Тема 9. Правовые проблемы морского страхования




 

Морское страхование (англ. – Marine insurance) – отрасль страхования в отношении судов морского и речного флота, а также судов смешанного плавания типа "река – море". Различают договорное морское страхование и морское страхование в клубе взаимного страхования судовладельцев.

Страхование возникло изначально как средство компенсации в случаях, когда вопрос об ответственности вообще не возникал (разрушительное действие сил природы) либо действующие правовые предписания существенно ограничивали или вообще исключали ответственность причинителя вреда. Но даже когда такого рода ответственность существовала, имущественное положение потерпевшего не всегда могло быть восстановлено ввиду отсутствия у причинителя вреда достаточных средств. По-видимому, первое, что приходит на ум читателю при слове "страхование", – имя Ллойда. Следует заметить, что страховая деятельность возникла задолго до того, как предприимчивому англичанину пришла на ум идея извлечь прибыль из многочисленных морских историй, рассказываемых в его припортовом кабачке. Известно, что древние китайские торговцы задолго до начала нашей эры распределяли грузы между несколькими судами, чтобы сократить возможность потери товара.

Другая форма раннего страхования, возникшая уже в средиземноморском бассейне – Родосский закон об общей аварии (9 в. до н. э.) который гласил, что лицо получит компенсацию пропорционально вложениям остальных торговцев, если их товары были выброшены за борт во время плавания.

Примерно с начала XI в. датчане стали страховать жизнь моряка, возмещая его семьям часть средств за его имущество или судно в случае его гибели в море. В 1255 г. страховая премия была впервые использована от имени государства Венеция (the Merchant State of Venice), гарантировавшего возмещение в виде премии в случае убытков от пиратов, порчи груза или грабежа. В течение следующего века торговцы из Ломбардии начали первую страховую практику в Лондоне. И наконец, в 1688 г. Эдвард Ллойд начал свой страховой бизнес, превратившийся за долгие годы в известнейшую во всем мире страховую компанию.

Какие бы модели хозяйственной деятельности ни осуществлялись в международном и национальном экономическом обороте, они в любом случае сопровождаются потребностью участников в оперативном возмещении ущерба, который мог быть причинен их имуществу или личности в результате различных вредоносных факторов как природного, так и социально-экономического характера.

Сегодняшней практике известны несколько организационно-правовых форм образования страхового фонда. Наиболее распространенной признается форма традиционного акционерного общества (компании в Англии, корпорации в США).

В качестве лиц, заинтересованных в получении возмещения из создаваемых страховых фондов, выступают страхователи – физические и юридические лица. Гражданско-правовые отношения, оформляющие процесс создания и использования страхового фонда, возникают из договора страхования (англ. – contract of insurance), в котором одна из сторон – страховщик – за обусловленное вознаграждение (страховую премию), уплачиваемое другой стороной – страхователем, обязуется возместить последнему (или другому лицу – выгодоприобретателю) ущерб, проистекший в результате заранее согласованного сторонами события (при имущественном страховании), либо уплатить определенную денежную сумму (в личном страховании).

Классификация существующих видов страховых договоров возможна на основе различных критериев. Общепризнанным является деление в зависимости от характера объекта на страхование имущественное, личное, добровольное и обязательное.

Имущественное страхование включает:

  • морское страхование;
  • страхование имущества от огня, хищений и пр.;
  • страхование инвестиций;
  • страхование на случай неплатежеспособности должника;
  • страхование гражданской ответственности; и т.д.

По своей природе имущественное страхование призвано компенсировать убытки, связанные с утратой или повреждением имущества. В этом виде страхования размер возмещения зависит от величины действительно понесенных убытков (ущерба, причиненного имуществу), вследствие чего его нередко называют страхованием от убытков.

При личном страховании (страхование жизни, личное страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни) величина возмещения не зависит от того, понесли страхователь вообще какой-либо имущественный ущерб, и определяется зафиксированной в договоре суммой. Таким образом, в личном страховании, которое изначально также базировалось на идее возмещения убытков (в случае потери кормильца, утраты трудоспособности и т.п.), в настоящее время преобладает сберегательный элемент.

Возникновение обязательного страхования связано с возрастанием регулирующей функции государства, которая заключается в издании нормативных предписаний, обязывающих юридические и физические лица, занимающиеся определенными видами деятельности, вступить в страховые правоотношения на определенных условиях.

Характерно, что страхование (в том числе и морское) не регулируется международными конвенциями. Источником права здесь является национальный обычай и закон. Самый древний из них, пожалуй, английский закон о морском страховании 1906 г., который, существуя уже более 100 лет, неизбежно "оброс" поправками и корректируется судебными прецедентами; однако основные его разделы проявляют удивительную жизнестойкость и послужили примером для аналогичных законодательных актов других государств.

Раздел S. 16 (1) указанного закона гласит: "Страховая стоимость при страховании парохода включает в себя также оборудование, котлы, уголь и запасы, если они в собственности страхователя, а в случае с судном, совершающим специальный рейс, – также обычные приспособления, необходимые для совершения такого рейса". Этим положением о совокупной оценке судна, его оборудования и запасов до сих пор руководствуются лондонский и многие другие страховые рынки.

Во Франции в 1976 г. декретами был введен Страховой кодекс, представляющий собой кодификацию действующих норм законов и подзаконных актов, разделенных на три части. В первой части сгруппированы нормы законов, во второй – постановления правительства, в третьей – предписания других административных органов. В Швейцарии главным источником правового регулирования является закон о договоре страхования от 2 апреля 1908 г. с последующими изменениями. В США основная роль в регулировании отношений по добровольному страхованию отводится судебному прецеденту; страховое законодательство, принятие которого относится к компетенции отдельных штатов, регламентирует общие вопросы страховых договорных отношений, сосредоточивая внимание на условиях учреждения и деятельности страховых организаций, а также контроле над ними.

В основе морского страхования лежит оформление страхового полиса, а к элементам страховых правоотношений принято относить страховой полис, страховой интерес, страховые оговорки и страховые риски.

 

Страховой полис

Морской полис – это страховой полис, который содержит: наименование сторон страхового договора, характеристику страхуемого риска, страховую сумму, пункты отправления и назначения, условия страхования, размер страховой премии, способ перевозки грузов: в трюме или на палубе. В связи с различным предназначением принято различать несколько разновидностей страховых полисов: "генеральный", "групповой", "комбинированный", "кораблестроительный", "таксированный" и "нетаксированный".

Генеральный полис (англ. – General policy) – полис, применяемый в страховании грузов с ответственностью страховщика за отправленные грузы в течение определенного времени. В генеральном полисе указываются срок его действия (период перевозки), условия страхования и максимальный лимит ответственности страховщика по совокупности страховых сумм по отдельным отправкам. По генеральному полису грузы считаются застрахованными от и до любых пунктов отправления и назначения на весь период перевозки любыми видами транспорта, включая перегрузки и перевалки, а также предшествующее и последующее хранение на складах.

Групповой полис – полис, который выписывается страховщиком на работодателя или другого представителя группы застрахованных, а члены группы получают страховые сертификаты как подтверждение того, что они застрахованы.

Комбинированный полис (англ. – Combined policy) – страховой полис, удостоверяющий договор морского страхования между группой страховщиков и судовладельцев. Комбинированный полис обеспечивает страховое покрытие нескольких торговых судов от значительного числа рисков, связанных с морскими опасностями.

Кораблестроительный полис (англ. – Shipbuilder's policy) – страховой полис, удостоверяющий договор морского страхования и предоставляющий страховое покрытие технических рисков, связанных с постройкой судна в сухом доке, у достроенной стенки и во время ходовых испытаний в открытом море.

Таксированный, или валютированный, полис (англ. – Valued policy) – страховой полис, в котором зафиксирована страховая сумма. Перед страховой суммой валютированного полиса обычно указывается "Valued at" или "So valued". Страховая сумма, указанная в таком полисе, считается согласованной между страхователем и страховщиком при заключении страхования и не может оспариваться за исключением случаев преднамеренного обмана или явного завышения страховой суммы при страховании грузов. Валютированные полисы широко применяются в практике морского страхования.

Нетаксированный (англ. – Unvalued policy) – страховой полис, в котором страховая сумма заранее не указывается, а при гибели застрахованного имущества оценка его стоимости устанавливается документально. Обязанность доказательства размера ответственности страховщика полностью лежит на страхователе. При нетаксированном полисе страхователь может включить в страховую сумму размер ожидаемой прибыли, и при возникновении убытка страхователь получает страховое возмещение в таком размере, как если бы морское предприятие было завершено.

Страховой интерес. Компенсационная сущность договора имущественного страхования предполагает, что в качестве страхователей могут выступать лишь лица, заинтересованные в ненаступлснии определенных событий, влекущих для них неблагоприятные материальные последствия. Такую заинтересованность, основанную на объективно существующем юридическом отношении страхователя к объекту страхования, принято называть страховым интересом (insurable interest). Наличие страхового интереса является необходимым условием заключения действительного договора имущественного страхования во многих странах.

Денежная оценка страхового интереса получила название страховой стоимости (англ. – insurable value). Исходя из компенсационной сущности имущественного страхования, законодательство и судебная практика считают необходимым заключение договора страхования на сумму, превышающую страховую стоимость, и признают его недействительным полностью либо в соответствующей части. Можно выделить следующие принципы назначения страховой стоимости:

а) принцип двойного страхования, при котором один и тот же объект застрахован без умысла страхователя от идентичных рисков у нескольких страховщиков на сумму, превышающую страховую стоимость, совокупный размер страхового возмещения не должен превышать страховую стоимость;

б) принцип пропорционального возмещения, согласно которому каждый страховщик отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному им договору страхования;

в) принцип, в соответствии с которым страховщики отвечают солидарно с последующим распределением выплаченного возмещения между собой;

г) принцип частичного страхования, когда заинтересованное лицо страхует свой интерес не в полном объеме; при частичном страховании, т.е. страховании ниже стоимости, возмещение определяется соответственно в зависимости от отношения страховой суммы и страховой стоимости, однако, если иное прямо не зафиксировано в договоре, и в этом случае страхователь вправе требовать выплаты страховой суммы полностью, независимо от того, утрачен имущественный интерес полностью или частично.

Возвращаясь к английскому закону 1906 г., следует отметить, что в его разделах 27 и 28 признается тот факт, что страховой полис может быть либо таксированным, либо нетаксированным. При условии таксированного полиса в нем будет указана определенная стоимость судна (включая его корпус и оборудование), согласованная с андеррайтерами. Эта "стоимость" является окончательной страховой стоимостью судна. В случае частичной гибели страхователь получает возмещение в пропорции, соответствующей степени убытка. Например, если судно, стоимость которого оценена в 1 млн долл., понесло убыток в 50%, то страхователь получает возмещение в размере 500 тыс. долл, независимо от фактической рыночной стоимости. В случае полной гибели при наличии таксированного полиса страхователь получает возмещение в размере полной стоимости, установленной в полисе. Для лондонского рынка морского страхования оформление нетаксированных полисов крайне нетипично; почти все оформляемые полисы являются таксированными.

Стоимость судна или отправляемого груза, подлежащих страхованию, – ключевой элемент в определении сторонами договора страхования страхового взноса, величина которого напрямую связана с заявляемой стоимостью страхуемого имущества. Попытка ее занижения не всегда разумна в соразмерности с риском минимизации возмещения.

Страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя.

При страховании судна страховщик кроме случаев, указанных выше, не несет ответственность за убытки, причиненные вследствие:

- отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна;

- ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности;

- погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.

При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственность за убытки, если докажет, что они причинены:

- умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя;

- вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других);

- вследствие ненадлежащей упаковки.

Страховщик не несет ответственность за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения.

Страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей.

Страхователь или выгодоприобретатель обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (перегрузке, изменении способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонении судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставлении судна на зимовку и других).

Неисполнение указанной обязанности, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страховщику право пересмотреть условия договора морского страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии. В случае если страхователь не согласится с этим, договор морского страхования прекращается с момента наступления такого изменения.

Неисполнение страхователем или выгодоприобретателем обязанности сообщить о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования, освобождает страховщика от исполнения договора морского страхования с момента наступления такого изменения.

Страховая премия полностью остается за страховщиком, если страхователь или выгодоприобретатель не докажет, что неисполнение указанной обязанности произошло не по его вине.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предотвращению или уменьшению убытков.

Страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям страховщика, если такие указания будут даны им.

Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь или выгодоприобретатель умышленно либо по грубой неосторожности не приняли меры по предотвращению или уменьшению убытков.

 

Страховые оговорки

Существует довольно большое количество оговорок, направленных на уточнение отдельных условий договора страхования.

Наиболее общепринятыми являются оговорки Лондонского института андеррайтеров об ограничении времени (ITC), в которых дается определение "опасностям", от которых страхуется объект (оговорка 6).

В самом полисе дается определение застрахованного объекта, неизменно включающего страхование корпуса и оборудования. Следует отметить, что стандартными оговорками ITC при страховании каско покрываются только косвенные убытки, появившиеся вследствие "взрыва котлов" или "поломки валов" (оговорка 6.2.1). Однако определение застрахованного объекта может быть расширено за счет включения в понятие "судовые машины" и другого оборудования.

Другая оговорка (19) четко разъясняет, что при решении вопроса о том, имеет ли место полная конструктивная гибель, должна рассматриваться рыночная стоимость судна при его ремонте, а не страховая сумма.

Весьма важной является оговорка "новое за старое", означающая, что даже если повреждение нанесено старому судну, не делается никакой скидки на тот факт, что был сделан ремонт или детали были заменены с помощью совершенно новых материалов. Иными словами, если 20-летнее судно, имеющее страховку корпуса и механизмов, получило повреждение машины вследствие застрахованного риска, например огня, тот факт, что поврежденные детали, которым 20 лет, могут быть замены новыми, не снижает общую стоимость претензии, по которой несет ответственность страховщик.

На лондонском страховом рынке не практикуются полисы, в которых подобным образом отдельно указываются страховые суммы по корпусу и механизмам. Как уже говорилось, корпус и оборудование неизменно имеют одну общую страховую сумму. Принцип, которому, похоже, следует весь страховой рынок, заключается в том, что "страховая сумма" должна включать и корпус, и механизмы в целом, без разделения частей механизмов друг от друга.

Страховые риски.

Суть любой страховки – минимизация риска нежелаемого явления. В правовом отношении под страховым риском (insurable risk) понимаются обусловленные в договоре события, вредоносное действие которых может повлечь за собой умаление или утрату имущественных интересов страхователя (выгодоприобретателя). Эти события характеризуются в первую очередь тем, что стороны договора в состоянии предвидеть лишь возможность, но отнюдь не неизбежность их наступления, и потому договор страхования относится к рисковым (алеаторным) договорам.

Национальные нормы, регулирующие деятельность страховых организаций, предусматривают самые разнообразные виды рисков, в отношении которых могут заключаться договоры страхования. Перечень такого рода рисков не ограничивается. Страховщики, сообразуясь с экономической обстановкой и с учетом соблюдения публичного порядка, начинают принимать на себя риски, ранее практике неизвестные. "Материализация" страховых рисков, т.е. наступление неблагоприятных последствий в результате обусловленных событий в отношении имущества или личности страхователя, получила название "страховой случай".

В качестве вознаграждения страховщика за принятие страховых рисков выступает страховая премия (insurance premium), предоставляемая страхователем (обычно в денежной форме). Размер страховой премии обусловливается в контракте в зависимости от оценки покрываемых страхованием рисков. Как правило, особой оценки рисков не производится, поскольку в большинстве случаев они являются типичными для определенных классов страхования, которые осуществляет страховщик и в отношении которых он на основании предшествующего опыта устанавливает определенные ставки страховых премий. Это не исключает в необходимых случаях установления повышенной премии при расширении традиционного круга рисков, принимаемых на себя страховщиком, или уменьшения премии в противоположной ситуации.

Общая характеристика договора страхования позволяет сформулировать следующие тезисы.

1. Договор страхования является двусторонним, возмездным и консенсуальным.

2. Как правило, предложение заключить договор исходит от страхователя; иногда в качестве оферента выступает страховщик (например, при страховании багажа), а страхователь дает свой акцепт путем подписания стандартной формы либо посредством уплаты страховой премии.

3. В страховом деле, как может быть нигде, существенное развитие получили страховые договорные проформы, т.е. типовые (стандартные) формы договоров, которые навязываются страхователем, в силу чего договор страхования все в большей степени превращается в "договор присоединения". Национальные нормы не содержат жестких обязательств в отношении соблюдения этих форм, однако требования практической целесообразности ввиду сложности доказывания условий договора, если бы он заключался устно, привели к тому, что в подавляющем большинстве случаев договор заключается в письменной форме.

4. Основные условия страхового договора излагаются в страховом полисе или ином документе аналогичного свойства (страховой сертификат, квитанция и т.п.). Выдача полиса происходит, как правило, после уплаты страховой премии, и его предъявление необходимо для получения страхового возмещения.

5. Особенностью договора страхования является принцип наивысшего доверия сторон. Этот принцип проистекает из самого существа договора страхования, в котором значителен элемент риска, поскольку принципиально невозможно предсказать, "реализуются" страховые риски или нет. В свете этого стороны обязаны добросовестно информировать о всех известных или существенных фактах, которые могут повлиять на условия заключаемого договора. В первую очередь такая обязанность возлагается на страхователя, поскольку как суждение страховщика о степени риска, так и в конечном счете его согласие на заключение договора базируются на информации, предоставленной страхователем. Несоблюдение страхователем принципа наивысшего доверия дает основание страховщику требовать признания договора недействительным ab initio (с момента заключения) и отказывать в страховом возмещении.

6. Обязанность страхователя информировать страховщика об обстоятельствах, приводящих к увеличению риска, существует в течение всего срока договора.

7. К основной обязанности страхователя относится уплата страховой премии. Форма и порядок уплаты определяются в договоре. Как правило, в нем содержится условие о том, что до уплаты премии договор в силу не вступает. В связи с тем, что договор страхования является двусторонним, с невыполнением страхователем своей обязанности о выплате премии национальные нормы связывают освобождение страховщика от возмещения понесенных страхователем убытков. Однако страховщик может установить срок для погашения задолженности.

8. В договоре может быть предусмотрено право страхователя на возврат уже уплаченной премии (полностью или частично). Так, с нарушением страхователем договора по инициативе страховщика в связи с нарушением страхователем принципа наивысшего доверия страховая премия подлежит возврату полностью. Частичный возврат премии может иметь место при неумышленном страховании выше стоимости и в случаях, прямо предусмотренных в договоре.

9. В договоре страхования должен быть приведен полный перечень обязанностей страхователя при возникновении страхового случая и зафиксирована его обязанность под угрозой утраты права на возмещение ущерба незамедлительно информировать страховщика о страховом случае и предпринятых мерах, направленных на предотвращение или локализацию ущерба.

10. Оговорена обязанность страховщика по выплате страхового возмещения при установлении необходимой причинно-следственной связи между страховыми рисками и тем событием, которое претендует на роль страхового случая, иными словами, при установлении, что оно входит в круг событий, за которые отвечает страховщик. Законодательства большинства стран учитывают ситуацию возможного причастия страхователя к наступлению страхового случая. Таким образом, только умысел страхователя (кроме случаев самоубийства при страховании жизни) освобождает страховщика от обязанности возмещения. Кроме того, в имущественном страховании требуется точно установить размер понесенного страхователем убытка, что вытекает из компенсационной сущности данного вида страхования.

Обычно бремя доказывания соответствующих фактов возлагается на страхователя. Однако в тех случаях, когда, например, в договоре страхования содержится указание согласованного размера страховой стоимости и имущество полностью утрачено, обязанность страхователя доказывать размер убытка отпадает. Бремя доказывания может перейти к страховщику и в силу предписаний закона. Так, законодательством ряда штатов США было установлено правило, согласно которому страховая сумма, указанная в договоре, рассматривается в случае полной гибели имущества в качестве его стоимости. В данном случае уже страховщик заинтересован доказать, что фактическая стоимость утраченного имущества меньше, чем зафиксированная в договоре.

Имущественное страхование является страхованием от убытков. Вследствие этого в праве большинства стран признается недопустимым получение страхователем наряду со страховым возмещением компенсации от третьих лиц, которые в силу закона, договора или деликта являются ответственными за причиненный ущерб, ибо в противном случае имело бы место обогащение страхователя без достаточных юридических оснований. В этой же связи к страховщику в пределах уплаченных сумм страхового возмещения переходят все права страхователя, которыми он обладает в отношении третьих лиц – причинителей ущерба. Страховщик осуществляет перешедшие к нему права с учетом характера правоотношений, лежащих в основе требований страхователя к третьему лицу.

С принципом суброгации тесно связано решение вопроса о том, переходят ли на приобретателя застрахованного имущества права и обязанности страхователя из договора страхования. В странах континентальной Европы такой переход осуществляется автоматически ispo jure (в силу закона), и при этом как страховщику, так и приобретателю имущества предоставлено право в течение определенного срока отказаться от договора. В Англии и США действует противоположный принцип – положение, принятое в качестве правила в континентальной Европе, здесь допускается в качестве исключения, каковым является смерть или банкротство страхователя.

На сегодняшний день наиболее известным страховым рынком является Лондонский международный страховой рынок, охватывающий крупные внешние риски, не относящиеся к страхованию жизни. Этот рынок представляет собой уникальную концентрацию страховых и перестраховочных компаний, основой которых является Ллойд.

С целью совместного возмещения убытков, которые обычно не покрываются по условиям договоров морского страхования, судовладельцами создаются так называемые "Клубы взаимного страхования" (Американская ассоциация по иностранному страхованию, Американская ассоциация по перестрахованию военного риска по грузам, Британская страховая группа "Международная ассоциация страховых и перестраховочных посредников", Международный союз "зеленых карт", Ассоциация взаимного страхования судовладельцев и др.), которые, как правило, занимаются личным и имущественным страхованием, в частности осуществляют страхование ответственности на случай смерти или увечья членов судового экипажа, пассажиров, портовых рабочих; берут на себя возмещение до 25% ущерба, причиненного другому судну при столкновении; выплату страховых сумм за повреждения неподвижных и плавающих предметов, расходы по устранению остатков затонувшего имущества из акватории портов и фарватеров, страхуют ответственность судовладельцев за сохранность принятого к перевозке груза.

Таким образом, взаимное страхование не конкурирует с договорным, а дополняет последнее, т.е. с помощью взаимного страхования судовладельцы ограждают себя от убытков, оставляемых страховщиками на риске самих страхователей.

Первые клубы взаимного страхования были образованы английскими судовладельцами в середине XIX в. Первоначально существовали отдельно «клубы защиты» (Protection Clubs) и «клубы возмещения» (Indemnity Clubs). В настоящее время эти оба видов клубов слились в единый вид страхования ответственности перевозчика в клубах взаимной защиты и возмещения (Protection Indemnity Clubs - P&I Clubs).

В большинстве стран эти клубы носят чисто национальный характер, то есть в них принимаются только судовладельцы данной страны (США, скандинавские страны). В Великобритании, где существует более десятка клубов P&I, последние часто являются интернациональными - членами их являются судовладельцы самых различных стран.

Клубы управляются Советами директоров, которые обычно поручают ведение дел частной фирме, имеющей опытных служащих, обладающих знаниями в области морского права, коммерческой эксплуатации, морского страхования и т.п. Эта фирма-распорядитель, представляющая соответствующий клуб, имеет разветвленную сеть своих корреспондентов и представителей во всех крупных торговых портах мира, где она сотрудничает с какой-либо адвокатской конторой, опытной в морских делах.

Страховой фонд клубов P&I складывается из взносов судовладельцев - членов ассоциации. Судовладельцы могут «вводить суда» (специфический термин клубных правил) на полисный год (с 20 февраля текущего года по 20 февраля следующего года), на несколько месяцев или на рейс.

Взносы судовладельцев в клуб носят двоякий характер: одна часть (большая) взносов предназначена на покрытие убытков членов клуба, другая - на покрытие административных расходов.

Размер авансового взноса зависит, в первую очередь, от статистики убытков у конкретного судовладельца за предыдущие годы и тенденции их развития (снижение или рост). Также принимаются во внимание следующие факторы: количество судов в страховом портфеле; тип и размеры судов; род перевозимых грузов; район плавания; флаг судна, репутация судовладельца.

Если взносов, определенных основной ставкой, недостаточно для покрытия убытков по всем введенным в клуб судам, судовладельцы - члены клуба вносят дополнительные взносы по решению Совета директоров и даже аварийные взносы при исключительно больших размерах убытков.

Напротив, если основные взносы составили страховой фонд за данный год, превысивший страховые возмещения, по решению Совета директоров остаток либо возвращается судовладельцам-членам, либо зачисляется в фонд следующего года.

В том случае, если член клуба пожелает выйти из него, он должен будет уплатить так называемый выходной взнос (release call). Выходной взнос на каждый год определяется Советом директоров клуба в процентах от первоначального взноса.

Клубы анализируют причины страховых случаев. Если будет установлено, что убытки явились следствием небрежности, халатности, низкой квалификации капитана и экипажа, это может повлечь за собой повышение клубами страховых взносов.

Крупнейшие клубы взаимного страхования объединяются в международную группу клубов (пул), в которой застрахован почти весь тоннаж, страхующийся в клубах вообще. Цель такого объединения - проведение анализа работы клубов, входящих в пул. По результатам анализа делаются выводы по поводу того, какие из клубов являются наиболее финансово устойчивыми, а также предложения по поводу предпочтительного клуба взаимного страхования для судовладельцев.

Каждый клуб поддерживает сеть своих корреспондентов, расположенных в портах по всему миру. Основной задачей корреспондентов является обеспечение на местах интересов членов клуба. Корреспондентами клуба могут быть компании или физические лица, заключившие договор с клубом об обслуживании судов членов клуба. Обслуживание заключается в оказании помощи капитанам судов, судовладельцам в урегулировании претензий, подборе и назначению сюрвейеров, экспертов и т.д.

Правила клубов предусматривают обязанность судовладельца немедленно информировать корреспондента клуба о происшедшем или предполагаемом страховом случае (разлив нефти, столкновение, навал, утрата и повреждение груза и т.п.).

Своевременное информирование капитаном о страховом случае позволяет корреспондентам клуба P&I оперативно и без задержек организовать подготовительную работу (пригласить адвоката, сюрвейера и т.п.) и провести расследование страхового случая в сжатые сроки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: