этап - игровые действия детей направлены на игрушку




Сюжетно – отобразительные игры

В группах раннего возраста.

Дети раннего возраста всегда готов подражать взрослому. Подражать не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре.

Тарловская Н.Ф. предлагает следующую систему приобщения детей к игре, при которой побудителем для детей становиться не только подражание взрослому, а общение с ним.

1) Игровое действиеотносительно самого ребенка, а не на игрушки.

Вы «понарошку» кормите малыша, моете ему руки, катаете его на автомашине и т. п. Ребенок при этом узнает, что есть, мыться, ездить на автомобиле и т.п. можно «понарошку», используя разнообраз­ные предметы-заместители (стул вместо машины).

В такой игре малыш относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, поездки, а от общения с вами, и к тому же осваивает многие игровые действия

2) Теперь вы предлагаете детям самим осуществить те же самые игровые действия относительно вас (покормить, помыть вам руки, покатать на автомобиле и т.п.) Кормя вас, катая на автомашине и т.п., ребенок получает несравненно более интересного и благодарного партнера, чем кукла или мишка. Вы будете одоб­рять и приготовленную еду и то, как заботливо вас кормят, похвалите и руль, и умение малыша управлять автомобилем, подскажете ребенку необходимое действие («У меня руки еще грязные, найди мне, пожалуйста, мыло») и побудите к поиску подходящего предмета-заместителя («Вон там, на полочке, лежит мыло»).

Ваша основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно вас, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя в отношении вас новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

3) Третьим шагом является направление действий ребенка ( ранее уже совершенных в отношении взрослого) на игрушку.

При этом вам предстоит решать четыре основные задачи:

1) знакомить детей с разнообразием игровых целей;

2) побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

3) постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

4) практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно относиться к его игровым возможностям.

 

Примерный план игры.

I этап - игровые действия воспитателя направлены на де­тей

1. Включение детей в игру

2. Постановка двух игровых целей

3.Реализация первой игровой цели и одновременно ознаком­ление детей с условными способами выполнения игровых дейст­вий

4.Реализация второй игровой цели

5.Переключение детей на другую, легкую и знакомую им всем игровую цель.

6.Возвращение к основной игровой цели, повторная поста­новка и реализация ее. (Этот прием способствует запоминанию детьми игровых целей и пере­носу в самостоятельные игры).

7.Переключение детей на самостоятельную игру

 

2 этап - игровые действия детей направлены на воспи­тателя

1. Включение детей в игру

2. Постановка перед детьми общей игровой цели, которую они будут реализовывать сами, и мотивация ее

3. Оказание воспитателем помощи каждому ребенку в конк­ретизации этой общей игровой цели

4. Реализация детьми игровых целей. Воспитатель помогает каждому.

5. Воспитатель побуждает детей к реализации следующей игровой цели

6. Дети реализуют врорую игровую задачу. Воспитатель еще раз фиксирует игровую цель.

7. Воспитатель выступает в роли благодарного партнера ребенка по игре. Своим отношением к «труду» малыша помогает ему реализовывать игровую цель

8.Воспитатель выражает благодарность всем детям.

9.Дети вместе с воспитателем танцуют под музыку.

10.Вновь повторяется процедура (выполнение второй игрой задачи)

11. Воспитатель завершает игру, либо переключая детей на самостоятельную игровую деятельность.

 

этап - игровые действия детей направлены на игрушку

1. Включение детей в игру

2.Подготовка детей к выбору игровых целей.

3.Воспитатель побуждает каждого ребенка к постановке игровой цели

4.Воспитатель помогает детям удерживать игровую цель и интересно развивать игру

5.Воспитатель помогает детям организованно завершить игровую цель

6.Воспитатель предлагает детям новую игровую цель

7.Воспитатель знакомит детей с новой игрой

8. Завершение игры.

 

 

Примерные планы – конспекты для детей раннего возраста.

 

Тема «Кормление».

Вид руководства. I этап работы - действия взрослого направлены на ребенка

Задача: познакомить детей с разнообразием игровых целей;

доставить удовольствие от общения мо взрослым;

учить использовать игровые действия «понарошку»;

учить использовать в игре предметы – заместители.

Ход игры:

1. Включение детей в игру («Кто хочет играть со мной? Я приглашаю Сашеньку, Олю». И т. п.).

2. Постановка двух игровых целей («Сейчас я буду печь для вас булочки», «Испеку булочки-буду вас кормить»).

3.Реализация первой игровой цели и одновременно ознаком­ление детей с условными способами выполнения игровых дейст­вий (печет булочки, комментирует свои действия).

4.Реализация второй игровой цели (кормит детей булоч­ками).

5.Переключение детей на другую, легкую и знакомую им всем игровую цель. Для этого используются известные детям подвижные или хороводные игры, например описанная выше игра «в прятки» («А сейчас поиграем «в прятки!»»).

6.Возвращение к основной игровой цели, повторная поста­новка и реализация ее (повторяет процедуру кормления). Этот прием способствует запоминанию детьми игровых целей и пере­носу в самостоятельные игры.

7.Переключение детей на самостоятельную игру («Булочек еще много осталось. Спросите у наших игрушек, может быть, они тоже хотят булочек»).

Примечание. Если, играя самостоятельно, дети будут просить вас подсказать новые игровые цели, постарайтесь предложить им такие, для реализации которых не требуется ваше прямое учас­тие. Это должно быть что-то хорошо знакомое ребенку, связан­ное с его жизненной практикой. Например, малыш покормил тигренка булочкой и затем обратился к вам. Вы можете пред­ложить ему:

- уложить тигренка спать («У него глазки закрываются, он устал, и потом он любит спать в кроватке, которая сделана из коробки»);

- умыть тигренка, потому что он испачкал всю мордочку («Булочка-то была такая вкусная, с повидлом. Он ее ел с боль­шим удовольствием и не заметил, как испачкался»);

- покатать тигренка на машине;

- сварить тигренку кашу, потому что он не наелся булочкой и т. п.

Тема «Кормление».

Вид руководства. 2 этап работы - действия ребенка направлены на взрослого

Задача: - побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- упражнять игре с двумя-тремя связанными между собой целями.

Ход игры:

1. Включение детей в игру («Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, Виталиком». И т. п.). Число детей любое. Можно играть со всей группой или только с теми" кто к вам подойдет.

2. Постановка перед детьми общей игровой цели, которую они будут реализовывать сами, и мотивация ее («Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь поесть?»).

3. Оказание воспитателем помощи каждому ребенку в конк­ретизации этой общей игровой цели -кто чем может вас накор­мить; в качестве продуктов питания используются предметы- заместители («Посмотрите, как много у меня продуктов--целый ящик! Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежат капуста и морковка-зеленый шарик и красный. Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Bo r тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита- большой кубик или перевернутая коробка. А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А как много ягод! Хороший компот получится. Кто сварит мне компот?»).

4. Реализация детьми игровых целей. Воспитатель помогает каждому приготовить «еду» - показывает игровые действия (не более одного-двух).

,5, Воспитатель побуждает детей к реализации следующей игровой цели («У кого готова еда? Можете Меня покормить? Я уже руки помыла и за стол села»),

6. Дети кормят воспитателя. Он еще раз фиксирует игровую цель («Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую?»).

7. Воспитатель выступает в роли благодарного партнера ребенка по игре. Своим отношением к «труду» малыша помогает ему реализовывать игровую цель - кормление («Налей мне, Ве­рочка, пожалуйста, тарелку супа. Ой, как вкусно! Суп с морков­кой, с капустой. Объедение! Я хочу съесть еще одну тарелку. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сва­рила очень вкусный суп»).

(Неважно, что эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди. Наблюдение за действиями воспитателя и товарища-образец игрового общения, который очень инте­ресен и полезен им.)

8.Воспитатель выражает благодарность всем детям («Какие вы молодцы - накормили меня! Я отдохнула, наелась. Да и голо­ва перестала болеть. Ну вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?»).

9.Дети вместе с воспитателем танцуют под музыку. Он побуждает их самостоятельно принять игровую цель («Я потан­цевала и что-то опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» И т. п.).

10.Вновь повторяется процедура кормления.

11. Воспитатель завершает игру, либо переключая детей на самостоятельную игровую деятельность («Я уже так сыта, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу»), либо предлагая им заняться чем-то, например дает им карандаши и бумагу и т. п.

***

Тема «Кормление».

Вид руководства. 3 этап работы - действия детей направлены на игрушку

Задача: - побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- упражнять игре с двумя-тремя связанными между собой целями.

- постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

Ход игры:

1. Включение детей в игру («Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам прибежал»). Воспитатель показывает щенят. Предлагает познакомиться с ними, погладить. Затем говорит, что щенята скулят, и предлагает спросить, не хотят ли они есть. Оказывается, что щенята действительно голодные.

2.Подготовка детей к выбору игровых целей. Воспитатель успокаивает щенят, рассказывает им, какие вкусные супы, каши и т. п. могут готовить дети («Не волнуйтесь, щенята. Видите, как много детей у нас в группе и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку, даже компот и яич­ницу. Не волнуйтесь, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?»).

3.Воспитатель побуждает каждого ребенка к постановке игровой цели («Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?»). Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, предлагает ему свой вариант («Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой»). Щенок лаем подтверждает, что он согласен со словами воспитателя. Так постепенно воспитатель дает каждому ребенку по игрушке и по­могает выбрать индивидуальную игровую цель. Предлагает де­тям взять необходимые продукты из коробок с предметами- заместителями.

4.Воспитатель помогает детям удерживать игровую цель и интересно развивать игру («Как себя ведет щенок? Он слушает­ся тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар? Шарик, ты очень рад, что Витя варит для тебя мясо? Сиди здесь и не лезь носом в кастрюлю, а то обожжешься. Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда поест, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?»).

5.Воспитатель помогает детям организованно завершить процедуру кормления («Ребята, послушайте, что вам хотят ска­зать щенята. Они говорят спасибо за то, что вы так вкусно их накормили»).

6.Воспитатель предлагает детям новую игровую цель («Ще­нята говорят, что теперь они захотели спать. А спать они любят на коврике где-нибудь в уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики»). Дети укладывают щенят.

7.Воспитатель знакомит детей с новой игрой-«в цирк». Он шепотом подзывает детей к себе и предупреждает не шуметь, чтобы не разбудить щенят. Сообщает, что прибежала мама щенят. Она хочет показать детям собачий цирк. Спрашивает, видели ли дети по телевизору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать мама щенят. Предла­гает всем сесть на ковер и посмотреть собачий цирк. Показывает 2-3 игровых действия с собакой. Дети хлопают. (Для того чтобы собака, стала цирковой, можно надеть ей на шею нарядный воротник, вырезанный из цветной бумаги.)

8. Завершение игры. Собака просит разбудить щенят и при­нести их. Воспитатель складывает щенят в коробку и уносит. Собака прощается с детьми, воспитатель приглашает ее почаще приходить к малышам. Затем собака уходит.

***

Тема «Поездки на машине»

Вид руководства. I этап работы - действия взрослого направлены на ребенка

Задача: познакомить детей с разнообразием игровых целей;

доставить удовольствие от общения мо взрослым;

учить использовать игровые действия «понарошку»;

учить использовать в игре предметы – заместители.

Ход игры:

1. Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я буду строить что-то очень интересное. Кто хочет мне помогать? Принесите, пожалуйста, большие кубы (модули). А еще вон те большие круги. Молодцы, спасибо! А теперь принесите, пожалуйста, много стульчиков: они тоже пригодятся. Кажется, все готово- можно начинать строить. Знаете, что я хочу вам построить? Машину. Такую большую. С колесами. С кузовом. Построю машину и буду катать вас, ребята. Хотите, чтобы я вас покатала на машине?»

2. Воспитатель строит машину и комментирует свои действия: «Сначала построю кабину (возьму стулья и т. п.). Кабина готова. Теперь сделаю руль, чтобы управлять машиной. Машина поедет, повезет Сашу, Марину, Вадика... Руль тоже готов. Буду делать кузов. Поставлю стульчики - вот так, чтобы детям было удоб­но сидеть. Кузов сделаю большой, чтобы все уместились. Оста­лось только приставить колеса. Все, машина готова. Ну-ка, садитесь, мои хорошие, в машину, сейчас поедем. Это место для Кати. А это... Все сели? Вам удобно? Можно заводить машину? Чик-трак - включила мотор. А знаете, куда я вас сейчас повезу? В магазин за игрушками. Бип-бип!.. Поехали! Жж-ж-ж!.. Бип-бип!.. Чшш-ш-ш!.. Остановка. Приехали в магазин. Сейчас я открою дверцу. Выходите. Вот магазин. (Показывает на шкаф с игрушками, которые по-новому расставлены и нарядно одеты - у кого бантик, у кого красивый воротничок и т.п.) Много в магазине игрушек. Они вам нравятся? Давайте будем покупать игрушки. Зайчика куплю Ванюше. А тебе, Оленька, какую иг­рушку купить? (И т. п.) Ну вот, кажется, всем купила игрушки.

Хорошие игрушки я вам купи­ла? Все довольны? Тогда сади­тесь в машину, поедем назад, в группу.

Бип-бип!.. Поехали! (По дороге воспитатель делает остановку, угощает детей ли­монадом - вместо бутылки кег­ля; воспитатель показывает ма­лышам, как сделать стаканчик, сжав ладонь в кулачок.) У кого есть такие же стаканчики? Под­ставляйте. Буду наливать вам лимонад. Кто еще хочет лимо­нада? (Тому, кто отказывается принять такое замещение, дает игрушечную чашку.) Все попили? Теперь давайте угостим лимонадом игрушки. Кто напился, может мадиться в машину. Все сели? Бип-бип!.. Поехали

Приехали в группу. Можно идти играть. Покажите; своим игрушкам, где им можно спать, варить обед. А я буду машину чинить. Захотите снова кататься на машине, приходите ко мне. Я вас еще куда-нибудь повезу...»

Ели после этого предложения у детей появится желание снова сесть в машину, игра продолжается.

***

Тема «Поездка на машине».

Вид руководства. 2 этап работы - действия взрослого направлены на ребенка

Задача: - побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- упражнять игре с двумя-тремя связанными между собой целями.

Ход игры:

1. Воспитатель вводит детей в игру, предложив игровую цель поехать на машине:

-У меня есть рули (предметы-заменители). Кто хочет поехать на машине, получите рули.

2.Побуждает каждого ребенка к постановке индивидуальной игровой цели

- Вот тебе руль. Вадик, а куда ты поедешь? Что ты мне привезешь?

-Катюша, а ты куда поедешь? Тоже в магазин? Хорошо. А что ты мне купишь в магазине? Тоже конфеты? А за конфетами уже Вадик поехал. Давай ты что-нибудь другое мне привезешь? Хлеб? Молодец, правильно! А то у нас на обед хлеба нет».

Если видит, что ребенок затрудняется в выборе цели, предлагает свой вариант

- Катюша, привези мне, пожалуйста кирпичики. Я буду строить для своей собачки будку. Ей негде жить. Видишь: она вон там, в уголке, сидит и горюет». Показывает, как из стульчика сделать машину.

3. Благодарит детей за доставку продуктов, вещей и т.п.

4. Помогает продолжить игру

- А теперь давайте все поедем на машинах в цирк, посмотрим, как выступает мишка.

5. Дети возвращаются на своих машинах в группу.

***

Тема «Поездка на машине».

Вид руководства. 3 этап работы - действия детей направлены на игрушку

Задача: - побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- упражнять игре с двумя-тремя связанными между собой целями.

- постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

Ход игры:

1. Воспитатель вводит детей в игру. Ставит перед детьми игровую цель

-Сейчас я буду строить кукольный театр нужны помощники. Кто будет привозить мне игрушки?

2.Побуждает к самостоятельному поиску предмета-заместителя и способов реализации игровой цели

- Найдите себе машины и привозите мне игрушки. А я буду говорить вам какие игрушки нужны для кукольного театра.

Называет игрушки, строительный материал

-Вовочка, привези мне, пожалуйста зайку.

-А ты, Лариса, куклу Дашу.

-А Виталик привезет столик. И т. п..

Показывает место, куда класть игрушки. Дети возят игрушки, а воспитатель устраивает сцену для кукольного театра.

3. Показывает кукольное представление, стараясь обязательно использовать все, что привезли дети. (Можно предложить детям привезти на спектакль друзей - кукол, медвежат и т.п.)

4.Дети развозят игрушки по местам. Воспитатель благодарит их за помощь. Предлагает поиграть с друзьями, которых пригласили на спектакль. Дети переходят к самостоятельной игре. Воспитатель напоминает, что они любят кататься на машине.

 

Данные сюжеты желательно проводить сразу после окончания адаптационного периода.

В дальнейшем следует чаще побуждать детей к играм, в которых игровые действия направлены на игрушку. Задача воспитателя - ненавязчиво помогать малышам в развитии самостоятельной игры.

В пособии подробно представлены игры, в которых игровое действие может быть направлено и на взрослого, и на ребенка, и на игрушку. Однако это возможно не всегда. Во многих игровое действие может быть направлено только на игрушку. Это игры «в прогулку», «в укладывание спать», «в купании» и пр.

Варианты поездок

Куда С какой целью На чем
Па море или речку - искупаться, поиграть в воде походить по мостику; - познакомиться с рыбками, ки­том; - поискать что-нибудь интерес­ное на самолете; на пароходе; на поезде; на лодке
В лес - собирать грибы, ягоды, цветы; - познакомиться со зверятами, покормить их; - сходить в гости к ежику на электричке; на машине; на автобусе
В зоопарк - посмотреть, как живут зверя­та, - построить им домики; - приготовить им еду; - покормить их, погулять с ни­ми
В цирк - научить зверей разным цирко­вым трюкам: прыгать через палочку, через яму, с кубика на кубик, пролезать в обруч, ходить по доске; - петь, гавкать
В магазин за новыми игрушками, покуп­ками
В гости к разным лесным зверушкам; к куклам; к тете Вале (помощнику во­спитателя).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: