Формирование личности и её потребности




Сущность человека (биологическое и социальное)

Человек – не простое существо, хотя и разумное. Он – живая система, неразрывное единство телесного и духовного, он – биопсихосоциальное существо. В этой системе соединены несколько уровней, характеризующих различные стороны нашего существования:

Схема

       
 
ЧЕЛОВЕК – ЖИВАЯ СИСТЕМА
 
   

 

 


СОЦИАЛЬНОЕ Формирование навыков и умений через воспитание.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ Анатомо -физиологические задатки, тип нервной системы

 
 

 

 


Под биологическим в человеке принято понимать анатомию тела, строение и работу нервной системы и головного мозга, особый генофонд (сумма наследственной информации). Биологическое образует природные силы человека как живого существа, оно влияет на продолжение рода, развитие заболеваний, продолжительность жизни, определяет индивидуальный набор психологических и мыслительных способностей. Все эти силы передаются от родителей при рождении и дают человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным философия понимает способности мыслить абстрактными категориями и практически действовать. К социальным качествам можно причислить отношение человека к обществу, его гражданская позиция. Всё это в единстве составляет социальные силы человека, они обретаются им в обществе через культуру, воспитание, через научение приёмам практической деятельности.

Говоря о биосоциальной проблеме, нужно иметь в виду следующее. В XX веке биологическое начало в человеке очень быстро изменяется под активным воздействием социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения чаще всего неблагоприятные. Например, уменьшение физических нагрузок ведёт к ослаблению или атрофии ряда важных функций организма и органов. Современный образ жизни способствует росту стрессов, появлению психосоматических заболеваний. Поэтому можно говорить о том, что происходит разрушение биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на естественное выживание. Природное в человеке (наличие полноценного мозга, здоровье) – необходимое условие для развития в нём социальных качеств. Человек, чтобы оставаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Необходимо сохранить генофонд, мозг, анатомию и физиологию на должном уровне.

Биосоциальная проблема изучает соотношение и взаимодействие социального и биологического, приобретённого и унаследованного в человеке. Сложность задачи заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние гармоничного согласия.

Биологическое и социальное в человеке взаимосвязаны. Характеристики биологического строения (развитый мозг, прямохождение) позволили сформироваться чисто человеческим социальным качествам. Как биологический вид человечество едино, но по социальным признакам существует множество различий: по языку и традициям, по уровню исторического развития, по материальным показателям и др.

Человек это и его тело, и его душа, и его прошлое, настоящее и будущее, его биологическая, психологическая, социальная природа. Признавая существенность природной стороны, на первый план выдвигается социальное.

Формирование личности и её потребности

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность по своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

О личности говорят юристы, выделяя проблему прав и обязанностей человека. О личности пишут педагоги, рассматривая процесс ее становления в ходе воспитания и обучения. Личность по своему исследуют психологи, выявляя закономерности индивидуальной психической деятельности, особенности внутреннего мира, характер и способности людей. Социологи фиксируют личность как элемент общества, социальной системы, как своего рода атом социума. Проблема личности в разных ракурсах интересует физиологов и психиатров, специалистов по эстетике и этике, религиоведов и богословов, историков и этнографов. Поиск личности, ее особенностей давно интересовал ученых, деятелей искусства, историков, мыслителей.

Первоначально, в древности, у первобытного человека даже не было отождествления индивидуального «Я», он мыслил себя только в группе, коллективе. В античности древнегреческие актеры в театре надевали маски во время представления – «личину», позднее самих актеров стали называть «личностями». С возникновением рабовладельческого государства понятие «личность» относили только к свободному гражданину, а не к рабу или иностранцу. В средние века личностью был тот, кто имел определенный имущественный достаток. В русском языке издавна употребляется термин «лик » для характеристики изображения лица на иконе. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Сегодня понятие «личность » расширено и включает в себя представления об индивидуальных особенностях каждого человека, его поведения, характера и уровня умственных и деловых способностей.

Схема

 
 

 

 


В определении особенностей личности исходным пунктом выступает индивид. Это понятие родилось в эпоху Средневековья (от лат. «неделимое»)

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, отличается видовыми характеристиками от других представителей класса млекопитающих.

Биологические характеристики индивида:

Ø Прямохождение; Развитая рука, способность трудиться;

Ø Высокоразвитый головной мозг, имеющий кору больших полушарий и особые отделы.

Одновременно индивид характеризуется как член общества. Главные условия формирования здесь – это наличие сознания, которое выступает как результат общественного развития. В понятии " индивид " подчёркиваются природные, биологические особенности человека как организма.

Каждый человек от рождения наделен определенным генотипом, получаемым от родителей в форме задатков. Однако не следует думать, что эта наследственность жестко задана: возможны случаи, когда способности родителей могут и не передаться детям. Поэтому в семье музыканта может родиться ребенок, неспособный к занятиям музыкой, и, наоборот, у ничем не примечательных родителей может родиться одаренный ребенок.

Поэтому следующий этап личностного развития – формирование индивидуальности.

Индивидуальность – отличительные черты человека, оригинальность и неповторимость; особенности развития психики и личностных качеств, особенности характера, развития интеллекта, эмоционально-волевой сферы

В понятии "индивидуальность" биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании. Индивидуальность есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Она может быть представлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомичёских особенностей или за счет развитости таких социальных черт, как глубина мировоззрения, сила воли и т.д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задаёт его индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность, самобытность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно высоко.

Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от возраста. В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе, подобных.

На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно' 'бунтарство''.

Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через общество, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять.

Однако на каждой из выделенных стадий индивидуальной эволюции возможно присутствие инфантилизма - нежелание проявлять себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии. Поэтому быть личностью, индивидуальностью трудно, надо постоянно проявлять усилия по созданию себя.

В понятии "личность" фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений. То есть в личности появляются все социальные черты человека, Маркс писал, "сущность особой личности составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество".

Основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задаются личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является. Существуют понятия " социализация ", которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей.

Понятие «личность » уже понятия «человек » и включает в себя только ту систему качеств, которые приобретены конкретным человеком в процессе сознательной деятельности и общения с другими людьми. Сразу же после рождения человек – индивид, он попадает в сферу семейно-бытовых отношений. По мере взросления его связи с внешним миром расширяются (школа, общение, интересы), происходит формирование индивидуальности. Взрослый человек включается в основные сферы жизни общества (материальное производство, культура, духовная жизнь). Основной путь и способ стать личностью – это деятельность. Через нее человек реализует свои связи с другими людьми, включается в духовные связи, накапливает разнообразный опыт. Становление личности продолжается всю жизнь, но не каждый человек может стать значимым.

Личность -это совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека его внутреннее духовное содержание. Для того чтобы стать личностью, человек должен:

Ø Обладать высоким уровнем психического развития;

Ø Уметь господствовать над случайностями;

Ø Обладать способностью изменять условия жизни в соответствии со своими целями;

Ø Обладать способностью управлять своей деятельностью и поведением.

Личность формируется в обществе, в социальной среде. Одновременно происходит воздействие общества на отдельного человека и личности на коллектив. При этом человек испытывает противоречивые потребности: потребность в общении и потребность противопоставить свое «Я» другим. Личность каждого человека неповторима, так как все мы разнимся по умственным и психическим способностям, по биологическим характеристикам. Считается, что индивидом человек рождается, личность в нем воспитывают, а индивидуальностью он становится сам.

Феральные люди: Возможны ситуации, когда человек может и не стать личностью, не усвоив социального опыта. Науке известны многочисленные случаи, когда дети, выросшие в изоляции от людей, несмотря на все меры по их воспитанию, не обнаружили наличия черт человеческой личности.

В целом разнообразие индивидуальностей является одним из показателей развитости общества, условием его дальнейшего прогресса. В обществе человеку необходимо выполнять множество различных ролей, они позволяют личности совершенствоваться, проявлять свое «Я».Социальную структуру личности можно представить след схемой:

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: