возбудить уголовное дело и проводить следственные действия, или




Л Е К Ц И Я № 1

для студентов 5 курса

тема: «Административное расследование дел об административном правонарушении в области пожарной безопасности»

 

дисциплина: «Расследование пожаров»

 

План лекции:

1. Понятие производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности и административного расследования.

2. Виды доказательств при административном расследовании.

3. Порядок собирания, проверки и оценки доказательств при административном расследовании.

4. Участники административных расследований, их права и обязанности.

5. Оформление результатов административного расследования дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности.

6. Принятие решений по результатам административного расследования.

 

 

Административное расследование по пожарам производится во всех случаях, когда обнаруживаются признаки административного правонарушения, приведшего к возникновению пожара, что предусмотрено приказом МЧС и МВД России №163/208 (2003 г.). Кроме того, административное расследование может быть проведено в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ и в случае, когда в ходе выполнения мероприятий по контролю (надзору) возникает необходимость проведения экспертизы.

Когда факт правонарушения очевиден, бывает, что правонарушитель соглашается с этим фактом и с принятой в отношении него адекватной мерой наказания. Однако такое сравнительно простые ситуации в настоящее время все реже встречаются на практике, поскольку даже виновный в административном правонарушении не хочет, как правило, признавать факт содеянном и подвергаться наказанию. Лица, в отношении которых осуществлялось производство по делу об административном правонарушении, могут отказаться подписывать протокол об административном правонарушении, кроме того, показания опрашиваемых лиц могут не во всем совпадать, причина возникновения пожара или факт нарушения противопожарных требований могут быть неочевидны и доказывание наличия факта административного правонарушения может потребовать дополнительных целенаправленных действий.

К административной ответственности могут быть привлечены не только физические, но также и юридические лица, допустившие указанные правонарушения. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Производство по делу об административном правонарушении, приведшему к возникновению пожара, как правило, следует за предварительной проверкой, проведенной по факту пожара в соответствии с УПК РФ. Также дело об административном правонарушении может возбуждаться и без проведения проверки, предусмотренной УПК РФ.

Как правило, ведет административное расследование тот же сотрудник органа ГПН, который осуществлял проверочные действия по факту данного пожара и успел разобраться с его обстоятельствами. И поэтому дополнительного осмотра места происшествия в рамках производства по делу об административном правонарушении, как правило, не требуется. При необходимости возможно провести осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ). При этом в соответствии со ст. 25.8 КоАП РФ может быть использована помощь специалиста. КоАП РФ не предусматривает специального документа, фиксирующего результаты осмотра помещений и территорий, принадлежащих гражданам, и поэтому их осмотр может проводиться только по правилам, установленным УПК РФ.

Для выявления и квалификации административного правонарушения необходимо определить юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность элементов состава административного правонарушения, как совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Наличие состава административного правонарушения должно быть подтверждено собранными по делу фактическим данными, и если отсутствует хотя бы один из элементов состава – проступка с юридической точки зрения нет, соответственно, не будет оснований реа­лизовывать административно-охранительные функции органов ГПН.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.

Начало производства по делу об административном правонарушении обусловлено появлением повода к возбуждению дела. Такими поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в результате:

а) деятельности, связанной с контролем за соблюдением требований пожарной безопасности;

б) проверочных действий по факту пожара;

в) иной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих функций;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении и принятие решения производится немедленно при его появлении.

Известно, что проведение доследственной проверки по факту пожара в срок свыше 3 дней, установленных ст. 144 УПК РФ, малорезультативно в тех случаях, когда причина пожара неочевидна и для выяснения всех обстоятельств дела требуются значительные усилия и, в частности, проведение исследований с помощью специальных знаний. Учитывая это, целесообразно на практике вместо продления срока проверки свыше 3 дней, при наличии соответствующих поводов и оснований, с учетом обстоятельств происшествия:

возбудить уголовное дело и проводить следственные действия, или

Возбудить административное расследование и предпринимать предусмотренные КоАП РФ меры по собиранию доказательств и иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Это позволяет существенно расширить полномочия лица, осуществляющего указанную деятельность и на законных основаниях собирать, исследовать и оценивать доказательства по делу, включая производство судебных экспертиз. В дальнейшем, с учетом результатов проведенной работы расследование может быть продолжено до предусмотренного законом его окончания либо, в случае необходимости, переквалифицировано на иной состав правонарушения либо вообще прекращено.

Чтобы задачи производства по делу были решены, прежде всего необходимо установить сущность противоправного деяния, кто и при каких обстоятельствах совершил административное правонарушение. Процесс познания существенных обстоятельств дела приобретает характер деятельности, осуществляемой уполномоченными должностными лицами и участниками производства по делу об административном правонарушении по собиранию, проверке и оценке доказательств. При этом доказательственная база может и должна формироваться с самых первых шагов работы по делу, даже с учетом того, что доказательства в процессуальном понимании этого термина возникают только после того, как возбуждено административное дело и началось расследование, предусмотренное процессуальными нормами, а до этого момента существует лишь информация о происшествии и его последствиях.

Однако от полноты собранной уже на стадии возбуждения дела информации, правильности ее анализа и интерпретации зависит решение задачи выяснения всех существенных обстоятельств происшествия и, соответственно, установление факта правонарушения и виновных лиц.

Результатом рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении является одно из двух решений:

1) о возбуждении дела об административном правонарушении.

2) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при условии, что имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

3) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

4) оформления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч.1 ст.28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

Правильное определение круга обстоятельств, подлежащих установлению в стадии возбуждения дела об административном правонарушении, и пределов их исследования имеет большое значение для законного и обоснованного решения по делу. В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всех первичных материалов.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Уголовно-процессуальное и административное расследование имеют между собой большое сходство, поэтому выполненные в криминалистике разработки по организационным, тактическим и методическим вопросам расследования могут быть использованы и применительно к административному расследованию. В частности, ситуационный подход все более прочно завоевывает свои позиции в самых различных областях науки и практической деятельности, поскольку позволяет более эффективно использовать рекомендации науки в практической деятельности. В юриспруденции для этого выявляются наиболее характерные для отдельных видов (групп) правонарушений типичные ситуации, складывающиеся на различных этапах работы, учитываются новые способы совершения правонарушений, характерные следы, уловки правонарушителей, их действия по маскировке своих действий, а также последние достижения науки и техники, которые можно использовать в борьбе с правонарушителями. На этой основе строятся частные методики расследования с включением в них ситуационных версий, даются рекомендации по ситуационному планированию, определяется система необходимых действий по собиранию и исследованию доказательств. Включение типичных ситуаций в методики расследования отдельных видов правонарушений позволяет оптимизировать план расследования.

Должностное лицо органа ГПН также действует в конкретных условиях времени, места, окружающей среды, взаимосвязях с другими процессами объективной действительности, поведением лиц, оказавшихся в сфере производства по делу об административном правонарушении, и под влиянием иных факторов. Обстановка, в которой находятся и действуют должностное лицо органа ГПН и иные лица, имеющие отношение к событию правонарушения, можно назвать ситуацией административного расследования, по аналогии со следственной ситуацией в криминалистике. Ее также образует система компонентов психологического, информационного, процессуального, тактического, материального и организационно-технического характера.

В отношении производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности (в том числе и административного расследования) в рамках контрольно-надзорной деятельности следует отметить, что данное направление деятельности должностных лиц органов ГПН является весьма широким и по целям, и по объектам контроля (надзора). Его главная цель – осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами, проводить для этого обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, контролируя соблюдение требований пожарной безопасности и пресекая их нарушения.

В этой деятельности, наряду с правовой оценкой ситуации и характера деяний, должны решаться также научно-технические и специальные нормативно-технические вопросы (см. рис. 1).

 

 

 


Рис.1 Алгоритм расследования и задачи, решаемые при осуществлении мероприятий по контролю (надзору)

 

Должностное лицо органа ГПН обладает (должно обладать) специальными знаниями в области пожарного дела, что является неотъемлемой частью его профессиональной компетенции, поскольку позволяет обнаружить признаки правонарушения. Однако этих познаний, как правило, недостаточно для решения всех вопросов административного расследования. В общем случае, учитывая широкий спектр возможных вопросов, их большое число, немалую трудоемкость выполнения необходимых расчетов, анализов и других исследований, без проведения экспертизы при административном расследовании в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности или расследования происшедшего пожара вряд ли будет возможно.

Необходимо учитывать и то великое множество существующих нормативных документов по пожарной безопасности, продолжающих действовать с учетом ограничений в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», чем создается немало проблем для лиц, имеющих отношение к пожарной безопасности, в т.ч. для должностных лиц органов ГПН. Поэтому выбрать конкретную норму, нарушенную на обследуемом объекте, четко обосновать и правильно квалифицировать административное правонарушение, оказывается еще более сложно.

Рассмотрим в общем виде конкретные составы правонарушений, предусмотренные статьей 20.4 КоАП РФ и устанавливаемые в рамках контрольно-надзорных функций должностных лиц органов ГПН.

Для части 1 данной статьи (Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ) объективная сторона правонарушения охарактеризована в диспозиции данной статьи. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При выявлении и доказывании состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в первую очередь объективной стороны данного правонарушения, должны быть указаны признаки правонарушения как основания для привлечения к административной ответственности.

Для части 2 данной статьи элементы состава правонарушения – те же, что и для предыдущей части, с учетом условий периода действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях при установлении дополнительных требований пожарной безопасности.

В части 4 данной статьи (Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен) субъектами правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица, ответственные за выдачу сертификата соответствия. Данное правонарушение совершается только умышленно.

Для части 5 данной статьи (продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия) объективная сторона правонарушения заключается в запрете реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного или признанного в установленном порядке. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, осуществляющие такую продажу или оказание услуг. Данное правонарушение совершается, как правило, умышленно.

Особое место в статье 20.4 КоАП РФ занимает ее третья часть (Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий). Административное правонарушение, предусмотренное этой частью статьи 20.4, может иметь место только в том случае, когда произошел пожар. Для этой части данной статьи объективная сторона правонарушения может выражаться в противоправном действии (бездействии), следствием которого явилось возникновение пожара, не причинившего тяжкого вреда здоровью людей и иных тяжких последствий. Если же вред и последствия такой степени тяжести наступили, квалификация деяния будет осуществляться в соответствии с нормами действующего УК РФ. Субъектами административного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению до передачи его на рассмотрение при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, о чем выносится мотивируемое постановление (ч.2 ст.29.4 КоАП РФ). Если при выяснении обстоятельств рассматриваемого события для подтверждения (признания) выявленных фактов необходима дополнительная процессуальная деятельность, требующая значительных временных затрат, то в этом случае согласно ст. 28.7 КоАП РФ проводится административное расследование.

Производство экспертизы осуществляется в соответствии со ст. 25.4.

Административное расследование производится в целях выяснения, процессуального закрепления и исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. В ходе административного расследования могут произво­диться предусмотренные КоАП РФ действия по собиранию и исследованию доказательств и применяться меры обеспечения производства по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях:

1) пресечения административного правонарушения;

2) установления личности нарушителя;

3) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) исполнения принятого по делу постановления.

Органы ГПН по делам об административных правонарушениях вправе самостоятельно применять следующие меры обеспечения:

1) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей, документов;

2) изъятие вещей и документов;

3) арест товаров и иных вещей.

Иные необходимые меры обеспечения при производстве по делам о нарушениях требований пожарной безопасности осуществляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) по их собственному решению при выявлении административного правонарушения либо по обращению должностных лиц органа ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (доставление; административное задержание) или по определению, вынесенному должностным лицом ор­гана ГПН при рассмотрении дела об административном пра­вонарушении (привод лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в случае его неявки без уважительной причины согласно ст. 29.4 КоАП РФ).

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю используемых для осуществ­ления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Осмотр производится в целях обнаружения и фиксации:

обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

вещественных доказательств;

документов, имеющих значение доказательств по делу.

Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и кино­съемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и на­ходящихся там вещей и документов составляется протокол. При необходимости изъятия обнаруженных при осуществлении осмотра вещей и документов следует применить и другую меру – “Изъятие вещей и документов”, предусмотренную ст. 27.10 КоАП РФ, с составлением соответствующего протокола.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и доку­ментов, имеющих значение доказательств по делу об админи­стративном правонарушении, осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых в порядке ст. 27.10 КоАП РФ. Данная мера может применяться как при непосредствен­ном обнаружении указанных вещей на месте совершения правонарушения, так и после обнаружения их в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там вещей и документов.

Орудия совершения административного правонарушения – предметы, посредством которых совершено правонарушение (электроприбор, иная вещь, содержащая источник зажигания в случае пожара, происшедшего по причине нарушения требований пожарной безопасности, средство автоматической противопожарной защиты в случае обнаружении его неисправности и т. п.).

Предметы административного правонарушения — объекты материального мира, которыми причиняется вред в результате совершения правонарушения (вещи, пострадавшие от воздействия опасных факторов пожара, и т. п.).

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установ­ленные способы фиксации вещественных доказательств. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставле­нии или в протоколе об административном задержании. Копия протокола вручается лицу, у которого производится изъятие, либо его законному представителю.

Арест товаров и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонаруше­ния, заключается в объявлении запрета лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) указанными предметами. Осуществляется указанная мера путем составления описи товаров и иных вещей, запрещенных к использованию в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ. Данная мера применяется в случае, если указанные това­ры или иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, на­ложившим арест. Арест товаров и иных вещей осуществляется в присутст­вии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей мо­жет быть осуществлен в отсутствие их владельца. В случае необходимости применяются фото- и кино­съемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об аресте товаров и иных вещей составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого при­менена данная мера, либо его законному представителю.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения, в срок не свыше одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом по письменному ходатайству лица, осуществляющего производство по делу, на срок не более одного месяца.

При обнаружении в ходе административного расследования признаков преступления может быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (с одновременным вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении) и направлением материалов дела на рассмотрение прокурора.

Особое место среди мер воздействия на правонарушителей занимает приостановление эксплуатации объектов, подлежащих контролю (надзору). До недавнего времени, в соответствии со ст.6 Федерального закона «О пожарной безопасности», должностные лица ГПН имели право приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ. Порядок приостановления нигде, кроме ведомственных приказов, не был декларирован, вследствие чего данная мера была крайне неэффективна из-за отсутствия у должностных лиц ГПН необходимых законных полномочий.

С августа 2005 г. Федеральным законом от 9.05.2005 г. № 45-ФЗ предусмотрено дополнение КоАП РФ статьей 3.12 «Административное приостановление деятельности» как мера административного наказания – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и в ряде других исчерпывающе указанных в законе случаев. Административное приостановление деятельности назначается судьей по представлению должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания правонарушителя.

Этим же законом предусмотрено дополнение КоАП РФ статьей 27.16 «Временный запрет деятельности» – кратковременное, на срок до рассмотрения дела судом прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, причем, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы и если ее предотвращение другими способами невозможно.

В отличие от порядка, установленного в статье 3.12, временный запрет деятельности осуществляется непосредственно должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Законом также предусмотрено, что протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье немедленно после их составления, а дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности. Главной проблемой является отсутствие в законе четких пороговых критериев, позволяющих решаться на столь серьезный шаг, поскольку ошибка может иметь серьезные последствия: согласно изменениям, внесенным в пункт 1 статьи 1070 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривается возмещение вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. В этой связи встает вопрос о системе оценки достаточности собранных материалов для вынесении подобного решения тех признаков административного правонарушения, которые выявлены в ходе производства по делу. Здесь, очевидно, необходима экспертная поддержка такого решения.

Заканчивается административное расследование:

- составлением протокола об административном правонарушении, либо

- вынесением постановления о прекращении дела.

В протоколе об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ указывается лицо, в отношении которого проводится административное расследование, систематизируются доказательства и формулируются выводы. В описательной части должна быть изложена сущность дела, указываются место и время совершения административного правонарушения, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства.

Составленный протокол об административном правонарушении в течение суток направляется судье, в орган либо уполномоченному должностному лицу для рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела проводится, как правило, по месту совершения административного правонарушения в 15-дневный срок. В случае поступления ходатайств от участников производства и при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств этот срок мотивированным определением может быть продлен на 1 месяц.

При рассмотрении дела об административном правонарушении проводятся проверка и юридическая оценка фактических обстоятельств события и принятого решения по нему, составляется протокол рассмотрения дела.

Рассмотрение дела проводится, как правило, по месту совершения административного правонарушения в 15-дневный срок. Должностные лица органов ГПН имеют право рассматривать дела и налагать в соответствии с действующим законодательством административные наказания граждан, должностных лиц, предприятий, иных субъектов предпринимательской деятельности, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПН.

При наличии оснований для принятия решения по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В итоговом протоколе об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ указывается лицо, в отношении которого проводится административное расследование, систематизируются доказательства и формулируются выводы. Составленный протокол об административном правонарушении в течение суток направляется судье, в орган либо уполномоченному должностному лицу для рассмотрения дела об административном правонарушении. При наличии оснований для принятия решения по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление:

- о назначении административного наказания, либо

- либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копию под расписку вручают лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю, а также потерпевшему по его просьбе. Постановление высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Срок обжалования постановления о наложении административного наказания в вышестоящий орган, суд исчисляется десятью днями со дня его вручения или получения копии под расписку. Порядок обжалования данных постановлений установлен статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган или должностному лицу, правомочным рассматривать жалобы. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

- после истечения срока, уставленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

- после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если решение не было обжаловано или опроте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: