Предложение денег и банковская система. Кредитно-денежная политика
Оглавление
Введение
Глава 1 Предложение денег и банковская система
1.1 Банковская система, кредитный потенциал и норма банковских резервов
1.2 Центральный банк и коммерческие банки
Глава 2 Кредитно-денежная политика
2.1 Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор
2.2 Денежный рынок. Спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке
Заключение
Задание
Список использованной литературы
Введение
У истоков экономической науки были мыслители Древнего Египта ХХII века до нашей эры. Экономическая мысль накапливалась, оттачивалась и развивалась в других странах Древнего Мира.
Экономическая наука, как и любая другая общественная наука, исследует и отражает одну из сторон, грань разнообразной и сложной социальной действительности, рассматривая под определенным углом зрения общую деятельность людей и индивидов.
Так, Раймон Барр писал, что экономическая наука- это наука об управлении редкими ресурсами, о формах человеческого поведения и способах их использования для удовлетворения многочисленных и неограниченных потребностей.
Но на сегодняшний день почти у всех людей, экономика ассоциируется с деньгами, сбережениями и денежным обращением, то тогда и тема данной работы звучит соответственно: «денежная система и ее структурные элементы»
В настоящее время, деньги - это главная проблема и основная, для любого человека, да и в принципе эта проблема существует на протяжении многих лет, как и безработица. Ведь если человек работает, то он зарабатывает деньги, а если не работает, то ему ничего не остается, как жить без них.
|
Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с ценными единицами своей страны и иностранных государств.
Деньги - историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральный обмен.
К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом:
· продовольственные (скот, соль, чай, зерно);
· меховые (шкуры пушных зверей);
· орудия труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты);
· украшения (кольца, браслеты, цепочки).
Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняла медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (Ассирии, Египте) еще в древности золото.
С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами. Теперь людям более привычными стали бумажные деньги.
Глава 1 Предложение денег и банковская система
Банковская система, кредитный потенциал и норма банковских резервов
Банковская система РФ состоит из 2-х уровней: Центрального банка РФ и кредитных организаций (коммерческих банков и небанковских кредитных организаций).
Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:
|
1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
2. Развитие и укрепление банковской системы РФ.
3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов[1].
ЦБ РФ создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями, порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров Банка России.
Обязательные резервы регулируют величину остатков на резервных счетах банков в Центральном банке или условия пополнения этих счетов.
Они развивались из необходимости для банков иметь денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками, то есть как гарантирование фондов для погашения обязательств.
Обязательные резервы выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме (что часто подчеркивается исследователями) в виде вкладов в Центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств.
Нормы обязательных резервов определяются в процентном отношении к соответствующим статьям пассивов и активов банка.
Существует дифференция норм в зависимости от:
· срока деятельности;
|
· величины пассивов и активов банка;
· видов и размеров привлекаемых депозитов;
· гражданства вкладчика;
· региона деятельности банка[2].
Избирательный подход к нормам обязательного резервирования – попытка Центрального банка стимулировать или ограничить резервы тех или иных видов депозитных операций коммерческих банков.
Влияние обязательных резервов на экономику опосредовано.
Установление обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Ресурсы удорожаются, если банк не намерен сокращать суммарный объем активно кредитных операций и следствие чего – рост процентных ставок по активным операциям и сокращение объемов кредитов. Косвенный метод менее жесткий, так как создает прямую связь между динамикой потребности банка в деньгах Центрального банка (централизованные и иные виды кредитов) и созданием денежной массы, что позволяет сглаживать колебания процентных ставок по ежедневным ссудам при обязательстве банков держать определенный среднемесячный остаток кассовых резервов в Центральном банке.
Установление обязательных резервов по активам – кредитам означает, что кредитные ограничения – самая жесткая форма воздействия на кредит (снижение деловой активности, ухудшение функционирования банковской системы, препятствующее развитию конкуренции в банковском деле), метод количественных ограничений, наиболее эффективное антиинфляционное средство.
По другим активам – создаются инвестиции в ценные бумаги, формируются инвестиционные требования и портфельные ограничения (обязательство держать часть суммы денежных активов, либо часть их прироста, за определенный период времени). Часто депозиты коммерческих банков в Центральном банке воспринимаются как их обязательные резервы.
Круг проводимых по резервным счетам операций широк и не однозначен:
· зачисление денег производится учреждениями Центрального банка по поручениям банков;
· списание средств в безакцептном порядке не разрешается;
· обращение взыскания на остаток в бесспорном порядке возможно лишь при наличии решения судебного органа;
· в дни регулирования должны иметься необходимые обязательные резервы для поддержания банками остатков средств;
· размер остатков постоянно колеблется в связи с осуществлением расчетов и переводом денег, особенно с развитием систем электронных переводов и электронного клиринга, так что трудно прогнозировать объем депозитов на конец операционного дня;
· необходимость системы корректировки абсолютных сумм обязательных резервов при непрерывном оттоке и притоке средств на депозитные счета в банке;
· стремление банков свести к минимуму свободные и добровольные резервы, бездоходные активы и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы (при наличии большой филиальной сети возникают дополнительные трудности в оперативной обработке информации и принятии решения для управления резервами).
Резервные требования выполняются банками на базе расчетного периода в прошлом – величина временного интервала между расчетным периодом и периодом хранения резервов.
Чем больше интервал, тем слабее связь реальной величины резервов с состоянием денежно-кредитной сферы в данный момент и тем меньше эффективность регулирующих мер Центрального банка, особенно в краткосрочном периоде[3].
Расчетный период и период выполнения обязательств перед Центральным банком неодинаков по странам – допускается возможность зачета переноса избытка или дефицита минимальных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.
Меры по снижению бремени банков по постоянному поддержанию необходимого уровня минимальных резервов, расширению монетарной базы предполагают: снижение норм, расширение полномочий Центрального банка в этой области регулирования, расширение базы резервных требований, категорий кредитных институтов, круга денежных активов (так как их использование в качестве ценных бумаг выгодно банкам).
Последствия снижения резервных требований:
· ослабление контроля Центрального банка за денежной массой, так как он не может эффективно влиять на источник данного вида резервов;
· ухудшение потенциала ликвидности банка, поскольку происходит замещение более ликвидных денежных резервов менее ликвидными, искусственное уменьшение денежной базы;
· усиление взаимосвязи резервной и процентной политики Центрального банка, введение штрафов за невыполнение норм обязательных резервов на базе учетной процентной ставки Центрального банка;
· использование депозитного процента в качестве определенного экономического стимулятора, побуждающего банки выполнять резервные требования[4].
Используя резервные требования как экономический стимулятор процессов формирования денежных сбережений (накоплений), Центральный банк пытается заставить банки избирательно привлекать денежные вклады, по которым обязательные резервы ниже или отсутствуют.
Результатом уменьшения сумм депозитов банков на корреспондентских счетах в Центральном банке становится падение удельного веса депозитов в денежной массе. Ресурсы на корреспондентском счете в Центральном банке используются для ведения межбанковских клиринговых расчетов, происходит снижение значения средств (в качестве резервных требований) как источника рефинансирования банков[5].
Снижение эффективности обязательных резервов обусловлено следующими факторами: дерегулирование финансово-кредитной и валютной сфер, отмена или ослабление валютного контроля, отказ от использования методов прямого регулирования, кредитные и инвестиционные ограничения, селективный контроль над отдельными видами банковского кредита, потолков процентных ставок, снятие запрета на различные виды деятельности в сфере финансовых услуг, облегчение для иностранных кредитно-финансовых учреждений присутствия на внутреннем финансовом рынке, расширение арсенала официально разрешенных финансовых инструментов