Философия Фридриха Ницше.




Фридрих Ницше (1844-1900г.) немецкий философ и писатель, представитель философского нигилизма выступающего против ортодоксальности религии и богословия.

Творчество Ницше исследователями обычно подразделяется на несколько этапов. На первом, раннем этапе, под влиянием творчества Рихарда Вагнера и Шопенгауэра, выходят такие работы как: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). «Философия в трагическую эпоху древней Греции» (1873). «Несвоевременные размышления» (1873 —1876 гг.). На втором этапе Ницше старался разрабатывать уже собственные оригинальные идеи. В этот период выходят книги «Человеческое, слишком человеческое», (1878 —1880). «Утренняя заря» (1881). «Веселая наука» (1882). Сам Ницше характеризует этот этап своего творчества следующими словами: «…раньше я "почитал философов", а теперь решил, что надо самому сделаться философом и подойти к сути человеческой мудрости». Третий период связан с написанием самых «главных» и наиболее известных работ философа: «Так говорил Заратустра» (1883—1886). «По ту сторону добра и зла» (1886). «К генеалогии морали» (1887). «Антихрист» (1888). «Сумерки идолов» (или «Сумерки Богов»), "Се человек".

Одними из центральных понятий философии Ницше становятся «жизнь» и «воля», которые он заимствует из философских трудов Шопенгауэра. Ницше пытался придать ещё более универсальный смысл этим понятиям. Он считал волю к властиопределяющим стимулом не только деятельности и главной способностью человека, но и внедрял её в саму жизнь, утверждая, что воля неразрывно связана с феноменом жизни как таковым. По его мнению, для того, чтобы понять, что такое жизнь и какой род стремления она представляет, мы должны формулу «воления» в одинаковой мере отнести не только к человеку, но и к дереву, растению, животному. Ницше ставил вопрос: «из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?». И считал единственно правильным ответом – из-за власти. Сама жизнь, согласно Ницше, это специфическая воля к аккумуляции силы. Жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». Таким образом, подлинная философия онтологизирует «волю», то есть делает её необходимым атрибутом бытия как такового, через стремление любого объекта к власти.

Свои рассуждения о жизни, человеке, культуре через призму категории «воля к власти», философ выстраивал, отталкиваясь от дарвинестических настроений, сложившихся на тот период в естествознании. Ницше стремился выявить философский смысл понятия «борьба за существование», которое, особенно в ранних произведениях, становится для него синонимом «воли к власти». Также, посредством подобных исследований он отвергал возвышенное, «оторванное» от жизни толкование человека, познания и науки.(В более поздних произведениях Ницше полемизировал с теорией Дарвина о «естественном отборе», выживании "наиболее приспособленных" и лестнице видов как носителей прогресса. Человек как вид, писал Ницше, не означает прогресса по сравнению с животными. Как особый вид человек также не прогрессирует). Поэтому в учении Ницше негативную оценку получила концепция «двух миров», которая делит жизнь на реальный мир якобы изначально несовместим со «вторым миром для нас», основанном на положительных научных и философских измышлениях. В действительности, согласно Ницше, мир жизни един, целостен и вечен. Но это не означает его костной стабильности и стагнации. Напротив, для мира характерно вечноетечение, становление, возвращение.

Из подобного понимания мира Ницше выводит особую трактовку вопроса о истине, а, следовательно, и о познание, науке. Под истиной он понимает «орудие жизни», которое есть приспособление к действительности. Познаниеже это орудие власти потому, что истина доказывается полезностью, удовлетворенностью потребности, а значит, усилившейся властью над природой и другими людьми. Поэтому Ницше предлагает, не пренебрегать выгодами познания и науки, культом науки и научной истины сформированной философией нового времени. Но современная философия, по его мнению, превращена вслепое стремление защищать принципы научного познания, находящегося под диктатурой логики, а логика есть по своему существу иллюзорный оптимизм. Мир в результате прогресса науки предстал нам как итог «множества заблуждений и фантазий, которые постепенно возникли в общем развитии органических существ, срослись между собой, и теперь наследуются нами как скопленное сокровище всего прошлого — ибо на нем покоится ценность нашей человечности». И самым главным «итогом» тирании науки и познания является убеждённость в несовпадение двух миров, реального мира жизни и мира человеческого. Пагубность подобных рассуждений для человека и самого мира выражена уже в том, что мы представляем мир как подчиненный законам чисел, хотя эти законы изобретены людьми иимеют силу лишь для человеческого действия. Далее, человек пытается объяснить себя, свою сущность исключительно через подчинение законам логики, хотя наша природа лежит и за пределами только чисто логических качеств. Подобные обвинения направлены против тех, кто для культуры и человечества создает, пропагандирует соответствующие «научные» ценности. Это философы, писатели, религиозные деятели и мыслители ("старая элита"), чьи ценности, правила, мораль, религия насквозь фальшивы и враждебны жизни. Они должны быть убраны с пути непрерывного становления человеческого рода. До сих пор путь, пройденный человечеством как специфической, не чисто природной целостностью, был — в масштабах истории — чрезвычайно кратким. И потому неудивительно, что сделано так много ошибок, что человек и человечество не приблизились к постижению самих себя, своего предназначения в Великом Становлении, Вечном круговороте вселенной. Ницше настаивает на том, что современное человечество как род не прогрессирует и, более того, деградирует. Человеческое общество, культура находятся в состоянии упадка. Человечество испорчено — прежде всего в том смысле, что род человеческий теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя; он выбирает, предпочитает то, что ему вредно.

Исходя из подобных суждений, Ницше выступает, как нигилист, то есть требует переоценки ценностей культуры, философии, религии. Нигилизм неизбежен и мы должны обязательно понять его сущность. Основы уже существующего европейского нигилизма Ницше выражает чрез следующие постулаты: ничто больше не является истинным; бог умер; нет морали; все позволено. Именно в этих тезисах Ницше описывает будущее европейской цивилизации, который становится реальностью современного мира. По определению Ницше подобный нигилизм это «нигилизм слабых », а всё что проистекает из слабости пагубно. Европейский нигилизм может стать симптомом окончательного упадка воли, направленной против бытия. Европейская культура издавна развивается под игом напряжения, которое приближает человечество к катастрофе. Альтернативой должен стать «нигилизм сильных », символизирующий пробуждение новой воли к бытию, и отказывающийся от ложных ценностей и устаревших догм. Себя Ницше объявляет «первым подобным нигилистом Европы», «философом нигилизма и посланцем инстинкта».

По мнению Ницше, зачатки нового нигилизма уже наполняют, рождающиеся везде «свободные умы», обновленные души, люди высокой избранной породы, которые движутся навстречу друг другу. Характерными чертами нового человека, новой духовной аристократии станет «благоговение, которое присуще юности, и нежность ко всему, издревле почитаемому и достойному, благодарность почве, из которой они выросли, руке, которая их вела, храму, в котором они научились поклоняться». Но это новое поколение стоит перед вопросами, способными вызвать «великий разрыв». Выражены они в следующем виде: «Нельзя ли перевернуть все ценности? и, может быть, добро есть зло? а Бог — выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней основе все ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?».

Идеи о «новом нигилизме» и «аристократии духа» наиболее ярко отражена в работе Ницше «Так говорил Заратустра», в которой концепция «воли, выраженной в стремлении к власти» находит отражение в попытке обосновать культ «сверхчеловека ». Имя Заратустра, взятое из восточных легенд и верований, с целью подчеркнуть отличие «жизненной мудрости», проповедуемой Заратустрой, от типично европейских норм, ценностей, догматов. Учение о «сверхчеловеке» или «новом аристократе духа» воплощает основную идею Ницше это отрицание раздвоенности мира. Человек обладающий новой мудростью, противопоставленной научности, должен понимать свою природность и принадлежность к жизни и не верить «неземным надеждам». Под последними Ницше понимал религию, христианское верование, которое и «убивает Бога». Поэтому он отмечает что для «сверхчеловека» вера в христианского Бога не заслуживает доверия. Все случившиеся и грядущие катастрофы — это расплата за тысячелетия, когда европейское человечество отдало себя во власть христианских религии и морали. Из-за влияния христианства человечество выбрало путь сострадания слабым. Сострадание, по мнению философа, противоположно аффектам, повышающим энергию жизненного чувства и оно действует угнетающим образом. Христианская мораль льстит человеку, она насквозь лицемерна, ибо не говорит людям правды. А правда в том, что человек был диким животным на заре христианства и остается таковым на последующих этапах истории. Христианство и гуманистическая мораль фальшиво объявляют человека, всегда готового впасть в дикость, венцом творения. В социальном плане христианство и гуманизм тоже были и остаются опасной ловушкой для человеческого рода: именем Бога оправдывалось и даже освящалось насилие слабых над сильными, восстание рабов против благородных сословий. Критикуя христианство и гуманизм за подавление в человеке духовной силы, за догматизм и противодействие свободному началу человеческой природы, Ницше пишет о том, что человек должен преодолеть самостоятельно «бедность и грязь своей души» и для того, чтобы достигнуть добродетели, справедливости стать «пламенем и углём», то есть «сверхчеловеком», обладающим волей.

Сверхчеловек рождается, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в нее люди становятся «сеятелями будущего». Им претит мораль рабов, угнетенных, взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего им прежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не кошелек торгашей, не служба властителю делает их аристократией, а величие духа, чистота и новизна целей, решимость отбросить, как обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы, предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Сверхчеловек, не имеет ничего общего с "озверевшими германцами", все добродетели которых — послушание, тяга к убийству и войне, длинные ноги. Главное что должно исходить от сверхчеловека — призыв к духовным превращениям, внутренней дисциплине и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее. Сверхчеловек, по Ницше, далек от рабского послушания и других «добродетелей немецкой служивой души». Волю к истине Ницше отождествляет с волей к власти, но уточняет: «Воля к власти» - книга для тех, кому мышление и духовное обновление доставляет удовольствие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: