Особенности речи детей с ЗПР
Недоразвитие речи в дошк. возрасте носит системный характер.
Отмечаются следующие особенности:
· фразовая речь может задерживаться;
· резко ограничен словарный запас;
· аграмматизмы, нар. ЗПШ ведут к затруднению разв-я фразовой речи;
· отмечаются семантические нарушения: трудности понимания речи, установления значения отдельных слов, понимание логико-грамматических конструкций.
· недостатки познавательной деятельности, замедлен весь т емп развития.
· нарушения речи чаще всего носят системный характер.
· 95% при ЗПР – разные нар. речи.
· страдает внеш., внутр. речь; уст. и письм.; отраженная и спонтанная.
· Симптоматика и мех-мы реч. нарушений неоднородны. Комбинация симптомов.
ЗПШ
· замены одних звуков другими, искажения, смешения звуков (Голубева Г. Г.)
· часто смешиваются: сложные по артикуляции, требующие тонких акустич. дифференцировок.
· искажаются: межзубно произносят шипящие., боковое, велярное, увулярное произнесение зв. (при дизартрии+ЗПР);
· отсутствуют (р)-(л);
Причинами м.б.: аномалии прикуса, артикул. моторики, недост-ки диф-и; нар. просодики; нар. звукослоговой стр-ры слов.
Лексика
· словарный запас беден.
· чаще всего исп-ся сущ. в речи; реже – глаголы;
· не знают слов с абстрактным значением;
· не называют части предметов, их цвет, вес, форму.
· не могут точно указать местоположение предметов в пространстве, говорят «здесь», «там».
· замедлена актуализация слов.
· неточно употребляют глаголы.
· ошибаются при диф-и ед. и мн. числа.
Грамматика
· значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
|
· Последовательность усвоения – как у нормы, но дольше.
· в процессе словоизменения существительных есть и качественные особенности: ошибки при употреблении беспредложных форм существительных: смешения окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных винительного падежа, использование более продуктивной формы мужского рода с окончанием –ом при употреблении формы женского рода творительного падежа.
· Существенное отставание в дифференциации предлогов в имрессивной и экспрессивной речи.
· Не сформирована система предлогов языка.
· смешивают формы мужского и женского, мужского и среднего рода.
· Несформированность словообразовательных процессов, операций программирования и грамматического структурирования.
· Ошибки в согласовании в падеже
· неологизмы наблюдаются в речи даже у учеников четвёртого класса.
· В процессе словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у детей наблюдается большое количество неправильных форм словообразования.
· Трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушение словообразования приставочных глаголов.
Связная речь
· недостатки произвольности, осознанности в построении связной речи;
· Нарушают порядок слов в предложении «Штукатур штукатурит дом новый», пропускали слова, заменяли определение на косвенное дополнение.
· неадекватное использование предлогов: замены «от» на «у», «из» на «на», трудности при употреблении предлога «из-под», он заменяется на «из», «от».
· нарушение формирования планирующей функции речи.
|
· речь непоследовательна
· нар. морфологич. и синтаксич. оформление текста
· страдает цельность и связность высказывания
· сохранны: сюжет, ответы на в-сы по смыслу услышанного; составление рассказа по картине, на предлож. тему.
Письменная речь
· снижены предпосылки к обучению грамоте.
· недостатки анализа и синтеза, мыслительных операций, познават., эмоц.-волевой сфер ведут к нар. формир. готовности к овл-ю грамотой.
· задерживается овл-е письм. речью из-за вышеперечисленных особенностей устной речи (арамматизмы, нар. ЗПШ и т.д.).
Система корр. работы со слабослышащими. Коррекция нар. речи слабослышащих.
К лицам с нарушениями слуха относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие (оглохшие), имплантированные.
Корр. работа ведется поэтапно. С медицинским и психологич. воздействием.
1 этап: Подготовительный/ Организационный
· Выявление индивид. возможностей ребенка, составление рекомендации по организации благоприятной среды (отсутствие шума, одновр. разговора неск. людей, снижение эффекта эхо, мягкое покрытие пола, близкое расположение к педагогу во вр. занятия).
· Развитие слухового внимания, памяти.
2 этап: Дофонемный.
· формирование неречевого слуха: сначала более громкие инструменты, затем – тихие; снижается контрастность звучания.
· узнавание и различение неречевых звуков по акустич. св-вам.
· развивается умение определять направление и источник звука.
· воспитывается чувство ритма, темпа.
3 этап: Фонемный.
Формир-ся все компоненты реч. системы. Развитие слуха параллельно с формир. ЗПШ.
|
· Развитие интонационного слуха (реч. темпа, слогового ритма, тембра речевых звучаний).
· Развитие фонематич. восприятия: внимание ребенка привлекается к различению «не слова-слова».
· Дифференциация лексических значений. Последовательность:
слова, начин-ся с контрастных фонем – с оппозиц. фонем – разл-ся гласным звуком – последней согл. фонемой – согл. фонемой в сер. слова (забыть-завыть) – на мат-ле антонимов.
· Фонематич. представления.
· Все это готовит реб. к усвоению коммуник. навыков.
4 этап: Завершающий/ интегративный.
· Развивается самоконтроль речи, связная речь, восприятие речи в затрудненных условиях.
· Приемы работы:
ü воспроизв-е фраз в усл. шумовых помех;
ü запоминание и повторение прослушанных слов, фраз;
ü пересказ текста, воспринятого через технич. устройства;
ü декларация стихов, текстов под музык. сопровождение;
ü составление рассказов по слуховым образам.
Большое знач. в корр. работе – взаимодействие педагога с семьей.