Мода в подростковой среде.
Автор проекта: Бирюков Матвей Игоревич
Руководитель проекта: Бачурина Ольга Игоревна,
МОБУ «СОШ Агалатовский ЦО»
д. Агалатово
2019-2020 г
Содержание
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Доминирующие тенденции в молодежной моде
1.1.Подвороты.............................................................................................4-5
1.2.Берцы.....................................................................................................5-8
1.3.Нашивки.................................................................................................8-9
Глава 2.Негативные аспекты
2.1.Физиологический аспект....................................................................9-10
2.2.Экономический аспект...........................................................................10
2.3.Социологический аспект........................................................................11
Заключение...................................................................................................12
Список использованной литературы.....................................................12-13
Приложение.............................................................................................13-14
Введение
Мода играет важную роль в современном обществе. В более узком понимании, под модой обычно подразумевается одежда и внешний облик человека.
Со временем начинали формироваться особые модели поведения, тесно связанные с тенденциями моды. Они характеризовались специфическими ценностями и символическим выражением. Это в свою очередь послужило катализатором к образованию особых социальных групп - субкультур. Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века.
«Поясни за шмот!» - с таким призывом подростки подходят к другим сверстникам на улицах и в школах. Данная тема является довольно популярной у молодежи. В переводе с языка улиц это означает буквальноследующее - объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь — побьем. [15]
Обеспокоенная родительская общественность бьет тревогу, пытаясь разобраться в происходящем. По данным в СМИ, резко возросло число нападений подростков друг на друга под предлогом «пояснить» за свой внешний вид. Это обусловило актуальность моего проекта.
Таким образом целью проекта является написание статьи в школьную газету «Шквал». В связи с этим я сформулировал следующие задачи:
— Собрать и систематизировать информацию по молодежным трендам;
— Написать и опубликовать статью в школьной газете;
— Произвести анализ проделанной работы и отзывов на статью
Глава 1. Доминирующие тенденции в молодежной моде
Подвороты
![]() |
Уже несколько лет подвороты на джинсах пользуются популярностью в нашей стране. Их носят как летом, так и зимой. Для одних людей это часть стиля, для других – только привычка. Ещё каких-то пару десятков лет назад подвороты на брюках делались исключительно из практических соображений: убрать лишнюю длину, защититься от загрязнений и брызг, в жару трансформировать в шорты, подвернуть на велопрогулках, чтобы случайно не порвать цепью и не запачкать смазкой. Но мода изменчива и непредсказуема, и что было когда-то – не так важно сейчас.[11]
Первыми “законодателями” такой моды были карибские разбойники. Именно они начали подворачивать штаны, чтобы подчеркнуть свою физическую силу. Далее моду начали перехватывать различные молодёжные движения и субкультуры 20-го века.
История модного элемента уходит еще в далекие 60-е годы Великобритании и США. Рокеры противостояли массовой коммерческой культуре и любили рассекать на мотоциклах на большой скорости. Как раз для удобства езды они и подкатывали джинсы.
Также, ненамного позже мода распространилась и у панков, одной из главных отличительных черт которых являлись подвороты. В отличие от рокеров, панки делали более выраженные высокие подвороты.
Подобная логика развития была и у скинхедов. Считалось, что подвороты на джинсах зрительно увеличивает длину голени, за счет чего человек кажется выше и сильнее.
Другим движением, использовавшим подвороты, были футбольные хулиганы, или футбольные фанаты. Больше половины матчей заканчивалось насилием. Футбольные фанаты подворачивали джинсы, чтобы дать понять противнику о своей готовности к битве. Мода на подвороты среди фанатов быстро распространилась по разным городам Европы в том числе и в России.
Берцы
Военные ботинки с высокими берцами (или сокращенно « берцы ») — это ботинки на шнурках с высоким голенищем, которое закрывает берцовую кость. Берцы были придуманы для десантников во время Второй мировой войны, так как обычные для того времени военные сапоги не могли обеспечить надежной фиксации голеностопа. [8]
Однако на данный момент берцы это не только сугубо армейская обувь, а ботинки, которые широко используются гражданским населением. Они часто используются в различных субкультурах для создания имиджа. нибольшее распространение они получили среди скинхедов. «Dr. Martens», «Grinders», «Kamelot», «Caterpillar» и другие компании пользуются наибольшей популярностью среди большинства субкультур. Для представителей этой части культурного общества обувь выступает как индикатор распознавания по типу "свой-чужой", причем признаки очень сильно варьируются (шнурки, тип шнуровки, фирма и так далее). Стоит отметить, что обувь выбиралась не по
![]() |
качественным характеристикам, а по внешним.[12]
![]() |
От обычных ботинок из военторга неформальские берцы отличаются более замысловатым дизайном и разнообразием цветов. Если первые берцы были чёрными, то для прочих неформалов оттенки и мелкие детали предпочитают варьировать. Сейчас можно наблюдать почти все цвета: от более классических тёмно-зелёных, коричневых, бордовых и горчичных - до ярко-розовых и неоновых. Лакированная поверхность, по сути ненадёжная и часто трескающаяся на морозе - также элемент скорее эстетичный, чем практичный.
Ещё один характерный признак неформальских берцев - цветные шнурки. Субкультуры рождают целый набор символов, передающийся с помощью шнурков. Их контрастный красный цвет на ботинках скинхедов, например, означает жажду крови и предстоящий бой. Ботинки со стальным носком печально известны тем, что порой использовались хулиганами в качестве неочевидного оружия для нанесения ударов по противникам во время уличных боев. [6] Поэтому футбольные стадионы и другие развлекательные заведения в правилах дресс-кода часто указывают запрет на обувь со стальными носками, чтобы уменьшить вероятность получения серьезных
![]() |
травм другими посетителями в случае конфликтов.
Стоит отметить события 1968 года, когда проходил марш протестов против Вьетнамской войны в США. Скинхеды предприняли действия, направленные против демонстрантов. Много молодёжи выделялось агрессивностью и жестокостью, а Dr. Martens со стальными мысками служили им опасным оружием, и с этим Dr. Martens стали очень быстро пользоваться дурной славой.[13]
Скинхеды очень ухаживали за своими берцами, так как, помимо функциональности, в основном, ставка делалась на внешний вид. Ботинки полировали и «антиквировали». Красные ботинки Dr. Martens натирали чёрным кремом для обуви, чтобы обувь бросалась в глаза. С этого началась популярность Dr. Martens в молодёжных субкультурах.[13]
Нашивки
Нашивка — нашивной знак отличия, который, как правило, расположен на плече или груди.[14]
Патчи, шевроны, нашивки стали интегральной частью культуры и других врагов приличного общества — панков. Панковские нашивки помогают носителю обозначить свои музыкальные пристрастия и идентифицировать себя идеологически. Это достаточно важно, ведь со временем появилось множество панковских движений с зачастую противоречащей друг другу идеологией. [3] В связи с этим отображенные на нашивках смыслы могут отличаться кардинально — от свастик или христианских крестов до анархистской «А».
![]() |
В скинхед-культуре также издавна существует своя система маркировки, например, красные шнурки или подтяжки. Но многие просто нашивают патчи, обозначающие их идеологические ценности, на свои куртки-бомберы и поло.
![]() |
«Стоники» - это одежда известной в узких кругах итальянской фирмы Stone Island. Фирменным отличием одежды этой марки является наличие на левом рукаве (в некоторых моделях — на плече) небольшого лоскута ткани в виде вышитого шеврона с эмблемой компании (патч), в виде стилизованного изображения «розы ветров», пристёгивающегося к одежде двумя пуговицами. [5] С середины 90-х Stone Island пользуется популярностью в среде футбольных фанатов.
Глава 2. Негативные аспекты
Физиологический фактор
Каждый из нас понимает, что молодежная мода - это одно из средств общения, самовыражения, которое основано на вызове взрослым, стремлении отличаться от них. Однако многии тенденции современной моды, с точки зрения медицины, очень вредны для здоровья. Несоблюдение осторожности при ношении одежды может повлечь за собой опасные для здоровья последствия:
· Обморожения на теле и сопутствующие им волдыри;
· ОРВИ;
· Цистит;
·
Гинекологические проблемы;
· Растяжения.
Экономический фактор
На данный момент одежда от самых популярных брендов среди подростков стоит от 3 000 рублей до 15 000 рублей. Родителям приходится тратить большое количество своих денег на то, чтобы их ребенок оставался в тренде. Это приводит к тому, что зачастую ради экономии денег подростки покупают себе «паленную» одежду, что нередко приводит к различным проблемам. Также стоит сказать, что, из-за высокой цены на товары и отсутствия возможности стабильного заработка в своем возрасте, подростки начинают искать «легкие» деньги, с помощью преступлений и краж в магазинах. [16]
Социальный фактор
![]() |
Одежда также влияет и на социальную жизнь человека. За ношение дешевой или не брендовой одежды человека могут засмеять и унизить. Также неосознанное ношение одежды какой-либо субкультуры или «паленной одежды» приводит к опасным ситуациям, потому что к таким подростки подходят и просят «пояснить за шмот». Это выражение означает сигнал к драке или же просто предлог поиздеваться над человеком, унизить его и отобрать модные вещи.
В интернете уже существует множество сообществ, где тинейджер может посоветоваться, как «пояснить» за тот или иной фирменный бренд, а также выяснить подлинность вещи. [5]
Более того, в данных группах постоянно выкладываются видеоролики, в которых подростки избивают сверстников за «неправильную одежду», а сотни комментариев под видео это подтверждают.
Заключение
В ходе проекта я научился самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, анализировать проделанную работу, взаимодействовать с разными группами общественности и разрабатывать модели анкет, а также возникли трудности в поиске информации, оформлении проекта и работе в программе WORD
Список использованной литературы
1. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986–1989 гг. / Т.Б. Щепанская. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
2. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.
3. https://www.furfur.me/furfur/culture/culture/161256-neochevidnyy-trend-nashivki
4. https://www.the-village.ru/village/city/situation/356263-poyasni-za-shmot
5. https://www.fontanka.ru/2018/02/20/039/
6. https://insurgent.ru/gady
7. https://mamsy.ru/blog/sovremennye-molodezhnye-subkultury/
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Субкультура
9. https://pikabu.ru/story/voennyie_i_ne_tolko_4665467
10. https://littleone.com/publication/5534-za-kakuyu-odezhdu-podrostka-mogut-pobit
11. https://manrule.ru/dzhinsy/podvoroty/
12. https://pikabu.ru/tag/Берцы/hot
13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Dr._Martens
14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нашивка_(Военное_Дело)
15. https://www.spb.kp.ru/daily/26699.7/3723381/
16. https://smol.aif.ru/health/psychologic/1473802
Приложение
Анкета
1.Вы носите популярные бренды? (Dr. Martens, Stone Island и другие)
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
2. Вы считаете, что модно одеваетесь?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
3. Вы знаете, что такое берцы?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
4. Вы делаете подкаты на штанах?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
5. Если да, то носите ли вы их зимой или осенью?
· Да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
6. Вы пришиваете нашивки на свою одежду?
· Да
· Нет
- Затрудняюсь ответить