Социальная философия Возрождения




 

Понимание человека как центра мироздания потребовало от гуманистов Возрождения не только разработки новой картины Космоса, но и новых представлений о жизни общества и государства. Николо Макиавелли (1469-1527) в противоположность теологии ищет земные основы общественной жизни и поступков людей. Общество в его понимании есть сумма независимых друг от друга индивидов. Побудительными мотивами человеческих поступков является эгоизм и материальный интерес. Государство не предписано людям богом. Оно плод человеческого разума и возникает из необходимости обуздания эгоизма людей и установления порядка. Его высшей целью является ограничение чрезмерного богатства одних и чрезмерной бедности других. Но выполнить эту роль может лишь сильное государство. Поэтому для укрепления власти в государстве годятся все средства как доброчестные, так и нечестные (обман, вероломство, отравление и т.д.). Деятельность государей не поддается оценкам религиозной морали. Это стремление Макиавелли противопоставить религиозному пониманию государства юридическое мировоззрение, конечно же, вызвали ответную реакцию со стороны церкви. Еще при жизни Макиавелли ему приписали роль теоретика беззастенчивой, не разбирающейся в выборе средств политики, которая избирает своим девизом «Цель оправдывает средства».

Если Макиавелли стремился освободить от религиозных оценок политическую сферу общественной жизни, то Эразм Роттердамский (1469-1536) – социальную сферу. Не отрицая божественного предопределения, он провозглашает, что в руках бога находится лишь начало человеческой жизни, когда бог дает человеку душу, и ее конец, когда бог забирает у человека душу. А между этими решающими моментами люди строят свою жизнь свободно. Иначе утрачивает будь-какой смысл представление о грехе, доброчестности, морали вообще. Конечно же эти взгляды привели Роттердамского к конфликту с церковью. Но она нашла в Роттердамском достойного противника. Его саркастическая критика схоластической псевдонаучности особенно в сочинении «Похвальное слово глупости» была настолько убедительной, что именно от Эразма берет свое начало несколько упрощенное представление о схоластике как о псевдомудрости.

Мартин Лютер (1483-1546) попытался обосновать независимость от церкви духовной жизни человека. В своих 95 тезисах, прибитых к дверям Виттенбергской церкви, он выступил против догмата и претензий к церкви быть посредником между богом и человеком. Человек может спастись только посредством крепкой личной веры, а церковь и государство должны лишь помогать ему в этом. Так что церковь, по Лютеру, не отменяется. Ей лишь отводится более скромная роль. Такая двойственная позиция по отношению к церкви оказалась чрезвычайно выгодной рождающемуся бюргерству. Возникло целое антикатолическое и антифеодальное движение, получившее название Реформация. Его победа в Германии и ряде других стран привела к образованию новой ветви христианства – протестантизма.

Однако основной тезис Реформации «Все в действительности имеет евангельское оправдание» допускало обращение: «Все что не соответствует евангельским принципам, не заслуживает действительности». Это обращение сделал Томас Мюнцер (1490-1525) и превратил его в лозунг народного революционного крыла Реформации – крестьянской войны в Германии (1525). По Мюнцеру царство божье должно быть установлено воителями бога – вооруженными крестьянами. Это царство рисовалось Мюнцеру весьма туманно как общество, в котором не будет частных интересов.

В трудах родоначальников утопического социализма Т. Мора (1478-1535) и Томазо Кампанеллы (1568-1639), этот образ наполнился конкретным содержанием. Справедливым может быть только социалистическое общество. В основе его организации должны лежать принципы, провозглашенные еще ранним христианством: общественная собственность на средства производства, кто не работает, тот – не ест, каждому по труду.

Крестьянская война в Германии, Гуситская война в Чехии наглядно продемонстрировали, что гуманистические идеи мыслителей Возрождения не такая уж безобидная вещь. С середины XVI – XVII вв. католическая церковь во главе с папством организовали контрреформацию – церковно-политическое движение за сохранение и укрепление феодальных отношений и господствующего положения церкви. Активизировала свою деятельность инквизиция (церковная полиция), был составлен индекс запрещенных книг, куда вошли сочинения Галилея и др. Церковь преследовала передовых мыслителей по всему Земному Шару (сожгла Дж. Бруно на костре и т.д.). В связи с контрреформацией произошло и определенной возрождение схоластики (Ф. Суарес, Г. Васкес и др.). Однако остановить распространение прогрессивных идей уже было невозможно. Так, М. Монтень (1533-1592) в своих «Опытах» решительно выступил против охоты за ведьмами, осудил религиозный фанатизм и попытался противопоставить религиозному мировоззрению мировоззрение атеистическое. Эти идеи Монтеня оказали огромное влияние на развитие материализма и атеизма во Франции и за ее пределами.

 


 

Заключение

В работе были рассмотрены основные этапы и особенности становления и развития философии Средневековья и эпохи Возрождения. Рассмотрена теологическая основа философии Средних веков, выделены главные этапы философии Средневековья: патристика, переходный период от патристики к схоластике, схоластика. Основными мыслителями средневековой философии стали Августин Аврелий (патристика) и Фома Аквинский (схоластика). Описана проблема универсалий, основой которой стал вопрос об отношении единичного и общего. Показано, что при переходе от феодализма к капитализму мировоззрение человека кардинально изменилось. В центре внимания оказался человек, а не Бог, начала оцениваться его красота и полезность. Человек эпохи Возрождения не противопоставлен богу, как в Средневековье, а рассматривается в единстве с Богом. В период Возрождения создается множество произведений искусства, изображающих красоту человека. Возрождение дало развитие естественным и гуманитарным наукам. Сформировались основные политические взгляды на устройство общества, человек получил больше прав и свобод. Гуманизм, социально-политическая мысль и натурфилософия стали основными направлениями философии эпохи Возрождения. Таким образом, философия Средневековья и эпохи Возрождения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие не только философской мысли, но и мировой науки, политики и искусства.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: