Тема 3. Экипаж морского судна




Общее определение экипажа судна можно сформулировать с учетом понятия "член экипажа судна", содержащегося в Конвенции 1965 г. это коллектив лиц, действительно занятых во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенных в судовую роль (список экипажа). В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 1996 г. в судовую роль включаются и, следовательно, приравниваются к членам экипажа курсанты учебных заведений и командируемые на суда для выполнения служебных заданий работники предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении Минтранса и других федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 52 КТМ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда (все лица, не относящиеся к командному составу судна). В статье перечисляются основные должности, относящиеся к командному составу: капитан, помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. В то же время указывается, что федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (и другими федеральными органами исполнительной власти) к командному составу могут быть отнесены также другие специалисты.

 

В соответствии со ст. 53 КТМ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна (недопущение перегрузки членов экипажа судна работой). Указанная норма основана на требованиях, содержащихся в международных договорах Российской Федерации. Так, согласно Конвенции ООН 1982 г. каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает меры по комплектованию и обучению экипажей судов. Судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности в области судовождения, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности - соответствовать типу, размерам и оборудованию судна. В соответствии с Правилами V/14 СОЛАС-74 правительства должны принимать меры, чтобы с позиции охраны человеческой жизни на море все суда были укомплектованы экипажем в надлежащем количестве и должной квалификации. В настоящее время Принципы безопасного укомплектованного судна экипажем одобрены ИМО Резолюцией Ассамблеи A.890(21) (дополнена Резолюцией A.955(23)). Согласно Принципам при определении минимального состава экипажа судна должны обеспечиваться: организация и принципы несения вахты на судне в соответствии с Правилом VIII/2 Конвенции ПДНВ-78/95 (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты); надежная и безопасная швартовка и отшвартовка; безопасное управление судна при нахождении в море, в стационарном или близком к стационарному положении; выполнение операций для предотвращения ущерба морской среде; осуществление мер безопасности судна с тем, чтобы свести к минимуму опасность возникновения пожара; оказание медицинской помощи на борту судна; безопасная перевозка груза и т.д. Экипаж должен быть способен обеспечить: приведение в действие всех водонепроницаемых закрытий и поддержание их в рабочем состоянии; развертывание аварийных партий; функционирование оборудования и спасательных средств для эвакуации всех лиц, находящихся на судне; нахождение в безопасном состоянии всех главных и вспомогательных механизмов с тем, чтобы судно могло противостоять предвидимым опасностям рейса. При применении этих принципов правительства должны учитывать требования, установленные Международной организацией труда (МОТ), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в отношении несения вахты, рабочего времени и времени отдыха; организации безопасности; помещений для экипажа; дипломирования моряков и их обучения и т.д.

КТМ (п. 2 ст. 53) содержит общее положение, согласно которому минимальный состав экипажа судна устанавливается Минтрансом по согласованию с соответствующим органом в зависимости от типа и назначения судна, района плавания судна. Ассамблея ИМО рекомендовала правительствам при установлении минимального состава экипажа судна принимать во внимание Руководство по применению принципов безопасного укомплектования судна экипажем, одобренное указанной выше Резолюцией. Руководство содержит подробное положение относительно критериев, которые должны приниматься во внимание при решении вопроса о минимальном составе экипажа судна. В частности, должны указываться размер и тип судна; число, размер и тип главных и вспомогательных механизмов; конструкция и оборудование судна; тип перевозимого груза; частота заходов в порты и продолжительность рейсов; район плавания; объем подготовки экипажа на борту судна; максимальная продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Согласно п. 4 Руководства администрация может предложить компании, ответственной за эксплуатацию судна, подготовить и представить ее предложения относительно уровня минимального безопасного состава экипажа. При подготовке предложений компания должна руководствоваться указанными выше принципами и рекомендациями. Администрация оценивает предложение компании и может одобрить его или предложить внести в него соответствующие изменения. Если администрация считает, что предложение компании полностью соответствует принципам, рекомендациям и руководствам, содержащимся в Резолюции A.890(21), она выдает документ о минимальном составе экипажа судна. Администрация, учитывая развитие техники и специальные типы судов и особенности перевозки, может одобрить минимальный состав экипажа и с отступлением от некоторых указанных предложений, однако во всех случаях она должна быть уверена, что укомплектование экипажем обеспечивает степень безопасности по крайней мере не ниже той, которая установлена в Руководстве.

В настоящее время действует Приказ Минтранса РФ от 1 ноября 2002 г. N 138 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов".

Согласно Правилу V/14(b) СОЛАС-74 на борту должен находиться документ о минимальном безопасном составе экипажа. Это требование получило отражение в п. 2 ст. 53 КТМ, согласно которому свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающем безопасность, выдается капитаном морского торгового порта. В соответствии с Руководством по содержанию и типовой форме такого документа (приложение 3 к Резолюции A.890(21)) этот документ должен содержать наименование судна, порт регистрации, номер ИМО, валовой тоннаж, мощность главной машины, тип судна и район плавания, число и квалификацию персонала. Документ должен включать официальное заявление администрации о том, что в соответствии с Принципами и Руководством, о которых говорилось выше, указанное судно рассматривается как надлежаще укомплектованное, если при выходе в море на нем находится экипаж, количество членов и квалификация которого определены в документе. Примерно такое же положение содержится в ст. 53 КТМ. При осуществлении контроля в морском порту соответствующее внимание уделяется и укомплектованности судна экипажем. Следует лишь добавить, что п. 5 Резолюции A.890(21) призывает правительства при осуществлении государственного портового контроля в отношении иностранных судов в своих портах рассматривать соответствие экипажа данным документам в качестве свидетельства того, что такое судно укомплектовано согласно установленным требованиям.

 

Общепринятая международная практика требует дипломирования моряков и подтверждения их квалификации, опыта и профессиональных навыков. Эти требования закреплены в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (Конвенция ПДМНВ-78 с поправками). Указанная Конвенция принята под эгидой Международной морской организации, которая является специализированным учреждением ООН. На основании Конвенции ПДМНВ-78 с поправками в Российской Федерации разработано Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. № 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов".

Согласно ст. 55 КТМ, к работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Медицинские требования к морякам, направляющимся на работу за границу, относительно их состояния здоровья определены рядом международно-правовых актов. Условно их можно разделить на два вида:

- нормы международного права, устанавливающие медицинские требования к профессиональной пригодности моряков;

- санитарно-гигиенические нормы, касающиеся предупреждения заноса и распространения карантинных заболеваний, таких, например, как холера, желтая лихорадка, СПИД.

Необходимые медицинские документы:

- сертификат о прохождении медицинского профессионального осмотра. Наличие указанного сертификата требуется в соответствии с требованиями Конвенции МОТ № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» [72]. Срок выданного на руки моряку сертификата не может превышать двух лет. Если срок его действия истекает во время нахождения в плавании, то он сохраняет силу до конца плавания;

- справка о прохождении тестирования на СПИД по установленной форме;

- в соответствии с Медико-санитарными правилами 1969 г. с последующими изменениями и дополнениями, для моряков необходимо наличие двух международных свидетельств - о вакцинации и ревакцинации против желтой лихорадки и холеры. Используемая в прививках вакцина должна соответствовать требованиям, установленным ВОЗ.

Международное свидетельство о вакцинации или ревакцинации против холеры действительно в течение 6 месяцев, начиная с шестого дня после первого введения вакцины, или в случае ревакцинации, проведенной в течение этих 6 месяцев, начиная со дня вакцинации. Срок действия международного свидетельства о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки - 10 лет, начиная с десятого дня после вакцинации или в случае ревакцинации, произведенной в течение этого периода.

Данные свидетельства должны быть собственноручно подписаны врачом. Любое внесенное изменение, подчистка или неполное заполнение любой части свидетельства может повлечь за собой его недействительность. Свидетельства выдаются индивидуально только одному лицу.

Если врач считает, что моряку противопоказана прививка против желтой лихорадки или холеры по медицинским показателям, то он должен выдать письменную справку с указанием причин невозможности вакцинации.

Вопрос о том, как поступить с моряком, имеющим такую справку, решается санитарными властями порта захода судна.

В соответствии с п. 1 ст. 56 КТМ РФ, иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать на судне, плавающем под Государственным флагом РФ, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами РФ к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства.

Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами:

- действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта РФ, или действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95, при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта РФ;

- действительными квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (для лиц рядового состава), выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации, или выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95, при условии признания их в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;

- документом о морском образовании - при необходимости.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой на судне должности. В зависимости от конкретных обстоятельств работодатель в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты может принять на работу лицо, свободно владеющее Стандартным морским навигационным словарем-разговорником, замененным Стандартным морским разговорником ИМО.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их годность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства для работы в качестве члена экипажа при нахождении судна за пределами территории Российской Федерации удостоверение, подтверждающее его пригодность к работе на море, должно отвечать требованиям Конвенции Международной организации труда № 73 «Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков».

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность:

- действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда № 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» [67], выданные соответствующими компетентными властями иностранных государств - для работы на судне заграничного плавания;

- действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда № 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» или действительные национальный заграничный паспорт или вид на жительство, признаваемые Российской Федерацией в качестве документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, - для работы на судне, не являющемся судном заграничного плавания.

 

В Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 628 "О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки" утверждены соответствующие Положения. В соответствии с Положениемоб удостоверении личности моряка, Удостоверение личности моряка является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река - море) плавания, используемых для целей торгового мореплавания (далее - судно).

Удостоверение личности моряка не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Удостоверение личности моряка выдается гражданам Российской Федерации, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики.


В удостоверении моряка указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя (полностью) и другие части имени владельца удостоверения, если таковые имеются;

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство;

д) любые особые физические приметы, которые могут оказаться полезными для идентификации личности.

В удостоверении личности моряка содержатся:

а) фотография владельца удостоверения;

б) подпись владельца удостоверения;

в) биометрические данные, отображаемые в виде биометрического шаблона, составленного на основе отпечатков пальцев владельца удостоверения, представленного в виде цифр в штрих-коде, и отвечающего техническим требованиям по биометрической идентификации моряков.

Срок действия удостоверения личности моряка составляет 5 лет.

 

 

Международный характер мореплавания предопределяет ряд особенностей правового положения капитана судна, одной из которых является то, что должностные права и обязанности капитана устанавливаются не только национальным морским законодательством, но и международными конвенциями, в которых участвует конкретное государство, возлагающее на капитана выполнение предусмотренных конвенциями международных обязательств.

Кроме того, занятие должности капитана требует от конкретного лица не только наличия у него соответствующего квалификационного диплома и знаний в области навигации, мореходной астрономии, девиации, гидрометеорологии, морского дела, электрорадионавигации, коммерческой эксплуатации и пр., но и обязательных обширных знаний международного и национального права, которые в процессе международного мореплавания капитану приходится постоянно применять на практике.

В КТМ РФ правам и обязанностям капитана судна посвящен параграф 2 главы IV. Согласно его положениям, основной обязанностью капитана судна является управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Так, согласно ч. 1 ст. 62 КТМ РФ, капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Данная обязанность основана на древнейшем морском обычае, получившем закрепление в различных международных соглашениях. Согласно Правилу V/11 СОЛАС 74/78, капитан судна, находящегося в море, получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие. Если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств данного случая считает ненужным или излишним следовать на помощь, он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах, в силу которых он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие. Капитан судна, терпящего бедствие, имеет право выбрать одно или несколько судов, ответивших на его призыв о помощи, и долг капитана или капитанов выбранных судов подчиниться такому выбору. Капитан судна освобождается от обязанности оказывать помощь, если его судно не выбрано, а если было выбрано - когда он получил сообщение от людей, терпящих бедствие, или от капитана другого судна, прибывшего на место происшествия, что помощь больше не нужна.

Согласно ст. 10 Международной конвенции о спасании 1989 г. капитан судна обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем людей, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море.

За нарушение обязанности по оказанию помощи лицу, терпящему бедствие на море, капитан судна несет уголовную ответственность.

В случае столкновения судов капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.

Капитаны судов обязаны, если это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения.

Если на борту судна находится лицо, нуждающееся в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

Обычаем и законодательством большинства государств заход в порт, осуществленный в связи с необходимостью оказания срочной медицинской помощи, рассматривается как вынужденный заход, в котором не может быть отказано.

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

Если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров.

Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом о дисциплине.

Капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае применяются правила о репатриации члена экипажа судна, установленные КТМ РФ.

Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации определяются Консульским уставом Российской Федерации.

На судне, находящемся в плавании, капитан судна возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. В этом случае капитан судна по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства обязан направить, если это практически осуществимо, в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

В случае рождения ребенка на судне или в случае смерти на судне капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале.

Капитан судна обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

В случае смерти, болезни или иных причин, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: