Горшкова Надежда 12ПО155
Цель посещения: практическая; обучение за счёт наблюдения и заимствования опыта квалифицированного педагога
Дата: 15.12.2017
Класс, учитель: Гимназия №16 корпус 2, класс 3к, Маракулина Елена Николаевна
Количество учащихся в классе: 27
Присутствовали на уроке: 26
Тема урока: Безударные согласные в корне слова (русский язык)
Тип урока: урок повторения предметных ЗУНов, контрольный урок
Дидактическая задача урока: повторение ЗУНов, УУД
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
- безошибочное выполнение заданий, включающих элементы использования безударных гласный в корне;
- воспитание внимательности к своему родному языку;
- развитие умения анализировать и решать спонтанные задачи.
Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | Дидактическая задача заключалась в повторении пройденного материала. В данном случае: использование безударных согласных в корнях слов. Все материалы, игры, задания были напрямую связаны с темой. Дидактическая задача была решена - материал уже пройденных ранее тем был успешно повторён. |
Содержание урока | Содержание урока соответствовало дидактической задаче и теме урока. Повторение осуществлялось по ранее пройденным темам, согласно учебному плану. Задания были логически построены. Одно действие вытекало из другого. Происходило все крайне гармонично. |
Методы обучения | Сочетались различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Ребята обсуждали тему урока, беседовали, объясняли друг другу правила. Также на интерактивной доске был представлен алгоритм решения задачи по теме. Различные упражнения: письменные и устные, самостоятельная работа в форме теста. |
Формы обучения | Учитель сочетал несколько форм: фронтальную, групповую, индивидуальную, коллективную, парную. Парная преобладала. В начале урока дети самостоятельно отвечали на вопросы учителя, формировали гипотезы. После чего был приём конерс: ребята разошлись по 4 углам класса, самостоятельно выбрав карточку с понравившимся словом. В группах они объясняли, почему выбрали именно это слово, а потом каждая группа делилась со всеми. После этого дети сели и начали выполнять индивидуальное задание (написать в столбик слова с 4 карточек, определить правило, путь решения) - коллективное обсуждение. Если была ошибка, то учитель говорил «ребята, все верно?» и дети сами ее исправляли. Дети начали передвигаться по классу и, найдя пару, рассказывали ей правила по теме (у ребят было 2 интересных ритуала: пара образовывалась, когда две, поднятые вверх ладошки, соединялись, и, после хлопка учителя, дети хлопали дважды и садились на места. Снова индивидуальная работа - тест на 10 минут. Ребята обменялись тетрадями, проверили и сами поставили оценки. Дальше были индивидуальные задания и коллективное обсуждение. |
Результативность урока | По итогам урока большинство детей получили 5 и 4 за самостоятельную работу, лишь 2 совершили по 2 ошибки. Дети рассуждали, отвечая на вопросы, выдвигали различные гипотезы. Исправляли речевые ошибки друг друга. |
Практическая направленность урока | Дети сами отвечали на вопрос «какой навык нам поможет это развить?», сами ставили цель урока. Задания были максимально практическими: они объясняли друг другу (объясняя запоминаешь), проверяли на практике и тд. Домашнее задание затрагивало следующую часть темы: рассказ «ка я провёл выходные» с использованием слов с безударной согласной в корне. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.В какой-то момент мне показалось, что учителя не было в классе. Дети делали все сами, общались друг с другом и лишь уточняли нужную им информацию. Вся функция учителя - задать нужный вопрос. 2. Репродуктивный. Дети использовали усвоенный ранее материал и находили решение в конкретной ситуации, перебирая правила и способы решения. 3. Помощь осуществлялась через взаимное обсуждение. |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | личностные: умение выразить своё мнение: объясняли «почему я выбрал это слово?» («радость, потому, что пришёл новый учитель»; «класс, потому что скоро получу 4 в четверти по английскому») познавательные: умение поставить задачу: отвечали на вопросы «какие задания мы будем выполнять? Какой навык они помогут развить?». Весь урок учитель задавал наводящие вопросы, тем самым, давая детям возможность самостоятельно решить проблемы, и сформулировать ее тоже самостоятельно. В случае ошибки, намекал на это, и давал возможность ее исправить всем вместе. коммуникативные: использование различных форм обучение способствовало развитию коммуникативных УУДов. Дети легко и спокойно высказывали своё мнение, стремились к обсуждению. регулятивные: сами ставили цель, планировали вместе с учителем. |
Формирование ИКТ-компетентности | Интерактивная доска использовалась для демонстрации заданий и правил. Дети с ней не взаимодействовали тактильно. Цвета презентации были подобраны не очень удачно, но учитель уточнил, все ли видно, и скорректировал свет и тд |
Структура урока | Максимально логичная. Указала выше: одно действие вытекает из другого. Дети действовали слаженно, никто не баловался. Все были включены в процесс. Происходило чередование форм обучения, дети все время находились в движении, что крайне непривычно наблюдать на уроке русского языка. Приветствие - постановка цели - актуализация знаний - применение знаний - самостоятельна работа - обобщение - рефлексия - контроль за процессом и результатом обучения (все этапы соблюдены). Урок закончился на пару секунд до звонка. |
Педагогический стиль | Елена Николаевна ни разу не повысила голос. Обращалась к детям лично, хвалила их, подбадривала, не привлекая внимания, поясняла какие то моменты. Была приветлива, не выделяла любимчиков, все высказывались в равной мере. Спрашивала тех, кто отсиживался. |
Гигиенические требования | Класс на перемене проветрили, заменили тряпки для доски, в классе находится кулер с водой. Виды деятельности постоянно чередовались. |
Выводы и рекомендации:
На самом деле, я ограничусь лишь выводами, поскольку рекомендовать, на мой взгляд, данному педагогу нечего, можно лишь учиться у неё. Урок был построен в соответствии с современными тенденциями. Класс действовал как цельный механизм, движущийся к единой цели. Что поняла в очередной раз, так это то, что важно любить, что делаешь, верить с детей и давать им право самостоятельно принять то или иное решение, дать право на ошибку и поддержать. Я осталась под большим впечатлением от данного урока. Такое, пожалуй, приходит с опытом.