Диагностирование степени монополизации рынка.




Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.

В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:

1) Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. Отрасли, в которых 4 фирмы контролируют более 75% рынка, считаются сильно концентрированными. В Германии одна фирма может владеть не более 30% рынка продукции, 2-3 фирмы – не более чем 50%. 4-5 – не более 70%. В России и Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.

2) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма

H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2

Если на рынке одна фирма, то есть рынок чистой монополии, то этот показатель равен 10000 (1002). Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.

При определении индекса необходимо четко определяться с понятием отрасли, так как в зависимости от трактовки отрасли можно рассчитать различные значения данного показателя.

3) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:

= (Р - МС)/Р =

Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.

В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:

1) Против фирмы как структурной единицы. Первый подход означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка. Увеличение размеров фирмы может осуществляться с помощью концентрации и централизации производства и капитала.

Под концентрацией понимают расширение фирмы за счет вложения собственных средств в производство. Централизация предполагает объединение нескольких фирм в одну добровольно или принудительно. Добровольное слияние фирм происходит за счет обмена акций или создания новой фирмы. Принудительное объединение означает, что более сильная фирма приобретает контрольный пакет акций более слабой фирмы и включает ее в свою структуру.

2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:

- раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах;

- использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: