Психологический аспект метода.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Диктант

 

Виды помощи к написанию диктанта.

1. Запись только рисунка мелодии над нотным станом.

 

 

Еще раз! Страх возникает от замечаний, которые мы не имеем права делать, потому что поставили перед учеником непосильную задачу. Запись рисунка («Зашифруй мелодию!») ученик позже может расшифровать полностью или частично. Важно, что он выполняет задания наравне с другими. Главное – он учится СЛУШАТЬ.

 

2. Сделать раздельную запись ритмического рисунка над нотным станом, линий движения мелодии под ним, оставляя нотный стан для записи нот, когда ученик сможет с этим справиться.

 

 

3. Запись мелодии по клеточкам в тетрадях по арифметике. Длина штрихов указывает на длительность звуков.

4. Можно свою «расшифровку» сверить с записью товарища, подобрать на фортепиано.

 

 

Природный механизм рассмотрим на практике – при изучении темы «Усвоение ладовых связей».

Приложение 2

 

Формирование ладового слуха осуществляется при помощи освоения АЛФАВИТА ИНТОНАЦИЙ (шагов). Интонации постепенно складываются в звукоряды мажора и параллельного минора (наподобие кубиков).

 

Сенсорно*-оперантный (сенсорно-моторный) метод.

Он дает возможность реализовать потребность ориентировочного рефлекса (самостоятельной деятельности): вариантным оперированием известного; через интерес к деятельности других учеников, с первоначальным эмоциональным анализом «нравится, не нравится».

При одновременном объединении относительной и абсолютной сольмизации создается возможность осмысленного чтения с листа, пения мелодий в любой тональности со второго-третьего урока.

 

Пример усвоения трех начальных интонаций – разучивание с голоса русской народной песни «Кукушечка».

 

 

 

 

Эти наглядные пособия помогают осознанию восходящего и нисходящего движения «через ступеньку» -- на линейках и между линейками и «по порядку».

 

Варианты самостоятельной работы:

а). Сочинение учениками мелодий на любые слова с показом их по лесенке или по нотному стану. Поет вся группа. Педагог в роли «ученика» помогает чистоте интонирования.

б). Чтение с листа с предварительным анализом интонаций.

Например:

 

 

При пошаговом освоении лада нет необходимости многократного проигрывания мелодии. Она воспринимается не как последовательность нот, а как последовательность интонаций. При затруднениях надо не увеличивать количество проигрываний, а уменьшать количество интонаций.

 

Схема последовательности интонационных шагов:

 

 

Психологический аспект метода.

Происходит самостоятельная реализация ориентировочного рефлекса; развивается осмысленное изучение ладовых связей, дети комбинируют их по собственному желанию. И еще: это обучение сопряжено с наиважнейшей педагогической функцией – с ВОСПИТАНИЕМ ЧУВСТВ. При сочинении песен, которые исполняет хор соклассников, ученик интуитивно участвует в создании СВОЕГО персонажа. Это и есть освоение музыкального языка, понятное ВСЕМ, потому что звукотворчество (как неизвестное) связывается с известным – со СЛОВОМ. Выразительность мелодий-песен раскрывается даже перед теми, кого мы называем неспособными. Отсюда интерес, ПЕРЕЖИВАНИЕ созданной музыки... Свое ребенок слушает по-особому, – значит, учится слушать вообще! Создание своих песен естественно переходит в интерес: «А как другие?..» ДРУГИЕ – это и товарищи по классу, и исполнители народных песен, и профессиональные композиторы...

 

ВЫВОД:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: