ВВЕДЕНИЕ В МОТИВАЦИЮ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Путь к эффективному управлению производством лежит через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные методы, как и какими способами они могут быть реализованы.
Мотивы (от франц., ед. число motif, от лат. moveo – двигаю) - побудительные причины поведения и действий человека возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия.
Структура мотивов трудового действия формируется из трех основных компонентов:
- создание человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда;
- представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
- мысленное построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребителями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.
Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, которую он должен заплатить за результаты.
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения цели. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
|
Стимулы |
Мотивы человека |
Процесс мотивации |
Удовлетворение потребностей |
Рисунок 1 – Взаимосвязь понятий мотивации
При анализе мотивации необходимо сосредоточится на факторах, которые побуждают действия и усиливают их. Это потребности, мотивы и стимулы.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, активизирует его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:
1. возникновение потребности;
2. разработка стратеги и поиск путей удовлетворения;
3. определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий;
4. удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности и интересы – основополагающие понятия, раскрывающие сущность мотива трудового действия. Потребности вызывают заботу индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, мобилизируют стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной).
Потребности, являясь внутренним побудителем активности, выражают определенные блага, необходимые в каждом конкретном случае для поддержания жизнедеятельности организма, человека, социальной группы, общества в целом.
|
Потребности – это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности и социальной группы. В зависимости от объекта различают материальные, духовные и социальные потребности.
Материальные (биологические) потребности – это потребности в пище, воздухе, воде, продолжение рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизненном состоянии.
Духовные потребности выражаются в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Потребности находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельно развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует
Социальные потребности – это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в современной трудовой деятельности реализуемой в обществе.
Потребности играют одну из важных ролей в общем процессе мотивации трудового населения. Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками. В этом случае потребности принимают конкретную форму – форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам, предметам.
Интерес (от лат. interest – имеет значение) – это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребностей интерес направлен на те социальные отношения от которых завит удовлетворение работника. Если потребности показывают, что нужно для нормальной жизни человека, то интересы отвечают на вопрос, как действовать что бы удовлетворить данную потребность. Таким образом, специфической чертой интереса выступает деятельное отношение к использованию условий существования человека, в то время как потребность выражает необходимость овладеть этими условиями. Содержанием интересов могут быть предметы и объект, овладение которым позволит удовлетворять те или иные потребности человека.
|
Источник развития потребности – взаимосвязь между производством и потреблением между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение элементарных жизненных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде. Потребности личности образуют иерархию на вершине которой потребности в самореализации, самоутверждении, то есть в творческой деятельности.
При изучении человеческих потребностей различают их виды:
1. по сферам деятельности – потребности в труде, познании, общении, отдыхе;
2. по объекту – потребности материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.;
3. по их функциональной роли – потребности доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные;
4. по субъекту – потребности групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.
Познавательная потребность личности проявляется в форме интереса направленная на тот или иной предмет, на отношение к предмету как чему-то для нее ценному, важному, привлекательному. Содержание и характер интересов связаны как со строением и динамикой мотивов потребностей личности, так и с характером форм и средств освоения деятельности. Интересы личности могут быть крайне разнообразны: интерес к технике, природе, культуре, музыке и т.д., главное в данном понятие то, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей. Выделяют непосредственный интерес, то есть интерес к объекту, вызываемый его привлекательностью для личности. И опосредованный интерес, то есть интерес к средству достижении поставленных целей. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и интенсивности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.