Текст отчета набрать на компьютере.




Требования к написанию отчета о практике в роли ведущего

(сост. преп. Айрапетова В.А.)

 

1. Тема и общая цель: весь арсенал методик и техник подчинен именно раскрытию темы, так как тренинг образовательно-тематический (личностного роста), а не терапевтический (в котором иные другие задачи и больше терапевтической свободы, так как предполагается, что у ведущего терапевтической группы есть соответствующее образование – полное психологическое+сертификат о специализации в том, или ином подходе, либо начальное психологическое образование (на базе высшего образования)+сертификат о специализации с определенным количеством часов).

Тренинг образовательно-тематический (личностного роста), нацелен на осознание личностных потребностей, понимание способов эффективного/неэффективного поведения (совладания), понимания себя и других. Одним словом, тренинг такой направленности ориентирован на самопознание его участников («встреча с самим собой и другими»).

2. Основная цель ведущего тренинг: показать умения и навыки, приобретенные в групповой работе (представление о психологическом тренинге, знание о групповых нормах, ролевых позициях в группе, правилах обратной связи, групповой сплоченности, способности слышать и слушать, быть «здесь и сейчас», сопровождать процесс, чувствовать временные рамки и прочее).

3. Непосредственно сам предполагаемый сценарий, структура (в письменном отчете четко указать: тему тренинга, дату, время (2 часа), количество участников, используемые материалы (ручки, карандаши, бумага, ножницы, карточки с заданиями или что-то еще и т.д.).

Образец

Тема:

Цель:

Группа:15 человек

Возраст:

Время: 2 часа

Материалы:

Структура зачетного группового занятия:

а) вступительный шеринг: короткоеприветствие, вопросы ведущего к группе (например: «с чем п ришел?»/«сколько процентов присутствия?» и др.), чтобы потом, в заключительном шеринге сравнить с чем пришел, и с чем уходит каждый участник.

Рекомендация: ведущему стоит записать ответы участников и в начальном шеринге, и заключительном, но делать это ненавязчиво (не прерывать процесс постоянным переспрашиванием).

б) обращение к группе – (коротко) о теме, выбранной вами, ее месте (актуальности) в жизни человека (к примеру, тема звучит так «Любовь: ни с тобой, ни без тебя. Ответственность за свой выбор»): «Одни считают, что любовь – это…, другие утверждают… Наверное, каждому известно это чувство и у каждого есть свое понимание любви. Я предлагаю сегодня сделать еще один шаг в понимании, что такое любовь. Поисследовать: «мои способы обращения» с ней, «мои выборы», «ответственность или безответственность за эти выборы» и т.д.

в) 1 часть – разминка (любые разогревающие упражнения, не обязательно по теме, а именно для сплочения группы), минут 8-10 с краткой обратной связью)

г) 2 часть – 2- 3-5 упражнений (их количество зависит от целей, понимания: ЧТО и ЗАЧЕМ ДЕЛАЮ). Следует уложиться по времени (2 часа). При этом не спешить, не торопить, не комкать весь процесс ради самого времени, потому что процесс (качество) все же важнее количества. Чувствовать время, ненавязчиво следить за ним. Если что-то не успеваете, лучше какое-то упражнение не провести. Важно дать участникам пространство для осознания собственных чувств, не загонять их в жесткие рамки.

д) 3 часть – заключительный шеринг (с чем уходите? какие чувства на начало и конец? получил ли то, что хотел/ожидал получить?

Как правило, в группе больше всего получает тот, кто работает, отдается процессу.

4. По окончанию тренинга следует обсуждение – обратная связь от участников группы по ведению тренинга ведущим.

5. К написанию отчета необходимо приступить сразу после проведения тренинга.

Сдать письменный отчет необходимо на заключительном занятии – 6 мая.

Зачет считается принятым лишь в том случае, если помимо проведенного тренинга есть письменный отчет.

Внимание: отчет о практике в роли ведущего – это анализ собственной работы. В нем необходимо отразить все вышеперечисленное, а так же то, что происходило (чувствовал, видел, наблюдал, думал) с самим собой в те или иные моменты групповой работы. К примеру, «встретился с сопротивлением группы (или участника группы)». Что чувствовал, как с этим обошелся («волновался, что не успею», «опасался конфликта» и т.п.).

Также обязательно описать процесс обсуждения (обратная связь группы по ведению тренинга): какие высказывания участников тренинга удивили, что приятно обрадовало, что расстроило и т.д., какие метафоры (на что был похож процесс, то, что происходило, то, что «делал» с группой ее ведущий) выдали вам участники группы. Возможно, следует заранее попросить кого-то из группы о том, чтобы он записал озвученные для вас метафоры, либо сделайте это сами во время обратной связи.

Указать в отчете и это (самоанализ обязателен!)

- как тема трогает непосредственно лично меня, почему именно она выбрана мной?

- я видел или вижу, что в группе происходит (это могут быть единичная агрессивность участника, сопротивление и т.п.). Что я чувствовал при этом? О чем думал? Что я мог бы сделать в связи с этим (относительно включенности в работу или выключенности из нее). Что я выбрал из возможных альтернатив? Чего я намеревался добиться этим (с помощью этих альтернатив)? Почему я выбрал это? А чего я на самом деле добился (я мог столкнуть два разных мнения, или кто-то зевал откровенно, а я промолчал, не развил это, был занят только своей работой, мыслями «успеваю/не успеваю», либо не захотел обозначить сопротивление участника, спросить его «о чем эта твоя зевота, к примеру, и т. п.)? Какое воздействие произвела моя реакция/нереакция на группу (мое невмешательство или вмешательство, внимательное отношение, способность включить в работу этого человека или проигнорировать его (могу ли встретить сопротивление или избегаю его)?

- Моя общая оценка работы (можно по 5ти балльной шкале иди «+»/ «-»).

- Как, исходя из всего вышеперечисленного, я могу повысить эффективность моей работы.

В конце отчета указать библиографический список (список литературы – 5-6-10 наименований). Предполагается – из обязательного списка литературы по программе «Психологическое консультирование» + что-то еще, использованное при подготовке к проведению тренинга.

 

Пример библиографического описания:

1. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002.- 400 с.

2. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам.– СПБ: Питер Ком, 1998. –С.16, С. 332-333, 342-343, 352-353.

 

Текст отчета набрать на компьютере.

Образец оформления титульного листа – прилагается.

Приложения могут включать в себя тексты методик, тестов, рисунки и прочее. Следует сохранить их, чтобы вложить в выпускную квалификационную работу (дипломную).

Примечание: сохраните свой отчет в электронном виде, так как вы его будете включать в одну из глав выпускной квалификационной работы (дипломной).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: