Петропавловская Крепость




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Проектная работа

Ученика 8 Б класса

Иванова Ивана

 

Тема:

«Достопримечательности Санкт-Петербурга,

Связанные с именем Петра Великого»

Научный руководитель:

учитель литературы Иванов Иван Иванович

Санкт-Петербург, 2020

Содержание

Введение Стр.1
Часть 1 Стр.2
Информационные материалы для пешеходной экскурсии по местам, связанным с именем Петра Первого Стр.3
Часть II Стр.8
План маршрута   Стр.9-8
Портфель экскурсовода Стр.10-11
Список литературы и Интернет-источников Стр.12

Введение

Всем известно, что Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира.

Его стремятся посетить люди из разных уголков нашей страны и из других государств. Порой даже не надо искать какого-то значимого повода или события, чтобы приехать в город на Неве.

Санкт-Петербург поражает не только своими зданиями, масштабами строительства, но и тем, насколько культурное наследие прошлого было сохранено, несмотря на все трудности, разрушения и войны, которые пережил наш город за время своего существования.

На сегодняшний день основные достопримечательности северной столицы достаточно широко известны большинству горожан и гостей нашего города.

На рекламных постерах, плакатах, буклетах мы видим Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловскую крепость, Адмиралтейство, Спас-на-Крови, Зимний дворец, Михайловский замок и множество других замечательных культурных исторических объектов.

Однако в нашем городе есть и другие интересные места, связанные с именем основателя города – Петра Первого.

В своей проектной работе я предлагаю познакомиться с достопримечательностями, связанными с именем Петра Великого.

Актуальность выбранной темы объясняется возросшим потоком туристов в Санкт-Петербург, интересом самих горожан к истории и культуре города на Неве.

Поскольку экскурсий, связанных с посещением основных достопримечательностей нашего города, создано достаточно много, хотелось бы обратить внимание на те объекты, которые обязательны для посещения.

С одной стороны, наш маршрут может привлечь тех гостей нашего города, которые приехали сюда ненадолго. С другой стороны, этот маршрут может быть интересен и для тех, кто подробно изучает историю и культуру Северной столицы, стремится расширить свои познания.

Цель работы – создать экскурсию по местам, связанным с именем Петра Первого.

Задачи (план работы):

1. Подобрать и систематизировать информацию об основных культурных достопримечательностях, на основании анализа сайтов, литературных источников, путеводителей по городу.

2. Создать информационный маршрут, удобный для краткосрочного посещения этих памятников (ориентировочно - 1 час 30 минут).

3. Подготовить материалы для самостоятельного изучения истории памятников, связанных с именем Петра.

4. Подготовить «Портфель экскурсовода», иллюстративные материалы для экскурсии.

Часть I

Информационные материалы для пешеходной экскурсии по местам,

Связанным с именем Петра Первого.

Медный всадник

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768 - 1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.

В августе 1766 года русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом-просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург, 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Каменное здание бывшей конюшни при дворце приспособили для жилья Фальконе. В начале 1773 года в помощь к Фальконе был назначен Фельтен: он должен был заменить уволенного от работ капитана де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника.

Законченная в июле 1769 года гипсовая модель памятника, показанная в следующем году в течение двух недель публике, ожидала отливки.

Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самому выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда французского мастера Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11 мая 1772 года, имея при себе для гарантии успеха всё необходимое: «землю, песок, глину…». Однако долгожданный мастер оказался не в состоянии выполнять требования скульптора и скоро, по настоянию Фельтена, был уволен. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.

Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. По легенде, во время работы лопнула труба, по которой заливалась бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть памятника.

В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.

В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Уезжая он увёз с собой все чертежи и технические расчёты. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену.

Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.

Описание памятника.

Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот, что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…».

Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние».

Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем.

Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал возмущение и критику современников. На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 года».

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», подчёркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.

В 1976 году в памятнике были обнаружены трещины и была проведена его реставрация. Также было проведено рентгенологическое исследование, которое выявило что хвост служит лишь балансиром, а сам каркас проходит только через задние ноги коня. Причиной трещин стал «пережог» металла, вероятно, произошедший при повторной отливке верха скульптуры.

Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии.

Царь-плотник

Монументальное сооружение «Царь-плотник» в Петербурге скульптора Леопольда Бернштама, Петр 1 строящий лодку служит украшением набережной. Оно изображает Петра I в молодости, когда он под именем плотника Петра Михайлова 8 дней прожил в городе Саардаме в Голландии, где обучался судостроительному делу. Первоначально набросок памятника назывался «Петр I обучается корабельному мастерству в Саардаме».

Царь стоит рядом с деревянным челном, который он мастерит собственными руками. На Петре рубаха с закатанными рукавами, жилет, шейный платок, в руках царя плотницкий топор. Фигура отлита из металла в масштабе 1:1,5 человеческого роста.

 

Эта композиция понравилась императору Николаю II, и он решил подарить ее Санкт-Петербургу к 200-летию Полтавской победы. В 1913 году в Летнем саду возле дворца Петра I была установлена уменьшенная копия Царя-плотника.

После революции 1917 года памятник, в рамках борьбы с наследием царизма, был демонтирован и переплавлен, как и большинство памятников Петру I.

В 1996 году правительство Нидерландов подарило Санкт-Петербургу бронзовую копию памятника Петру I, установленного в голландском Саардаме. Тот памятник, в свою очередь, был копией оригинала петербургского Царя-плотника, который в 1911 году был подарен Российской империей голландскому городу Саардаму и установлен на площади Дамплейн. Таким образом, памятник вновь очутился на петербургской набережной.

 

Петропавловская Крепость

Крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, - это историческое ядро города.

Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730-е-1740-е и 1780-е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом. В 1704 году со строительством форта Кроншлот крепости была обеспечена дополнительная защита.

В то время Васильевский остров имел насыпной вал по периметру, на котором была установлена артиллерия, а Адмиралтейство со стороны поля имело земляное бастионное укрепление. В совокупности это были основные фортификационные сооружения молодой столицы.

В 1712 - 1732 годах построен Петропавловский собор (архитектор Доменико Трезини), усыпальница российских императоров от Петра I до Александра III.

В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг. Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом.

С 1917 г. флаг не поднимался, но в 1990-е годы эту традицию возродили. С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр.

В 1761—1766 годах в крепости был построен дом для ботика Петра I — «Дедушки русского флота».

Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепости содержался Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В «Секретном доме» Алексеевского равелина содержались декабристы и народовольцы. С 24 апреля по 24 декабря 1849 года здесь был заключён Ф. М. Достоевский. С 1851 по 1854 годы отбывал наказание М. А. Бакунин. С 1862 по 1864 годы в равелине содержался Н. Г. Чернышевский. В 1872 году была построена тюрьма Трубецкого бастиона, через которую до 1917 года прошли около 1500 политических заключённых.

Во время Октябрьской революции 1917 года гарнизон крепости поддержал большевиков, выступивших против Временного правительства, со стен крепости были произведены холостые артиллерийские выстрелы во время штурма Зимнего дворца, в тюрьму Трубецкого бастиона были заключены арестованные министры Временного правительства.

Тюрьма Трубецкого бастиона и гауптвахты крепости с декабря 1917 года вошли в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в крепости были расстреляны 4 великих князя (братья Николай Михайлович и Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович).

В конце 2009 года на территории крепости были обнаружены массовые захоронения жертв красного террора. Первой жертвой большевистских расстрелов на территории Петропавловской крепости, чьи останки удалось идентифицировать специалистам, стал кавалер ордена Святого Георгия, герой обороны Порт-Артура, генерал-майор по Адмиралтейству А. Н. Рыков.

В 1924 году крепость стала музеем. Хотя 8 ноября 1925 года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион, это решение было вскоре отменено.

С 1925 по 1933 годы в Иоанновском равелине находилась Газодинамическая лаборатория, в которой сложился научный и практический костяк отечественной космонавтики и военной ракетной техники.

В 1973 году на месте Газодинамической лаборатории открыт Музей космонавтики и ракетной техники (ныне — им. В. П. Глушко).

Так же на территории крепости есть памятник Петру 1, построенный Михаилом Шемякиным. Петр изображён на памятнике необычно. Фигура его выполнена с нарушением естественных пропорций тела человека: голова чересчур мала, туловище, ноги и руки сильно вытянуты. Лицо Петра, выполненное на основе прижизненной маски, довольно точно копирует истинное лицо императора. Петр Первый сидит на троне, его тонкие длинные пальцы покоятся на подлокотниках. Создавать памятник Петру Первому Михаил Шемякин не планировал, хотя его всегда привлекала личность великого русского императора. В мастерской художника находилась маска царя, выполненная еще К. Растрелли. Идею о создании скульптуры с помощью этой маски Шемякину подал его друг - Владимир Высоцкий. Позже, после смерти Высоцкого, скульптор вернулся к этой идее и в память о друге приступил к работе над памятником.

Местом для установки памятника Петру Первому выбрана Петропавловская крепость, недалеко от Петропавловского собора. Установка монумента здесь была инициирована губернатором города А. А. Собчаком. Постамент выполнен архитекторами В. Б. Бухаевым и А. В. Васильевым.

7 июня 1991 года состоялось открытие памятника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: