Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998




Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1988

 

Мономах с ранней молодости cтоял на стороже Русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (тружени­ка) за всю русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятель­ность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начи­нал ту же деятельность. Дитя своего века, Мономах сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же любил ее пробовать и на диких зверях, был страстный охотник: диких коней в пущах вязал живыми своими руками; тур не раз метал его на рога, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь на боку меч оторвал, медведь кусал, волк сваливал вместе с лошадью.»

 

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982

 

«Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем не только то, как проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток: однажды вместе с половецкой ордой Читевичей (совсем как Олег «Гориславич») он взял Минск: «изъехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины». Он мог, как мы помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был, несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведе­ниям, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как современникам, так и потомкам.»

 

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966

 

«...Мономах весь в эпохе феодальной раздробленности. Его авто­биография, советы его «Поучения» — не уникальные, а приспособлены к среднему и типическому, пропитаны компромиссом и бытом. Его жизнь не похожа на житие. Поучая, он ни сам не лезет в герои, ни от поучаемого читателя своего не требует невозможного. Печать ско­рее добросовестной умеренности и аккуратности как гарантия по­литической мудрости и хладнокровия лежит на всем облике этого одинаково удачливого князя-труженика и литературно удавшегося самому себе писателя. Мы видели уже, что он озаботился и о том, чтобы в летописании создать себе «хорошую прессу», оставить в памяти потомства о своей политической деятельности осмыслен­ный, поучительный след.»

 

Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998

 

«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее сред­ство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутрен­них правителей...

Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Гречес­кую империю. Они рассказывают, что Великий князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над греками, со мно­гочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексей Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу сердоликовую Августа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владими­рова; что Неофит, митрополит ефесский, вручил сии дары Великому князю, склонил его к миру, венчал в киевском соборном храме импера­торским венцом и провозгласил царем российским.

К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем толь­ко, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова дому, для хозяйствен­ных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь св. Спаса...»

 

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главней­ших деятелей. М., 1995

 

«Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее, при детях Ярослава, в «Русскую Правду» вошли важные изменения и дополнения....При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысячских.., постановлено было несколько важных статей, клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Огра­ничено произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений... Кроме того, постанов­лен был дозволенный процент... Законодательство Владимира Моно­маха определило только три случая обращения в холопство:...когда человек сам добровольно продавал себя в холопы или когда господин продавал его на основании прежних прав над ним....Принятие в супружество женщины рабского происхождения... Когда свободный человек без всякого договора сделается должностным лицом у част­ного человека...

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью... К этому времени относится составление нашей перво­начальной летописи. Во времена Мономаха, вероятно, было переведе­но многое из византийской литературы, как показывают уцелевшие рукописи...

Мономах оставил о себе память лучшего из князей. «Все злые умыслы врагов, — говорит летописец, — Бог дал под руки его; украшенный добрым нравом, славный победами, он не возносился, не величался, по заповеди Божией добро творил врагам своим и паче меры был милостив к нищим и убогим, не щадя имения своего, но все раздавая нуждающимся». Монахи прославляли его за благочестие и щедрость монастырям. Это-то благодушие, соединенное в нем с энергическою деятельностью и умом, вознесло его так высоко и в глазах современников, и в памяти потомства.»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: