Система корр. работы со слабослышащими. Коррекция нар. речи слабослышащих.




Особенности речи детей с ЗПР

Недоразвитие речи в дошк. возрасте носит системный характер.

Отмечаются следующие особенности:

· фразовая речь может задерживаться;

· резко ограничен словарный запас;

· аграмматизмы, нар. ЗПШ ведут к затруднению разв-я фразовой речи;

· отмечаются семантические нарушения: трудности понимания речи, установления значения отдельных слов, понимание логико-грамматических конструкций.

· недостатки познавательной деятельности, замедлен весь т емп развития.

· нарушения речи чаще всего носят системный характер.

· 95% при ЗПР – разные нар. речи.

· страдает внеш., внутр. речь; уст. и письм.; отраженная и спонтанная.

· Симптоматика и мех-мы реч. нарушений неоднородны. Комбинация симптомов.

ЗПШ

· замены одних звуков другими, искажения, смешения звуков (Голубева Г. Г.)

· часто смешиваются: сложные по артикуляции, требующие тонких акустич. дифференцировок.

· искажаются: межзубно произносят шипящие., боковое, велярное, увулярное произнесение зв. (при дизартрии+ЗПР);

· отсутствуют (р)-(л);

Причинами м.б.: аномалии прикуса, артикул. моторики, недост-ки диф-и; нар. просодики; нар. звукослоговой стр-ры слов.

Лексика

· словарный запас беден.

· чаще всего исп-ся сущ. в речи; реже – глаголы;

· не знают слов с абстрактным значением;

· не называют части предметов, их цвет, вес, форму.

· не могут точно указать местоположение предметов в пространстве, говорят «здесь», «там».

· замедлена актуализация слов.

· неточно употребляют глаголы.

· ошибаются при диф-и ед. и мн. числа.

Грамматика

· значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

· Последовательность усвоения – как у нормы, но дольше.

· в процессе словоизменения существительных есть и качественные особенности: ошибки при употреблении беспредложных форм существительных: смешения окончаний одушевлённых и неодушевлённых существительных винительного падежа, использование более продуктивной формы мужского рода с окончанием –ом при употреблении формы женского рода творительного падежа.

· Существенное отставание в дифференциации предлогов в имрессивной и экспрессивной речи.

· Не сформирована система предлогов языка.

· смешивают формы мужского и женского, мужского и среднего рода.

· Несформированность словообразовательных процессов, операций программирования и грамматического структурирования.

· Ошибки в согласовании в падеже

· неологизмы наблюдаются в речи даже у учеников четвёртого класса.

· В процессе словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у детей наблюдается большое количество неправильных форм словообразования.

· Трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушение словообразования приставочных глаголов.

Связная речь

· недостатки произвольности, осознанности в построении связной речи;

· Нарушают порядок слов в предложении «Штукатур штукатурит дом новый», пропускали слова, заменяли определение на косвенное дополнение.

· неадекватное использование предлогов: замены «от» на «у», «из» на «на», трудности при употреблении предлога «из-под», он заменяется на «из», «от».

· нарушение формирования планирующей функции речи.

· речь непоследовательна

· нар. морфологич. и синтаксич. оформление текста

· страдает цельность и связность высказывания

· сохранны: сюжет, ответы на в-сы по смыслу услышанного; составление рассказа по картине, на предлож. тему.

Письменная речь

· снижены предпосылки к обучению грамоте.

· недостатки анализа и синтеза, мыслительных операций, познават., эмоц.-волевой сфер ведут к нар. формир. готовности к овл-ю грамотой.

· задерживается овл-е письм. речью из-за вышеперечисленных особенностей устной речи (арамматизмы, нар. ЗПШ и т.д.).

Система корр. работы со слабослышащими. Коррекция нар. речи слабослышащих.

К лицам с нарушениями слуха относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие (оглохшие), имплантированные.

Корр. работа ведется поэтапно. С медицинским и психологич. воздействием.

1 этап: Подготовительный/ Организационный

· Выявление индивид. возможностей ребенка, составление рекомендации по организации благоприятной среды (отсутствие шума, одновр. разговора неск. людей, снижение эффекта эхо, мягкое покрытие пола, близкое расположение к педагогу во вр. занятия).

· Развитие слухового внимания, памяти.

2 этап: Дофонемный.

· формирование неречевого слуха: сначала более громкие инструменты, затем – тихие; снижается контрастность звучания.

· узнавание и различение неречевых звуков по акустич. св-вам.

· развивается умение определять направление и источник звука.

· воспитывается чувство ритма, темпа.

3 этап: Фонемный.

Формир-ся все компоненты реч. системы. Развитие слуха параллельно с формир. ЗПШ.

· Развитие интонационного слуха (реч. темпа, слогового ритма, тембра речевых звучаний).

· Развитие фонематич. восприятия: внимание ребенка привлекается к различению «не слова-слова».

· Дифференциация лексических значений. Последовательность:

слова, начин-ся с контрастных фонем – с оппозиц. фонем – разл-ся гласным звуком – последней согл. фонемой – согл. фонемой в сер. слова (забыть-завыть) – на мат-ле антонимов.

· Фонематич. представления.

· Все это готовит реб. к усвоению коммуник. навыков.

4 этап: Завершающий/ интегративный.

· Развивается самоконтроль речи, связная речь, восприятие речи в затрудненных условиях.

· Приемы работы:

ü воспроизв-е фраз в усл. шумовых помех;

ü запоминание и повторение прослушанных слов, фраз;

ü пересказ текста, воспринятого через технич. устройства;

ü декларация стихов, текстов под музык. сопровождение;

ü составление рассказов по слуховым образам.

Большое знач. в корр. работе – взаимодействие педагога с семьей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: