первым учебником по педагогической психологии.

Один из известных психологов Чарльз Мюррей, автор нашумевшей в свое время монографии "Колоколообразная кривая" приводит следующие данные:

-дети с низким IQ становятся бедными в 15 раз чаще, чем умники, потому что они чаще бросают школу, недоучившись;

-также среди лиц с низким IQ значительно больше тех, кто не может и не хочет найти работу;

-средний IQ у лиц, нарушивших закон, как правило, ниже среднего 1 уровня (80 баллов), а у преступников-рецидивистов он еще ниже;

Более того, это разделение влияет и на демографию: женщины с вы­соким интеллектом детей рожают меньше и позже, чем женщины с низким IQ.

Несмотря на мнения многих оппонентов именно исследования Бине-Си­мона произвели революционные преобразования в педагогике в плане диф­ференциации способностей школьников. По мнению известного отечествен­ного психофизиолога Б.М. Теплова «...Если после Гальтона тестология приобрела в качестве своей причинной основы концепцию генетически фик­сированного интеллекта, то после Бине она базировалась на концепции биологически детерминированного развития в онтогенезе. Обе точки зре­ния были проявлением общей методологической линии, сложившейся в ре­зультате трактовки психической детерминации как частного варианта де­терминации биологической» (В.В.Умрихин,1987).

В это же время появляются работы но типологической проблематике: социологические (Вебер), психологические (Юнг), психоморфологические (Кречмер, а затем Шелдон). Последние пытались обяснять особенности развития и функционирования психики человека влиянием особенности мор­фологии мозговых структур.

Однако самое значительное развитие и практическое применение пси­хофизиология нашла в Армии. Армии всегда требовались солдаты,которые обладали бы целым пречнем необходимых психофизиологических и личност­ных качеств,необходимых для качественного выполнения сложных и опасных заданий.Для этих целей было нужно из первоначального набора новобран­цев отобрать умственно полноценных,а затем разделить их во родам и видам войск,по соответствующим военным специальностям и направить ту­да,где бы они могли выполнять свои служебные обязанности наиболее ус­пешно. Эта цель частично была решена в США в 1917 г.,во время 1-ой Ми­ровой войны,когда Американская психологическая ассоциация утвердила Комитет помощи войне под руководством известного психолога Роберта Йеркса.Этот комитет отобрал наиболее пригодные психодиагностические тесты.Особое внимание было уделено групповым тестам интеллекта,разра­ботанных Артуром Отисом.

Поскольку в составе полутора миллионов американских новобранцев были неграмотные и плохо знавшие английский язык,для них были разрабо­таны целые серии так называемых «немых» интеллектуальных методик,для выполнения которых знание языка было необязательным.В итоге,службы ар­мейских психологов стали применять два набора тестов : «Армия Альфа» и «Армия Бета».

По результатам тестирования кандидаты распределялись на 5 групп профессиональной пригодности:А,B,C,D E.При этом,кандидаты из группы А и В направлялись для обучения в офицерские училища и сержантские шко­лы,а лица отнесенные по результатам тестирования к группе Е в армию США не призывались по причине профессиональной непригодности.Всего бы­ло обследовано более 2 миллионов человек.

Другой страной,где идеи психофизиологии нашли благодатную почву явилась Россия. Именно в отечественной психофизиологии были предприня­ты попытки более глубокого осмысления соотношения внешнего и внутрен­него в человеческой индивидуальности.

Известный русский медицинский психолог, психиатр В.М.Бехтерев был в числе первых стажеров из России, которые работали в лаборатории

В.Вунда. Ему принадлежит заслуга создания лаборатории эксперименталь­ной психологии в Казанском университете и при кафедре психиатрии Воен­но-медицинской академии. При кафедре впервые в мире была создана ней­рохирургическая операционная. При кафедре функционировали научные ла­боратории по анатомии нервной системы, физиологии нервной системы, психофизиологии (экспериментальной психологии). Стараниями В. М. Бех­терева был создан ряд научно-исследовательских, лечебных и учебных

учреждений, в том числе и Психоневрологический институт- первый в мире научный центр по комплексному изучению человека, который и до настоя­щего времени носит имя своего создателя. Психологическая школа В. М. Бехтерева оказала решающее влияние на развитие психофизиологии в Рос­сии.

В психофизиологической лаборатории при кафедре были проведены первые экспериментально-психологические лабораторные исследования во­енных пилотов уже в 1911 г. под руководством доктора В.В. Абрамова. В 1913 г. «Военно-медицинский журнал» издает отдельной брошюрой статью Г.Е.Шумкова «Психофизиологическое состояние воздухоплавателей во время полета»,где впервые были описаны требования к общим и частным способ­ностям русских пилотов: к остроте зрения, к эмоциональной устойчивос­ти, ощущениям, восприятию и др.

Именно в России с конца XIX-начала XX веков разворачиваются широ­кие теоретические исследования индивидуальных различий. К наиболее из­вестным из них относятся работы П.Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, Г. И. Россолимо, П. Б. Ганнушкина, П. П. Блонского и др.

В 1884 г. отечественный психолог и доктор медицины П.Ф.Лесгафтопубликовал итог 20-летних исследований монографию: «Семейное воспита­ние ребенка и его значение», где он впервые дал понятие акцентуаций характера подростков.В частности им были описаны 6 «школьных типов», их характерные черты, и причины (биологического и социального плана) их пораждающие.

Наиболее серьезные исследования были проведены в клинике В.М.Бех­терева, а позднее в Психоневрологическом институте психологом и психи­атром А. Ф. Лазурским. А.Ф. Лазурский разработал концепцию индивиду­альных различий. Согласно этой концепции он предположил о соотнесении свойств характера «с различными сторонами деятельности тех или иных нервных центров», то есть рассматривал взаимообуславливающие влияния морфолого-физиолологических образований человека на психическую дея­тельность. Впервые в научном мире на место психоморфологической трак­товки индивидуальных особенностей личности ставилась нейродинамичес­кая.

Однако А. Ф. Лазурскому не удалось преодолеть дуалистический спо­соб мышления. В человеке он отделил эндопсихику (нервно-психическую организацию человека, включающую темперамент и характер - ядро личнос­ти), определяемую прирожденными условиями жизнедеятельности организма, от экзопсихики, которая понималась как отношение личности к окружающей действительйости. Но вместе с тем эндопсихика, включающая как основные человеческие наклонности «понятия приблизительно соответствующее обыч­ному понятию способности» так и их анатомо-физиологический коррелят, оказывается оторванной от составляющих экзопсихику отношений личности к окружающему миру» (В.В.Умрихин,1987).

Отдельные позитивные идеи западной дифференциальной психологии оказали несомненное влияние на формирование концепции способностей

Б.М. Теплова, опубликованных в его работе «Способности и одаренность». В ней автов, проанализировав изъяны западных исследователей пришел к выводу о:

-наличии наследственных предпосылок способностей, обнаруженное (но при этом абсолютизированное) Ф. Гальтоном,

-установил необходимость различения общих и частных способностей,

-установил принцип взаимной компенсации способностей и психофизи­ологических свойств индивидума.

Больщую роль в развитиии психофизиологии сыграл Нобелеввский Лау­реат академик И.П.Павлов. Будучи резким по характеру человеком, И. П. Павлов решительно отказался от традиционной психологической терминоло­гии, заменив ее классической физиологической. Однако было бы неверным утверждение, как это иногда искаженно представляют, что он отрицал психологию как таковую. Скорее наоборот, он способствовал ее развитию. Вот почему за рубежом, где мало знакомы с историей русской науки, не­редко говорят, что в России было два Павловых - один знаменитый физио­лог, внесший крупный вклад в физиологию кровообращения и пищеварения. Другой - известный психолог, давший принцип раскрытия механизмов пси­хической деятельности.

По И.П. Павлову, высшая нервная деятельность есть психическая) деятельность базируется на двух основных механизмах - механизме услов­ного рефлекса и механизме анализатора. Вся его последующая деятель­ность и исследования его многочисленных учеников, помощников, руково­димых им научноисследовательских коллективов были направлены на изуче­ние свойств и механизмов именно этих двух физиологических феноменов. В нашей стране и за рубежом, где успешно работали его последователи, эти научные направления получили очень широкое развитие и были положены в основу расшифровки самых сложных психических явлений, как в норме, так и при патологических состояниях.

Очень продуктивными в этом отношении оказались исследования А. Р. Лурия(1902-1977), основоположника нейропсихологии и учеников его шко­ля .В совоих исследованиях А.Р.Лурия придерживался мнения И.П. Павлов, что по болезнь - это эксперимент, поставленный самой жизнью), поэтому использование в психофизиологии нейрофизиологических, электрофизиоло­гических, нейроморфологических, биофизических, биохимических методов, а также наблюдение за психическими и соматическими больными позволило

подойти к конкретному решению вопросов о морфофункциональном субстрате

психических функций.

Большая роль в изуении психофизиологических механизмов моторики человека, особенностей организации и построения движений принадлежит выдающемуся советскому психофизиологу Н.А.Бернштейну. Концепция пост­роения движений и действиях объясняла эти функционирования организма как сложнейшую саморегулирующую систему, способную функционировать лишь при непременном использовании информации, поступающей по каналам обратной связи. Идея сенсорных коррекций как аппарата внутренней само­регуляции была сформулирована Н. А. Бернштейном еще в 1928 г., в пору господства в физиологии элементарных представлений о рефлекторной дуге как единственном и исерпывающем механизме протекания любой реактивной функции организма. Введенное Н. А. Бернштейном несколько позже понятие «рефлекторного кольца», предложенное им для замены понятия о незамкну­той на периферии рефлекторной дуге и предполагающее непрерывное уастие в любом отправлении организма потока афферентной сигнализации контро­лирующего или корректирующего характера, ныне занимает все более про­ное место в ряду основных понятий психофизиологии деятельности и физи­ологии центральной нервной системы вообще.

Движения, включенные в трудовую деятельность, можно разделить на исполнительные, гностические (направленные на познание объекта) и приспособительные (установочные, уравновешивающие и др.).

Понимание механизмов движений и формирования двигательного навы­ка, выбор методов их оценки или прогнозирования невозможен без анализа психофизиологических основ моторных действий. В основе любого движения лежит функциональная система, существенными элементами которой являют­ся программа (энграмма) двигательного акта (в ней заложены цель дейс­твия, порядок его осуществления) и обратная афферентация, доставляющая информацию о соответствии хода движения цели. Н. А. Бернштейн убеди­тельно показал роль афферентации (сенсорных коррекций) в обеспечении нормального хода движения. Дело в том, что никакая стандартная после­довательность центральных импульсов без обратной связи не может обес­печить достижение цели моторного действия, так как движение может на­чинаться с различных поз тела и положений двигающихся органов, конеч­ности образуют сложные кинематические цепи с большим числом степеней свободы.

Коррекция движения основана на синтезе афферентации различных анализаторов, среди которых ведущее место принадлежит кинестетическому. Управление движением осуществляется многоярусной функциональной системой, уровни которой выделяются по признаку характерных для них сенсорных коррекций. В таблице дается краткая характеристика уровней построения движений по Н. А. Бернштейну, который убедительно доказал, что для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, имеется адекватный уровень построения. Чем сложнее движение, тем мно­гообразнее необходимые сенсорные коррек ции. В этом случае в построе­нии движения участвует целая иерархия уровней, среди которых можно вы­делить ведущий, осуществляющий реализацию основных смысловых коррек­ций. Нижележащие уровни обеспечивают выполнение вспомогательных, «фо­новых» коррекций. При этом в поле сознания оказы вается содержание ве­дущего уровня независимо от его абсолютной высоты. Коррекции фоновых уровней остаются за порогом сознания. К фоновым компонентам относятся многочисленные навыки (сноровки).

В процессе многократного повторения движений происходит их посте­пенная автоматизация. На начальных этапах освоения (o все необходимые коррекции осуществ ляются на ведущем уровне, за исключением наиболее низовых. В этом периоде сознание перегружено контролем хода действия, движения неуклюжи. По мере выработки навыка большая часть коррекций переадресовывается в низовые уровни, сознание разгружается, движения становятся более ловкими, осуществляются как бы автоматически.

По мере автоматизации движения растет роль проприоцептивной аффе­рентации. Изложенные данные о психофизиологических механизмах движений имеют большое значение для определения методических подходов к прогно­зированию успешности психомоторной деятельности.

Очень близки к идеям Н. А. Бернштейна представления П. К. Анохина, развиваемые им также в конце 20-х - наале 30-х годов о механизмах условного рефлекса, и среди них понятия об акцепторе действия как ап­парате реализации корригирующих влияний, оказываемых на результат по­веденеского акта по итогам осуществляемого в ходе его совершения аффе­рентного синтеза. Акцептор действия, согласно П. К. Анохину [10], яв­ляется одним из главнейших функциональных элементов целостной интегра­тивной деятельности мозга, поскольку он содержит в себе все основные афферентные параметры объекта действия и на этой основе представляет собою механизм системного возбуждения центральных активирующих и эф­фекторных аппаратов, согласованная функция которых приводит к формиро­ванию более тоной программы действий и в коненом сете - к достижению организмом намеенной им цели. Совокупность всех этих процессов и ком­понентов интегральной мозговой деятельности и формирует тот специаль­ный саморегулирующийся мозговой механизм осуществления поведенеских актов, который обознаается П. К. Анохиным как «функциональная систе­ма». Таким образом, в результате изуения биомеханики движений Н. А. Бернштейном и архитектуры условного рефлекса П. К. Анохиным были су­щественно дополнены, расширены и модифицированы представления класси­еской физиологии о мозговой организации актов приспособительного пове­дения, а психофизиология деятельности полуила новый эффективный аппа­рат анализа действий и поступков с токи зрения их внутренней нервной обус ловленности. При этом надо заметить, то само понятие «приспособи­тельное поведение», столь распространенное в физиологии высшей нервной деятельности,претерпело (по крайней мере применительно к человеку) оп­ределенные изменения, в основном благодаря настойчиво пропагандировав­шимся

Н. А. Бернштейном в последние годы его жизни идеям «физиологии активности». Согласно этому учению, поведение сколько-нибудь высокоор­ганизованного живого существа не может рассматриваться как серия прос­тых актов пассивного «уравновешивания со средой», а всегда представля­ет собой деятельность активного поиска, направленную на освоение, пре­одоление и в конечном счете подчинение среды обитающему в ней живому су­ществу.

На современном этапе перед психофизиологией открываются новые перспективы, особенно это качается направлений психофизиологии стрес­са, дифференциальной психофизиологии, психофизиологии профессиональной деятельности и др. Все это свидетельствует, что накапливается факти­ческий материал, который укрепляет тенденцию к сближению психологии, ее гуманитарной составляющей, и естествознания, прежде всего, с биоло­гией, во всей широте ее современных аспектов. Однако это еще не означает, что дело только за накоплением фактических данных. Швейцарский психолог, психиатр, основатель аналитической психологии, последователь 3. Фрейда Карл Густав Юнг (1875-1961) утверждал, что «Вероятно, придет день, когда биолог, и не только он, но и физиолог, протянут руку пси­хологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с раз­ных сторон горы неизвестного».





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.081 с.