Тема: «Политология как наука. Этапы развития политической мысли»




Актуальность темы: Политика оказывает огромное воздействие как на судьбу целых государств так и на жизнь каждого из нас. Этим и определяется формирование и развитие особой отрасли научных исследований, ориентированной на изучение политики.

Политология, как наука о политике, становится по-настоящему востребованной наукой лишь в демократическом обществе. Она является наукой, адекватной демократическим политическим системам, поскольку способствует их дальнейшему развитию и совершенствованию.

В связи с эти, в настоящее время приобретают особую актуальность

научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

1. Учебные цели занятия:

Знать:

- основные понятия темы;

- особенности основных отечественных политологических школ.

- фундаментальные отечественные и зарубежные политологические проблемы, течения и направления;

- закономерности формирования, существования и развития политологии

Уметь:

- свободно оперировать понятийным аппаратом политической науки;

- применять полученные знания для обоснования практических решений повседневной и профессиональной деятельности.

2. Цели развития личности (деонтологические, экологические, правовые, профессиональные, психологические, патриотические и др. аспекты)

3. Оснащение: дидактический материал

4. Материалы для самоподготовки:

4.2. Материал для самоподготовки

Политология - это наука о политике как об особой сфере жизнедеятельности людей, определяется собственными отношениями, политической системой общества, институтами, принципамы и нормами, которые регулируют взаимоотношения между человеком, обществом и государством. Политика объективно возникла из требований людей друг к другу в ходе решения противоречий, разделений материальных и духовных благ, в процессе управления обществом для достижения общей цели. В Древней Греции политика определялась как наука об управлении государством, ее идейные цели, правила управления. По выражению М. Вебера, политика означает стремление к власти или к влиянию на распределение власти или между государствами, или внутри государства между группами людей. Политика проявляется в различных аспектах: как деятельность в борьбе за власть, принятие решений, распределение имущества, выдвижение целей, социальное управление, осуществление конкуренции интересов и влияния на различные социальные группы.

Одна из важных особенностей политики заключается в том, что, с одной стороны, она существует с тех пор, как сложилась публичная власть и общество разделилось на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, а с другой - политическая жизнь в современном мире оптимально развивается только в демократическом обществе, которое признает несовпадение групповых интересов и допускает их соревнования в форме политического соперничества.

 

Предмет политологии был определен на международном коллоквиуме по вопросам содержания и структуры политической науки, приглашенному по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948. Политологи из разных стран договорились о едином международном стандарте в понимании объекта, предметного поля и границы политической науки, который включает в себя следующие компоненты:

1) политическая теория (теория политики и история политических идей);

2) публичные (государственные) институты (центральные, региональные и местные, законодательные, исполнительные и судебные), их структура и функционування:

3) политическое участие и давление граждан (партии, групповые объединения, общественное мнение):

4) международные отношения (международные организации и мировая политика).

 

Учитывая особое общественно-политическое значение политологии, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) рекомендовала эту науку для изучения в высших учебных заведениях стран мира.

Методы политологии в общем плане принято разделять на три группы: общенаучные, социально-гуманитарные, социально-научные. Это социальный метод (выяснение зависимости политики от общества), бихевиористичний (исследования поведения отдельных личностей и групп), институциональный (ориентирует на изучение политических институтов), сравнительный, прогностический, методы эмпирического исследования и др.

 

Функции: удовлетворение собственных интересов всех групп и слоев общества, рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государства, принуждение в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом, интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам всего общества, социализация личности (включение ее в сложный мир общественных отношений), обеспечение последовательности и инновационности социального развития как общества в целом, так и самого человека.

 

Методы: смешанно-сканирующий, структурно-функциональный, последовательных сравнений, анкетного исследования, историческое описание, математическая формализация, моделирование, обобщение, рациональный, теории групп, композиционный, построение когнитивных карт, хронологический. анализ статистического материала, конкретное моделирования, периодизация, прогностический.

Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. Платон (427-347 гг. до н.э.), родоначальник объективного идеализма. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона – «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. В государстве должно быть три сословия: правители-философы, воины, земледельцы и ремесленники. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость». Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. По поводу формы правления в образцовом государстве сказано, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан. Тирания, наихудший вид государства. Выход из порочных состояний общества Платон связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.

Разработку идеологии полисной землевладельческой аристократии продолжил ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах «Политика» и «Никомахова этика». К ним примыкает сочинение «Афинская полития», содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.

Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как явления естественные, существующие от природы. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Государство – это высшая форма человечекого общежития. Человек, гласит знаменитое изречение философа, «по природе своей есть существо политическое». Государство – это «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни». Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.В зависимости от количества властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. Выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Итак, 6 видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия.

Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, в которой правит большинство в интересах общей пользы. Она соединияет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. Экономически полития представляет собственность средних размеров, что позволяет ослабить противоречия между богатством и бедностью. Политическим идеалом Аристотеля был «самодостаточный», экономически обособленный полис.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг.до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах», трактате «Об обязанностях» и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди были наделены богами врожденным стремлением к общению. Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением», как дело народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика.

В эпоху зарождения капитализма платоновские идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими идеологами буржуазии. Идею «философа на троне» пропагандировал Вольтер, Дидро, сторонники просвещенного абсолютизма в России. К представлениям Платона о смешанной форме правления обращались создатели теории разделения властей (Монтескье и др.).

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.).Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти. Управлять государством должны только собственники. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера приближался к идее разделения властей.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1775 гг.). Свои общественно-политические взгляды он изложил в романе «Персидские письма», в историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян». Его главный труд – книга «О духе законов».Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Для обеспечения законности и свободы необходимо провести разделение властей. Чтобы они принадлежали различным государственным органам. Предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую». Рассмотренная им триада (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой буржуазного конституционализма.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712 – 1778 гг.), выдающегося философа, писателя и теоретика педагогики, положили начало новому направлению – буржуазному радикализму. Политическая программа мыслителя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, зарождающейся мелкой буржуазии. Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины, раскрытой и обоснованной в трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» и в историческом очерке «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».Мелкобуржуазный характер воззрений Руссо наиболее ярко проявился в требовании имущественного равенства. Руссо сознавал, что политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство. Однако как идеолог крестьянства он был противником обобществления частной собственности. Решение проблемы философ видел в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан. Руссо считал, что такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде. Учение Руссо способствовало распространению идеалов равенства и демократии.

Вопросы:

1. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано?

2. Прокомментируйте определение политики, данное М. Вебером: «…Политика… означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает».

3. Объясните высказывание Платона о том, что «политика – это искусство жить вместе».

4. Античные философы утверждали, что «человек по природе своей животное (существо) политическое». Как Вы понимаете это высказывание? Аргументируйте свой ответ.

5. Как Вы думаете, возможна ли взаимосвязь (совместимость) политики и морали? Для ответа на вопрос проанализируйте следующие утверждения:

· «Морали в политике нет, есть только целесообразность» (В.И.Ленин).

· «Кто ищет спасения своей души и других душ, тот ищет его не на пути политики, которая имеет совершенно иные задачи – такие, которые можно разрешить только при помощи насилия… Все… достигнутое политическим действием…угрожает «спасению души»» (М.Вебер).

· «Мораль определяет внутренние убеждения человека, тогда как нравственность есть практическая реализация этих принципов, их актуализация в деятельности субъектов» (И.Кант).

6. Сравните точки зрения по вопросу о соотношении цели и средства в политике:

· «Цель оправдывает средства». (Н. Макиавелли)

· «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику. Цель имеет смысл лишь в том случае, если её начать осуществлять сейчас же, тут». (Н.А. Бердяев)

7. Выделите основные постулаты теории общественного договора Ж.-Ж.Руссо, который утверждал, что «… в соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает».

5. Литература (последние 5 лет):

- Основная:

1. Тинт Ю.С.Политология: Учеб.пособие/ Ю.С.Тинт.- М.: РИОР, 2008.- 79с..

2. Мухаев, Р. Т. Политология: конспект лекций / Р. Т. Мухаев. - М.: Проспект, 2010. - 224 с.

3. Грановский, С. А. Прикладная политология: учеб. пособие для вузов / С. А. Грановский. - М.: Флинта, 2004. - 408 с

4. Петрова, К. П. Политология: учебное пособие / К. П. Петрова. - Братск: БрГТУ, 2003. - 178 с

5. Политология: Учебник для вузов/Под ред. М.А. Василика.- М.: Юрист, 2006.- 600с.

- Дополнительная:

1. Политология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Под ред. А. С. Тургаева. - СПб.: Питер, 2005. - 300 с

1. Политология: Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.-М.: Юрайт-Издат, 2005.- 692с.

2. Политология: учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 624с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: