Служение на Крымской кафедре.




Указом Патриарха от 5 апреля 1946 года Владыка Лука переведен в Симферополь. Отношения с местным начальством не сложились: после приезда архиепископ Лука не явился лично уполномоченному по делам Русской Православной Церкви Я.Жданову, что вызвало разногласия между ними.

По свидетельству Я. Жданова, Владыка Лука за любое нарушение канонических правил, мог лишить священника сана, уволить за штат, перевести с одного прихода на другой: священников же бывших в заключении и ссылках, приближал к себе назначал на лучшие приходы и все это делалось без согласования с уполномоченным.

Продолжал публиковать статьи, выступая за проводимый СССР внешнеполитический курс. В статье «К миру призвал нас Господь» (1948 год) выступил с резким осуждение политики США и католического духовенства, с безоговорочной апологией политики властей СССР в отношении Церкви: «… Поджигатели войны, смертельно испуганные призраком коммунизма, всякого не по-фашистки мыслящего причисляют к коммунистам. Вся масса католического духовенства стала на сторону поджигателей войны и явно сочувствует фашизму.Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному строю? Прежде всего мы русское духовенство живем в полном мире с нашим Правительством и у нас невозможно благословение на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставили полную свободу Церкви и не вмешивается в ее внутренние дела».

В начале 1947 года, Архиепископ Лука стал консультантом Симферопольского госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства.

Так же он стал читать лекции для практических врачей Крымской области в архиерейском облачении из-за чего они были ликвидированы местной администрацией. В 1949 года, владыка Лука начал работу над вторым издание «Регионарной анестезии», которое не было закончено, а так же над третьим издание «Очерки гнойной хирургии», которое было дополнено профессором В. И Колесовым и издано в 1955 году.

В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары. В постсоветское время вышла автобиографичная книга «Я полюбил страдание…». В 11 января 1957 года избран почетный членом Московской Духовной Академии.

В 1958 году Владыка Лука писал: «…как трудно мне было плыть против бурного течения антирелигиозной пропаганды и сколько страданий причинила она мне и доныне причиняет».

Активно проповедвал. В 1959 году Патриарх Алексий I предлагал присвоить архиепископ Луке степень доктора богословия.

Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. На надгробии была высечена надпись: Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий 18(27).IV.77 – 19(11).VI.61 Доктор медицины, лауреат.

Архиепископ Лука был похоронен на Первом Симферопольского кладбище, справа от храма Всех Святых г. Симферополя. После канонизации Православной Церковьюв сонме Новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года) его мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор (17-20 марта 1996 года). Прежняя могила святителя Луки также почитаема верующими.

Дети

Все дети святителя Луки пошли по медицинским стопа своего отца и стали медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, Алексей - докторомбиологических наук, Елена – врачем эпидемологом. Внуки и правнуки тоже стали учеными, Войно-Ясенецкая Ольга Валентиновна явилась создателем Одесского областного паталогоанатомического бюро (ООПАБ), Войно-ЯсенецкийАлексей Валентинович стал профессором, д. м. н., урологом, директором цена урологии.

Михаил Валентинович Войно-Ясенецкий (1907 – 1993 гг.)

Елена Валентиновна Войно-Ясенецкая (1908 – 1971гг.)

Алексей Валентинович Войно-Ясенецкий (1909 – 1985гг.)

Валентин Валентинович Войно-Ясенецкий (1913 – 1992 гг.)

Реабилитация

Постановлением Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2000 года в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Архиепископ Лука был полностью реабилитирован.

Вклад в науку

Достижения в медицине

В хирургии

Монография Святителя Луки «Очерки гнойной хирургии» стала настольной книгой врачей. До эпохи антибиотиков, когда не было другой возможности бороться с гноем, кроме хирургической, любой молодой хирург, имея эту книгу, мог осуществлять операции в тяжелых условиях провинциальной больницы. Даже не зная, что книга написана архиепископом, нельзя не заметить, что ее писал человек с большой любовью относящиеся к больным.

В ней есть такие строки: «Приступая к операции надо иметь ввиду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямо, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но и позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, резиновых перчатках – усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».

Работы Святителя Луки все еще не систематизированы. Современные авторы ограничиваются преимущественно краткими оценками его роли в гнойной хирургии. К 1917 году Святитель Лука предстает, сложившимся, опытным хирургом, организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом Святитель Лука работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия. Это был ученый готовый к крупным и объективным исследования и анализу. Прочтение работ Святителя Луки призывает объективноконстатировать такиесовременные хирургические области и направления, в которых он представлен как известным, так еще и не раскрытым современным исследователям, а именно: теория клинического диагноза, медицинская психологияи деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.

В анестезиологии

 

Святитель Лука сделал большой вклад в анестезиологию. В 1915 году в Петрограде вышла первая его монография «Регионарная анестезия».

В 1916 году он успешно защитил докторскую диссертацию «О Регионарной анестезии второй ветви тройничного нерва».

О практической и значимости метода регионарной анестезии (синоним проводниковая анестезия) в развитии медицины он писал в приложении к «Очеркам гнойной хирургии»: значительное большинство смертей, обусловленных применением хлороформа и эфира, зависит от неумелого или недостаточноосторожного применения этих средств, а сельский врач в большинстве случаев вынужден поручать введение наркоза фельдшеру или акушерке, редко имеющие теоретические сведения и достаточный навык в этом деле. Поэтому те способы, местной анестезии, которые дают врачу возможность всецело сосредоточиться на операции, имеют огромное значение для начинающего. По моему глубокому убеждению, широкое ознакомление врачей с этими способами составляет одно из важнейших условий процветания и развития хирургии на селе».

Оппонентом на защите диссертации Святителя Луки был хирург Алексей Мартынов. Он так отозвался отозвался о представленной диссертации: «Мы привыкли, что докторские диссертации обычно пишут на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь и высоко оценил ее».

За лучшее сочинениепролагавшее новые пути в медицине Святитель Лука был удостоен премии Хойнацкого от Варшавского университета.

Кроме систематизации данных ранее существовавших методах,Владыка Лука впервые описал обезболивание тройничного нерва путем введения этилового спирта непосредственно в ствола его ветвей (глазничного, верхне- и нижнечелюстного), а так же в гассеров узел.

Проводниковая анестезия, в совершенствовании которой внес большой вклад Святитель Лука предполагает введение местного анестетика на отдалении от места операции. Блокированием передачинервных импульсов от места хирургической травмы тканейдостигается анестезия болевой чувствительности. В отличии от инфильтрационной анестезии (непосредственного обкалывания анестетиком места операции),выполнение регионарной технически является более сложным, требует определенных навыков и знаний топографо-анатомических особенностей прохождения того или иного периферического нерва. Однако, более легкая в техническом исполнении инфильтрационная анестезия имеет ряд недостатков. Основным из них классик хирургии Александр Вишневский считал распространение раствора анестетика в тканях. На каждом этапе операции необходимо введение новой порции препарата, что отнимает у хирурга много времени и делает анестезии недостаточно эффективной. Святитель Лука отмечал, что проводниковая анестезия «нередко почти незаменима именно в гнойной хирургии». «Я много раз убеждался впреимуществах этого вида обезболивания и считаю необходимым поделиться своим опытом» - писал он. Святитель Лука готовил второе издание монографии, посвященной регионарной анестезии, но не смог его завершить из-за ухудшавшегося зрения.

Оценка работ Святителя Луки Войно-Ясенецкого.

На первом научном съезде врачей Туркестана (23 – 28 октября 1922 года) Святитель Лука выступил с четырьмя докладами, где делился с коллегами своим хирургическим опытом, поведал о собственных наблюдениях и выводах о хирургическом лечении туберкулеза, гнойных воспалительных процессах коленного сустава, сухожилий рук, реберных хрящей. Нестандартныерешения вызывали впрениях бурные споры. Святитель Лука, так же рассказал о своем способе операций при абсцессах печени. Пытаясь изучить механизм возникновения нагноительных процессов в реберных хрящахпосле сыпного тифа, Святитель Лука совместно с врачом– бактериологомГусельниковым проводил исследования, которые позволили ему предположить, что бактериология сделает ненужными многие отделы хирургии.

Он предложил немало идей использования климата Средней Азии в лечебных целях. Впервые Святитель Лука сообщил о результатах лечения костного туберкулеза, достигнуты солнцелечением в высоких горах, и сказал, «что в столь близких от Ташкента Чимганских горах условия нисколько не хуже чем в Швейцарии. Должны быть использованы и эффективные грязи в Молла-Кора и Яны-Кургане и купания на Аральском море».

Мастер хирургическим операций на органах зрения, предложивший оригинальную методику удаления слезного мешка, он обратился к делегатам съезда с призывом, направленным на борьбус распространеннойсреди местного населения трахомой–основной причиной слепоты: «Было бы делом огромной важности организовать очень кратковременные курсы для врачей, на которых они познакомились бы с производством разреза глаза…выпущенномслезного мешка и пересадкой слизистой на веко. Эти 3 операции доступны каждому практическому врачу в самых глухих углах».

Предложения Святителя Луки нашли отражение в резолюции I научного съезда врачей Туркестана: профессорам Турбину и Святителю Луке было поручено составить краткое практическое руководство для врачей по глазным болезням.

Во время работы в военном госпитале в Красноярске Святитель Лука разработал новые операции, в частности, резекции суставов. Разработанная им новая хирургическая тактика при остеомелите крупных суставов – резекции суставов с исходом в анкилоз, распил пяточной кости и другие – спасла конечности солдат. Его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа.

В Тамбовском военном госпитале Святителю Луке приходилось писать по восемь – девять часов в сутки и делать четыре – пять операций ежедневно.

В Крыму его не сразу допустили к работе. Администрация и коллеги были недовольны, что Святитель Лука под медицинским халатом носил рясу и крест. Ему не позволили читать лекции в Крымскоммедицинском институте. Его доклады в Хирургическом обществе на двух съездах имели большой успех. Но это многим не понравилось, ему дали понять, что делать доклады в архиерейском виде, он больше не должен. Так он совсем перестал бывать в хирургическом обществе.

«Очерки гнойной хирургии были написаны по наблюдениям предшествовавших 30 лет(1916 - 1946), когда антибиотики отсутствовали и основным методом лечения флегмон являлся хирургический радикализм, обеспечивающий удаление удаление гнойных масс и дренаж раны.

Достижения в богословии. Попыткиобоснования науки и религии.

За годы священства Святитель Лука произнес 1250 проповедей, из которых 750 записано.

«Дух, душа и тело»

30 мая 1948 года на торжественном богослужении по случаю 25 – летия своего архиерейского служения Святитель Лука проповедовал на тему «Наука и религия», где сослался на Коперника, Пастера,Павлова и других верующих ученых и добавил от себя: «Наука без религии – небо без солнца. А наука облечённая светом, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира». Написал двухтомный трактат, где попытался обосновывать единство науки и религии. Святитель Лука утверждал, что открытия сделанные в конце XIX – XX века, доказывают неисчерпаемость наших представлений о жизни и позволяют пересмотреть многие идеи естествознания. В первом – «Дух, душа и тело» - Святитель Лука рассматривал движения, соединения элементарных частиц в человеческом организме, обосновывая, что они могут составить человеческую душу:

«Невидимая глазом часть солнечного спектра составляет 34%. И только весьма незначительная часть из этих 34 % - ультрафиолетовые, инфракрасные лучи – исследована и понятны те формы, которые лежат в их основе. Но что можно возразить против предположения, даже уверенности в том, что за многочисленными фраунгоферовыми линиями скрывается много тайн неведомых нам форм энергии, может быть еще тонких, чем электрическая энергия?

-«Дух, душа и тело»Указывая на различие между телесными ощущениями и чувствами души:«Ни кому не известны центры радости и печали, гнева, радости, эстетического и религиозного чувства. Хотя от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг и оканчиваются в клетках его сенсорныхцентров все чувствительные нервные волокна, но они несут только ощущения зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, тактильные и термические, локомоторные и многие другие. Но это только ощущения. А не делать различий между ощущениями и чувствами значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку».В трактате «Дух, душа и тело» Святитель Лука размышлял о введенном им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека, как единство трех составляющих:духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания. Автор приводит примеры передачи духовной энергии (врач и больной, мать и ребенок, единение симпатий и гнева, в театре, парламенте «дух толпы», поток храбрости и отваги) и спрашивает: «Что же это, как не духовная энергия любви?» СвятителяЛуку не удовлетворяет объяснение памяти теорий молекулярных следов в мозговых клетках ассоциативных волокнах. Он убежден, что «кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный могучий субстат памяти». Таковым он считает «дух человеческий, в котором навеки отпечатываются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет ни каких норм времени, не нужна ни какая последовательность и причиннаясвязь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга». Считая, что «мир имеет свое начало в любви Божией» и людям дан закон «Будьте совершенны, как отец ваш Небесный», Святитель Лука убежден, что должна быть дана возможность осуществления этой заповеди, бесконечное совершенствование духа – вечное бессмертие. СвятительЛука подтверждал это многочисленными ссылками на Священное писание.«Наука и религия»Второй трактат на эту тему – «Наукаи религия» - был опубликован только в 2000 году. Там Святитель Лука отстаивал теологическую теорию создания мира, обличал субъективизм человеческого познания:

«Вообще, мы не видим предметы, как они есть, а устриваем их согласно личному углу зрения, из которого их наблюдаем. Тем более мы не можем постигнуть своими научно-познавательными способностями то, что за вещами, то есть их сущности, а еще более – Первосущность, то есть Бога. Уже потому наука не может отвергать бытие Бога, ибо эта тема лежит вне ее компетенции, как и вся область сущностей».

- «Наука и религия»

Святитель Лука выступал в защиту христианских и Евангельских ценностей:

Иногда говорят, что христианская мораль построена на принципе индивидуализма: каждый за себя, один Бог за всех и что, например, нравственным является не тот, кто, жертвуя своей жизнью, выносит из горящего дома ребенка, а тот кто смиренно молится о спасении погибающих, не ударяя палец о палец, что бы спасти их жизнь. Но ведь как раз всё это наоборот. Приводил аргументы в пользу историчности Христа (Ссылался на Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Светония), утверждал, что именно вера в Бога помогает науке – в общем, выступал против всех тезисов, господствовавших в советской исторической науке:

«Так называемый научный атеизм действительно противоречит религии, но он есть лишь предположение некоторых образованных людей, недоказанное и неразумное. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов А. С. Пушкина:

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ним бессмысленно чертит.

В этой работе он цитировал и приводил примеры из биографии Сократа, Ньютона, Канта, Гете, Пастера, Владимира Соловьева, Пушкина, Чехова, Репина и древних известных людей.

Почитание

По сообщениям Русской православной церкви, люди молившиеся на могиле Святителя Луки, избавлялись от болезней. Эти случаи, а так же рост популярности Святителя Луки подвигло руководство Русской православной церкви к внимательному изучению его жизни и творений. 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Святитель Лука определением Синода Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) причислен к лику местночтимый святых. Протоиерей Георгий Северин составил молитвы Святителю Луке. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялись обретение святых мощей Святителя Луки архиепископа Крымского, почивающие ныне в кафедральном соболе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский монастырь).

Украинской православной церковь учреждён Орден Святителя Луки Крымского.

Святитель Лука был канонизирован как местночтимый святой так-же Красноярской епархией.

В 2000 году Архиерейскими собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомученников с исповедников Российских. Дни памяти – 29 января, 29 мая (по Юлианском у календарю).

Почитается как Святой другими поместными Церквями, в частности, Элладской православной церковью, главный сторонник прославления Святителя Луки в Греции архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата. В 2001 году из Греции привезли серебрянную раку для мощей Святителя Луки. В самой Греции СвятительЛука почитается едва ли, не более, нежели в России: там ему посвящены десятки храмов, имя св. Луки носит местное хирургическое общество. В греческой иконографии святитель Лука часто изображается с набором хирургических инструментов, возлежащих подле него.

Академик РАМН Александр Чучалин является инициатором создания «Общества православных врачей России» имени Святителя Луки (профессора Войно-Ясенецкого).Красноярский Государственный медицинский университет носит гражданское имя Святителя Луки. Имя Святителя Луки так же носит «Поезд здоровья» (передвижная клиника в виде железнодорожного состава) объезжающий поселки и населенные пункты,не имеющие больниц и фап-ов. Для многих их жителей – это главная возможность получить на практике качественную и своевременную медпомощь.

14 июля 2008 года Святитель Лука стал (посмертно) почетным гражданином Переславля-Залесского. В 2017 году около главного корпуса Красноярского государственного университета был установлен памятник Святителю Луке.

Память о Святителе Луке архиепископе Крымском

Храмы и часовни

Россия:

Москва

· - храм Святителя Луки «Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева»,

· - храм в честь Святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в Марьино, на пересечении улиц Перерва и Белореченской.

· - храм в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в составе храмового комплекса Всех святых в Митино.

· Храм Святителя Луки вЗюзино на улице Симферопольский бульвар, вл. 28

· - часовня Святителя Луки в 52 - й городской клинической больнице, Пехотная д. 3. корп. 2

· - часовня Святителя Луки в 31 - й клинической больнице, 1 этаж, ком. 41, ул. Лобачевского, д. 42

· - Храм-часовня Владимирской иконы Божией Матери в деревне Ватутинки д. 36 в Новой Москве. В этом храме хранится частица мощей Святителя Луки Крымского.

· - Балашиха: храм Священноисповедника Луки на территории медсанбата Отдельной дивизии оперативного назначения МВД РФ.

· - Воротынец Нижегородской области: часовня во имя Святителя Симферопольского и Крымского Луки при Воротынской Центральной районной больнице (освящена 16 ноября 2010 года).

· - Евпатория: храм во имя Святителя Луки Исповедника. Республика Крым, Евпатория, проспект Победы, д. 113 Сайт: www.svyatitel-luka.ru

· - Храм-часовня во имя Святителя Луки, Архиепископа Крымского, Исповедника в санатории «Дружба», ул. Маяковского, д. 7

· - Ейск (Краснодарский край): храм во имя Святителя Луки, ул. Энгельса, д. 156/1 при Ейской больнице.

· - Екатеринбург: храм (строится) во имя Святителя и исповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), ул. Карельская, д. 52 (пос. Компрессорный). Сайт: www.1.sv-luka.ru/contact/

· - Железногорск (Красноярский край): часовня святителя Луки Войно-Ясенецкого при клинической больнице № 51.

· - Керчь: Православно-Просветительский центр и храм Святителя Луки, ул. Донского, д. 5.

· - Ковров: часовня в санатории имени Н. С. Абельмана.

· - Красноярск: храм Святителя Луки при Красноярском государственном медицинском университете носящем гражданское имя Святителя.

· - Большемуртинский район Красноярского края: п. Большая Мурта, ул. Садовая, д. 4. В районном центре возведена церковь Святого Луки Войно - Ясенецкого.

· - Мурманск: домовый храм во имя Святителя Луки в Мурманском государственном техническом университете.

· - Нижний Новгород: храм (строится) на просп. Гагарина возле здания Нижегородской медицинской академии.

· - пос. Новый (Московская область, Красногорский район): храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при 3 - м Центральном военном госпитале имени Вишневского.

· - Норильск. Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Норильск, Талнахская улица, д. 49а. www.svtlukanorilsk.cerkov.ru/ Храм Святителя Луки.

· - Обнинск (Калужская область): церковь во имя святителя Луки Крымского на территории института медицинской радиологии.

· - Ольгинка (Краснодарский край): кладбищенский храм во имя Святителя Луки.

· - Оренбург: храм Святителя Луки Войно-Ясенецкого при военном госпитале.

· - Петрозаводск: часовня во имя Святителя Симферопольскогои Крымского Луки в Городской больнице скорой медицинской помощи.

· - Санкт-Петербург: храм Святителя Луки архиепископа Крымского в Озерках, ул. Сикейроса, д. 14, корп. 2

· - Саки: храм Святителя Луки на территории военного санатория.

· - Саратов: храм на территории клиническогогородка Саратовского государственного медицинского университета.

· - Симферополь: храм-часовня на территории Центральной клинической больницы им.Семашко

· - Ставрополь: храм на территории городскойклинической больницы №3

· - Ульяновск: домовый храм при геронтологическом музее.

· - Село Киселевка (Ульяновской области) храм Святителя Луки Крымского.

· - Чита: храм Святителя Луки на территории Читинской медицинской академии.

Украина.

Киев

· - храм во имя Святителя Луки (освящен 22 декабря 2009 года) на территории парка им. А. С.Пушкина возле Национального медицинского университета им А. А. Богомольца.

· - храм при больнице № 12.

· - Сумы: храм во имя Святителя Луки (открыт 3 сентября 2005 года). В храме есть уникальная святыня - архипастырский посох святителя Луки.

· - Одесса: храм в честь святителя Луки и архангела Михаила (деревянный) при Одесском медицинском университете.

· - Донецк: храм святителя Луки Крымского (освящен 1 января 2000 года)

· - Винница: храм Святителя Луки.

· - Запорожье: храм во имя Святителя Луки в отделении нейрохирургии Запорожской областной клинической больнице.

· - храм во имя Святителя Луки возле областного управления министерства внутренних дел.

· - Макеевка: храм в честь святителя и исповедника Крымской земли архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) на территории Донбасской национальной академии архитектуры и строительства.

· - Днепр: храм в часть святителя и исповедника Крымской земли архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) на территории областного кардиологического центра (Лечкомиссия). Так же открыт тюремный храм в часть святителя и исповедника Крымской земли архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) на территории Днепропетровского СИЗО.

Памятники итопонимика

Россия

Москва:

· - бюст святителя Луки в галерее знаменитых хирургов Института Скорой Помощи имени Склифосовского (1947 г.) по инициативе С. С. Юдина.

· - Ейск (Краснодарский край):памятник на территории Ейской центральной районной больницы при храме в честь святителя Луки.

· - Котлас: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки".

· - Красноярск: памятник святителю, архиепископу Луке, установлен 15 ноября 2002 года у Церкви Пророка Предтечи Крестителя Гоподня Иоанна.

· - имя святителя Луки присвоено Краноярскому государственному медицинскому университету; при нем открыт храм святителя Луки.

· - мемориальная доска на здании школы № 10 на ул. Ленина.

· - Липецк: памятник святому Луке при больнице его имени.

· - Нижний Новгород: памятник святителю Луке в бронзе работы Ивана Лукина установлен на проспекте Гагарина возле здания Нижегородской медицинской академии. Памятник изображает святителя - хирурга в архиерейском облачении с книгой по хирургии в руках.

· - пгт Романовка Саратовской области: улица назван в честь Святителя Луки на ней установлена мемориальная доска.

· - Саки: памятник при храме на территории военного санатория.

· - Санкт-Петербург: имя Святителя Луки присвоено СпБ ГУЗ "Клиническая больница"

· - имя Святителя Луки носит Общество православных враче Санкт-Петербурга.

· - Симферополь:

памятник в сквере Святителя Луки перед Представительством президента.

Памятник на территории 386-го военного госпиталя Военно-медицинского клинического центра Крымского региона (установлен 2 июля 1997 г., скульптор Ю. Г. Пустовита)

Бюст-памятник и мемориальная доска в Симферпольском военном госпитале.

Имя Святителя Луки присвоено Симферпольскому военному госпиталю

Именем Святителя Луки назван сквер в Симферополе.

· -Тамбов:

· - памятник архиепископу Луке установлен во 2 - й городской больнице им. Святителя Луки, в областной детской библиотеке открыт музей его памяти.

Имя Святителя Луки присвоено 2 - й городской больнице.

· - с. Туруханск (Красноярского края): улица Святого Луки Войно-Ясенецкого.

Передвижной лечебно-консультативный центр ОАО "РЖД" носит имя Святого Луки Войно-Ясенецкого.

Украина

Киев:

· - мемориальная доска и открыта аудитория № 3 им. Святого Луки в Национальном медицинском университете им. А. А. Богомольца.

· - с. Деньги Золотоношского района Черкасской области памятный знак в честь святителя Луки Крымского, где в 1908 году он работал в местной больнице. (27 апреля 2012 года)

· - Донецк: имя Святителя Луки Крымского носит Община города, зарегистрирована в 1997 году.

Труды

· Список медицинских трудов приведен в предисловии к книге святителя Луки «Дух, душа и тело», издания 2010 года, Автором предисловия является ректор alma mater Святителя Луки Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, В.Ф.Москаленко.

· «Невроматозный элефантиаз лица, плесиформная неврома». Хирургия, 1908 год

· «О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике». Врачебная газета, 1908 год.

· «Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже». Хирургия, 1908 год.

· «Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти». Труды Московского хирургического общества, 1909 год.

· «Регионарная анестезия» Труды Тамбовского физиологического медицинского общества, 1909 год.

· «Кровяная саркома ребра». Хирургия, 1910 год.

· «Об оперативном лечении переломов позвоночника». Хирургия, 1910 год.

· «Отчёт о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909 - 1910 гг».

· «О первом остром остеомелите позвоночника». Хирургия, 1911 год.

· «Двустороннее повреждение блуждающего нерва». Хирургия, 1911 год.

· «Zweiter Fall von vorubergehender Erblindung nach Novocain Adrenalinjection in Augenhohle». Zentralblatt fur Chirurgie, 1911 год.

· «Отчёт о хирургической работе Переяславской земской больницы». 1911 год.

· «Leitungsanasthesie des nervus ischiaticus». Zentralblatt fur Chirurgie, 1912 год.

· «Регионарная анестезия седалищного и среднего нервов». Труды XII съезда русских хирургов, 1912 год.

· «Отчёт о хирургической работе Переяславкой земской больницы». 1912 - 1913 гг.

· «Отчёт о хирургической работе Переяславской земской больницы». 1914 года.

· «К казуистике оперативного лечения опухолей мозга». Труды Киевского хирургического общества» 1914 год.

· «Регионарная анестезия кисти руки». Врачебная газета. 1915 год.

· «Регионарная анестезия». Докторская диссертация, за которую присуждена премия Хайнацкого. СПб, 1915 год.

· «Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение». Вестник хирургии, 1923 год.

· «Über das Unterbindungen der Gefäße bei Exstirpation der Milz». Zeitschrift für Chirurgie, 1923 год.

· «Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов». Вестник хирургии, 1924 год.

· «Топография паховых и наружных подвздошных лимфатических желез и техника оперативного удаления их». Туркменский медицинской журнал. Т.1.

№2

· «Опасности способа Марбурга". Туркменский медицинский журнал". Т. 1, №7

· «Очерки гнойной хирургии». 1-е изд., 1934 год.

· «Наш опыт лечения огнестрельного остеомиелита в госпиталях глубокого тыла». 1943 год.

· «Очерки гнойной хирургии». 2-е изд., 1943 год.

· «Поздние резекции при инфицированих огнестрельных ранений суставов». Москва, 1944 год.

· «Разрез, без которого нельзя вылечить гнойный коксит». Госпитальное дело, 1944 год.

· «О раневом сепсисе». Сборник трудов Воронежского военного округа, 1945 год.

· «О гематогенном остеомелите». 1946 - 1947 гг.

· «О лечении хронических эпием плевры после огнестрельных ранений». 1947 год.

· «Патогенез и терапия мозолей». Советская медицина, 1953 год.

· «Очерки гнойной хирургии». 3 - е издание, 1956 год.

Богословские, автобиографические.

Творения Святителя Луки архиепископа Крымского.

· "Дух, душа и тело." - Брюссель: изд-во "Жизнь с Богом", 1978 год.

· "Наука и религия". - М.: Бином, 2006 год.

· "Я полюбил страдание... Автобиография.- М.: издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2008. - 192 с.

· "Слушайте писание. Проповеди на евангельские темы (стенограмма). - м.: Образ, 2007. - 192 с.

· "Отчёт о хирургической работе Переяславской земской больницы" 1911 год.

· Аудио-книги (mp 3 архив) на тексты святителя Луки: "Я полюбил страдание"; "Дух, душа и тело"; Проповеди; Великопостные беседы. Архивировано из первоисточника 18 мая 2012 года.

Святитель Лука Архиепископ Крымский в исскустве

· В кинематографе.

«Излечить страх» (Святитель Крымский Лука) (2013 год), полнометражный художественный фильм о Святителе Луке, архиепископе Крымском. Прокат по России с 30.04.2015 года. Прокатное название «Излечить страх». В ролях: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Александр Яцко, Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин. Продюсер Олег Сытник. В основе фильма - воспоминания современников, а также автобиографические произведения Святителя Луки архиепископа Крымского.

[navihre1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: