Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Наиболее информативными методиками являются:
Ø Тест Векслера,
Ø Модификация теста Торренса,
Ø Тесты Стенфорд-Бине,
Ø Задачи Пиаже,
Ø Матрицы Равена
Ø «Резервирующая модель» Гауэна,
Ø Тест Слоссена – измерение уровня IQ.
Или следующий комплекс
Ø Тест творческого мышления (ТТСТ)
Ø Форма Д
Ø (Е. Торренс, адаптация Синельникова В.Б.)
Ø
Ø Цель: определение характеристик творческих способностей (оригинальности, гибкости, беглости, адекватности решений), наличия способности видеть целое из частей.
Ø Тест состоит из 5 заданий, на основе которых можно сделать вывод о наличии творческих возможностей ребенка и оценить их показатели. Каждое задание может быть использовано как самостоятельная методика.
Ø Задание 1. Усовершенствование предметов.
Ø Требуется изменить известный предмет (спичечный коробок) так, чтобы с ним было интересно играть.
Ø Задание 2. Использование предметов в разных качествах.
Ø Ребенок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки (пирамидки).
Ø Задание 3. Необычное использование знакомых предметов.
Ø Ребенок должен перечислить как можно больше вариантов использования хорошо известных ему вещей (консервных банок).
Ø Задание 4. Геометрические фигуры.
Ø Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ø Задание 5. «Спроси – угадай».
Ø Ребенку предъявляется картина «Утро в сосновом лесу» Шишкина и просят задать как можно больше вопросов о том, чего на ней не видно; перечислить как можно больше возможных событий, к которым может привести нарисованная на картине ситуация; назвать как можно больше причин, которые могли бы привести к такой ситуации.
|
Ø
Ø При обработке результатов задания 1 – 4 оцениваются по показателям беглости, гибкости и оригинальности решений, а задание 5 - по беглости и адекватности
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø Тест Торренса на изучение уровня воображения
Ø Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________
Ø Закончи рисунок.
Ø На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
Ø Hа выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Ø Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.
Ø
Ø
Ø
фигура | Кол-во Баллов | Вид рисунка |
Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако, туча, сердце сова, цветок, яблоко, человек, собака. Все остальные, менее стандартные и более оригинальные рисунки | ||
Aбстрактный узор, дерево, рогатка, цветок Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Aбстрактный узор, звуковые радиоволны, лицо человека, лодка, корабль,люди, фрукты Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, санки, цветы Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Aбстрактный узор, звуковые радиоволны, лицо человека, лодка, корабль,люди, фрукты Кошка, кресло, стул, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт. Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо. Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, машина, ключ, серп Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат. сери и молот, теннисная ракетка. Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза, или тело человека Буква, ваза, дерево, книга, манка, платье, ракета, цветок, щит Все остальные более оригинальные рисунки. | ||
Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура Все остальные более оригинальные рисунки | ||
Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура Все остальные более оригинальные рисунки. |
Ø
|
Количество балов, полученное обследуемым, является одним из показателей его креативности (оригинальности)
|
Ø Тест «Круги» Дж. Торранс
Цель: определение характеристик воображения.
Материал: лист А4 с нарисованными 25-ю кругами (5рядов по 5 кругов в каждом), карандаш, ластик.
Инструкция. Дорисуйте круги так, чтобы получилась картинка. Время не ограничено.
Интерпретация результатов:
- продуктивность (количество использованных кругов) - норма для детей 5-7 лет – 18 – 20 кругов;
- гибкость (число групп изображенных предметов), норма – 4-6 групп;
- разработанность (количество деталей, самого подробно изображенного предмета), 6 – 8 деталей;
- оригинальность (количество не повторенных детьми данной выборки образов) – нормы нет;
- способ построения образа (дополнение – 4-7 лет, включение – 8-10 лет).