Всякое действие по удовлетворению очень разнообразных потребностей люди делают только после осознания своих возможностей.




Механизмы протекания общественных процессов, в том числе и революций.

Давайте посмотрим на эти процессы как бы со стороны, с Луны, например.

Что бы люди ни делали (просто передвигались, работали, наблюдали, развлекались... даже просто мыслили) всё это есть движение сознательных материальных объектов. Но, конечно, качественно всё это различные виды движения. И все эти движения объединяет то, что они совершаются после осознания чего-то вне себя, либо своих чувств, мыслей... после чего у человека формируются осознанные потребности, осознаются возможности по удовлетворению потребностей и далее следует движение (действие) с целью удовлетворения этих осознанных потребностей.

И только после понимания причин поступков людей (каждого человека) можно будет понять почему произошли маленькие и большие действия малых и больших групп людей вплоть до масштабных общественных процессов; понять как они складываются.

Ф.Энгельс писал: "... история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая - историческое событие. Этот результат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел. Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Но из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономические, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,- из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее". (изд. 2, т. 37, стр. 394-396)

Для наглядности каждую силу, волю можно представить себе стрелкой, длинна которой пропорциональна этой силе. Тогда равнодействующая будет самой большой стрелой, направлением в будущее (по времени) и параллельной ей (действовать в том же направлении) будут далеко не все стрелы.

Равнодействующей (самой большой стрелой) может быть и революция, и переворот.., и просто какие-то изменения в обществе. Но, чтобы понять что получилось, нужны критерии определения того и другого.

А критериями могут быть только интересы людей, их отношения, и прежде всего - отношения экономические: если в принципе всё осталось по-прежнему (хозяйственные связи, отношения собственности, новая власть действует как и раньше в интересах аналогичных собственников..., т.е. поменялись только имена...) - то это - переворот. А если новая власть стала действовать в интересах принципиально новых собственников, то это - революция.

Осмысливая сказанное, повторим, что с Луны видны различные действия (движения) людей: ходят, ездят, едят, спят.... воруют, воюют, дружат...., производят продукты труда, в т.ч. и товары, обменивают их, изобретают; многие личности организовывают производства..., управляют многими людьми, кто то стал управлять определённым сообществом на определённой территории и т.д.

И каждый человек, совершая то или иное действие (перечисленные и множество других), совершает его вследствие образовавшейся у него цели. Цель - причина, действие - следствие. И только так. Но цель то у него может возникнуть только после осознания своих возможностей (сейчас не важно может ли он достичь свою цель на самом деле). Ведь ясно, что если человек не видит возможности достичь свою цель, то и ничего не будет делать (в данный момент) для её достижения: не пойдёт сейчас воровать, не будет предлагать никому не нужный товар. Человек не может стать капиталистом, если у него нет денег...

И только когда он осознаёт, что сможет возглавить определённый круг людей, он постарается это сделать. И когда он осознаёт, что на такой то должности он сможет брать взятки, а мораль и законы ему не преграда, он постарается получить эту должность. И т.п.

Всякое действие по удовлетворению очень разнообразных потребностей люди делают только после осознания своих возможностей.

А эти действия люди совершают как В-одиночку, так и вместе с какими то другими людьми (если потребности и цели у них одинаковые). Причём, эти одиночные и коллективные действия могут не причинять другим людям вреда, а могут и причинять. Так воры могут действовать поодиночке, а могут и шайкой. Кустари могут производить поодиночке, а могут и в артель объединиться. И поскольку возможности как отдельных личностей, так и определённых коллективов очень отличаются (как возможности миллиардера или руководителя государства от возможностей рабочего), то и сила воздействия этих субъектов на общество существенно отличаются. Это значит, что некоторые личности могут производить даже исторически значимые действия.

Для понимания общественного развития нам важны прежде всего те действия людей, которые так или иначе влияют на экономические отношения, на их изменения (процессы труда, отношения собственности, производственные отношения). Что это за действия?

В принципе все действия людей так или иначе приводят к каким то изменениям в обществе. Одни почти не имеют значения в этом смысле, другие - более значимы, а некоторые - приводят к очень значительным изменениям. Например, войны. Они приводят к очень значительным изменениям в обеих сторонах, но если экономические отношения после войны остаются прежними, то и политико-экономический уклад остаётся прежним. Хотя это уже тавтология.

Но существуют в обществе разные группы людей, каждая из которых (групп) объединена своими интересами и не мешает другим. Например, общество рыболовов. Или мотоциклистов, книголюбов... А есть и предельно большие группы людей, общность интересов которых является следствием их отношения к объектам собственности. Например, мелкие собственники земли, отдающие часть своей продукции помещику. Это уже класс крестьян, интересы которых обусловлены в очень большой степени классом помещиков. Интересы класса рабочих обусловлены прежде всего отсутствием у них средств производства, производящие продукты труда средствами производства капиталиста. А класса капиталистов - наличием у них этих средств производства, что их и объединяет в такие большие классы. Причём, существовать друг без друга эти классы не могут.

Но интересы этих классов во многом противоположны, но не во всём (крестьян-помещиков, рабочих-капиталистов), поэтому жизнь заставляет их "дружить" и бороться со своей противоположностью.

А вот когда средства производства будут принадлежать коллективам трудящихся (всем участникам того или иного производства конкретного продукта), тогда и не станет противодействующих друг другу субъектов, тогда и исчезнут классы; тогда люди будут трудиться в своих интересах и интересах своего коллектива. А это, конечно, возможно только при определённых политических преобразованиях.

Противоречия между людьми, конечно после этого не исчезнут, но это уже будут не коренные противоречия, не классовые.

А процесс преобразования от наличия классов к их отсутствию и есть революция (= коренные преобразования в обществе по уничтожению коренных противоречий). И этот процесс, конечно, не означает физическое устранение капиталистов, а всего лишь - изменение отношения каждого капиталиста к средствам производства как к коллективному объекту собственности. Не более того. А если сопротивление капиталиста этому процессу приносит ему же крупные неприятности - то сам же он и виноват.

Коммунисты, говоря об угнетении рабочих капиталистами, только это противодействие и видят. Хотя, в их взаимоотношениях есть и элементы сотрудничества. Кроме того, капиталист работает на рынок, а это значит на потребности других людей, значит и на потребности рабочего класса тоже. Этим и смягчается его кровожадность. Но чем больше в руках капиталиста сосредотачивается власти (прежде всего в производстве как монополиста), тем больше он ею злоупотребляет (потому что растут его возможности, сила экономического, а потому и политического воздействия на всё окружающее).

Но это не значит, что переход к коллективным формам собственности полностью исключает частнособственнические отношения. Нет. Социализм, как формация, основывающаяся на коллективной собственности (преимущественно, потому что более низкие формы экономических отношений встраиваются в новые, как некоторые прежние кусочки ДНК остаются в новой структуре), интегрирует в себя и старые экономические формы или виды отношений (потому что производство некоторых продуктов не может быть коллективным). Да и более высокая эффективность производства какого то конкретного продукта может быть именно у частного производителя.

Надеюсь, эти основные принципы понимания протекания общественных процессов, помогут историкам понять революции и другие изменения в обществе. Главное - не привлекать для понимания этих процессов моральные оценки, различные идеологии и т.п.

Не надо эту муть запускать в чистую теорию.

Надо просто понять механизм действия людей (от потребностей - целей до принятия решения и самого действия) без всяких моральных оценок историка. Конечно, мораль, идеология и т.п. влияют на поступки людей, участвующих в историческом процессе. Но они могут лишь направлять на путь истинный или мешать правильному пониманию своих интересов и целей.

В.И.

11.12.17., 16.12.17.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: