СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА КОНСИЛИУМ




Прежде чем приступить к обследованию психолог должен:

1. Ознакомиться с имеющимися в Карте развития представлениями специалистов (педагога, логопеда, медика) на ребенка.

2. Обратить внимание на особенности поведения ребенка во время урока, во внеурочное время, со сверстниками, педагогами, родителями.

3. Учитывать поведение ребенка в процессе обследования: контактность; ориентированность на совместную работу; элементы критичности к результатам; заинтересованность в правильном выполнении заданий. Элементы негативного отношения, безразличие к выполнению задания, отказ от выполнения заданий.

4. Характер деятельности: целенаправленная деятельность, сосредоточение на конкретном задании

5. Темп деятельности; работоспособность (отметить колебания работоспособности, скорость выполнения заданий, утомляемость). Импульсивность, изменение эмоционального фона (проявление плаксивости, неадекватного смеха, негативизма – отказ от выполнения работы).

6. Сформированность социально-бытовой ориентировки: знания об окружаемом мире, о родственниках. Знание своего возраста, имени, адреса места проживания.

7. Особенности внимания: объем, концентрация, переключение и распределение.

8. Особенности мнемической деятельности. Выявляются объем слухоречевой памяти, зрительной памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения материала. Выявить возможности опосредованного запоминания.

9. Сформированность пространственно – временного ориентирования. Определение взаиморасположения предметов в пространстве. Правильное употребление предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «между». Умение определить время, месяц, год, время года.

10. Интеллектуальное развитие: определение уровня сформированности наглядно-действенного и наглядно – образного, логического мышления. Понимание рассказов со «скрытым» смыслом, умение обобщать, исключать и т.д. Уточняется понимание пословиц и поговорок.

11. Исследование эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка. Отмечается характер отношений со сверстниками (конфликтность, ведомость, лидерские задатки). Наличие страхов, опасений, эгоистические или альтруистические тенденции, стремление быть опекаемым или опекать.

Степень сформированности самооценки и уровня притязаний. Адекватная оценка результатов своей работы, критичность.

В обобщении результатов обследования

1. Подробное, развернутое представление на ребенка.

2. Сопоставление уровня развития ребенка с возрастными нормами.

В рекомендациях

1. Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы.

2. Краткое описание возможной работы по коррекции несформированности волевых и познавательных функций для учителей.

3. Рекомендации родителям с предложением возможных форм работы с ребенком.

 

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк

 

Корректурная проба

(Тест Бурдона)

 

Цель: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

 

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

 

Инструкция: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 сек по моей команде «Черта» ставьте вертикальную черту, отмечая просмотренные вами знаки » (продемонстрировать пример выполнения работы).

Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 –секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С х С

К = п,

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п - количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А = S / t

A - темп выполнения,

S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы

t - время выполнения.

 

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

 

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

 

С = So 100,

S

где So – количество ошибочно проработанных строк,

S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Объем внимания определяется количеством просмотренных букв.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, 8-10 лет – 600 знаков и выше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: