Выход из упражнения проводится так, чтобы не разрушить достигнутый эффект расслабления.




Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности

Е.В. Горшкова
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ГБОУ ВПО МГППУ

Внутренняя свобода и уверенность — слагаемые душевного состояния, очень важного для гармоничного развития ребенка, его успешности в деятельности, творчестве, общении. Свободный и уверенный в своих силах ребенок не боится действовать, не боится ошибаться и при этом остается открытым и позитивно активным. Как эти два слагаемых можно развивать у дошкольников, используя методы эмоционально-двигательной психотехники, рассматривается в статье.

 

Внутренняя свобода и уверенность — как слагаемые позитивного психологического состояния ребенка — связаны между собой, в определенном смысле обусловливают друг друга 1.

Под «внутренней свободой» понимается раскованность, раскрепощение, которые достигаются благодаря умению снимать излишнее мышечное напряжение, мешающее спонтанному, естественному движению, комфортному телесному состоянию. В более широком смысле имеется в виду умение произвольно управлять состояниями мышечного напряжения. Многие упражнения 2 этого цикла используются в качестве подготовительных (разминочных) перед более сложными (по эмоционально-смысловому наполнению) заданиями. Поэтому рассмотрим вначале методы развития произвольной регуляции.

Развитие произвольной регуляции состояний мышечного напряжения

Упражнения помогают ребенку научиться управлять собственным телом произвольно, и прежде всего сбрасывать излишнее напряжение. Они помогают ему обратить внимание на свои мышечные ощущения и, ориентируясь на них, учиться произвольно достигать определенного состояния напряжения или расслабления, чтобы более точно выполнить ту или иную двигательную задачу. Это умение необходимо в образно-пластическом творчестве, театрализованной деятельности, где важно уметь двигаться свободно, полностью используя возможности своего тела как инструмента для воплощения образов персонажей. Оно также важно и в общении — позволяет ребенку быть естественным, непринужденным, а в некоторых случаях справиться с собственной робостью и стеснительностью.

Упражнения развивают умение произвольно расслабляться, менять степень мышечного напряжения (усиливать, ослаблять, сбрасывать), ритмично чередовать напряжение и расслабление — способствуют восстановлению целостности, свободы и спонтанности эмоционально-двигательных проявлений.

В этих упражнениях часто задается какой-либо образ только для того, чтобы помочь ребенку лучше «схватить» (понять) принцип определенного движения для достижения нужного эффекта (расслабления). Здесь перед ребенком не ставится задача выразительного исполнения, «проживания» образного содержания. Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта, — хорошее настроение ребенка (улыбка, веселый или заинтересованный взгляд), желание повторить его, отсутствие сопротивлений в теле в виде мышечного напряжения.

В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы — от простых к сложным:

1) динамические;
2) упражнения на непроизвольное расслабление мышц;
3) упражнения на произвольное расслабление.

Динамические упражнения

Упражнения этой группы построены на движениях, помогающих сбрасывать напряжение: потягивания; качания; трясения, встряхивания; маховые движения; топанье ногами — всей стопой в пол; хлопанье — ритмичные удары ладонями друг о друга, по корпусу, ногам.

Приведем примеры.

«Потягиваемся». С 2–3 лет. Прочитайте потешку, неторопливо выполняя движения, пусть дети повторяют движения вместе с вами:

Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки Потянуться, вытягивая руки вверх и выгибая спину
А в ножки ходунушки Сидя на стуле, выпрямить ноги вперед, оттянув носки на себя (или потопать)
А в ручки хватунушки Сжимать-разжимать пальцы рук: хвать-хвать-хвать
А в роток говорок Зевнуть, прикрыв рот ладошкой
А в головку разумок Слегка почесать темя

 

Если ребенок выполняет движения, особенно потягивание, формально, можно предложить ему: «Давай потянемся как следует», — и самим сделать это с удовольствием (только одно потягивание), чтобы почувствовать, как напрягаются и растягиваются мышцы, с последующим расслаблением и облегченным выдохом. Пусть ребенок также, с удовольствием, выполнит одно только потягивание.

Повторите потешку еще раз (со всеми соответствующими движениями), обращая внимание ребенка на то, что прямые ножки надо потянуть «пятками вперед»; пальцы рук — то активно сжать в кулак, то широко разжать; зевнуть «по-настоящему» — с глубоким вдохом и полным выдохом.

Каждое растягивание (потягивание) следует выполнять одним мягким и продолжительным движением, без резких рывков, а хватательные движения пальцев — более подвижно, с акцентом на сжатие в кулак («хвать»).

«Баю-бай». С 2–3 лет. Предложите детям встать врассыпную, в полный рост, слегка расставив ноги в стороны (на ширину плеч), колени чуть-чуть присогнуты, чтобы обеспечивать мягкость качаний с ноги на ногу из стороны в сторону. Ритм движениям задается спокойным тихим проговариванием взрослым слов «баю-бай, баю-бай».

Варианты выполнения упражнения:

1. (С 2 лет.) Ладошки сложить под щекой, склонив голову чуть вбок. В такой позе спокойно покачиваться из стороны в сторону, как будто в колыбельке. Можно выполнять с закрытыми глазами, если это не вызывает у ребенка тревоги и не нарушает спокойного и уравновешенного качания.

2. (С 3–4 лет.) Руки мягко удерживают куклу (зайку, мишку), взгляд направлен на лицо куклы, чтобы видеть, засыпает она или нет. Качания с ноги на ногу должны быть мягкими, спокойными, чтобы не разбудить куклу. С 4 лет этот вариант упражнения можно выполнять с воображаемой куклой.

При выполнении упражнения покачивания должны производиться путем перевода тяжести тела с одной ноги на другую, а не сгибанием корпуса в поясе или поворотом из стороны в сторону.

«Шалтай-Болтай». С 3 лет. Покажите детям куклу по имени Шалтай-Болтай (Петрушка) с длинными руками и ногами, которые, если поворачивать куклу из стороны в сторону, болтаются, широко отлетая от ее корпуса. Затем предложите детям встать на свободное пространство (врассыпную) и поиграть в Шалтая-Болтая, повторяя движения вместе с вами и проговаривая ритмично слова:

Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай… На каждое слово резко поворачивать корпус то в одну, то в другую сторону, с маху захлестывая вокруг него руки
Свалился во сне Расслабленно «уронить» корпус вперед (голова, руки повисают вниз) и так остаться

 

В паузу подойдите поочередно к каждому ребенку, потрясите его за руки, плечи, чтобы проверить, насколько он расслабился 3. Если чувствуете, что ему удалось расслабиться (его тело под вашими руками очень податливо), восхититесь: «Какой замечательный Шалтай-Болтай! Просто настоящий Шалтай-Болтай!». Если чувствуете сопротивление в теле ребенка или его попытки самому потрясти руками, подскажите: «Стой спокойно, я сам(а) тебя потрясу. Расслабь руки (плечи)», — и повторно потрясти его. А потом предложите еще раз поиграть. Даже если упражнение с первого раза получается успешно, его лучше выполнить как минимум два-три раза.

Когда ребенок останавливается в расслабленной позе, важно, чтобы колени у него были слегка присогнуты, а голова висела. Если вы заметили, что он удерживает голову, не расслабляя шею (хотя лицо смотрит вниз), то проведите ладонью от спины ребенка по шее к затылку, с легким усилием склоняя его голову вниз, со словами: «Висит голова» (можно использовать сравнение — как тяжелый шар на веревочке).

«Щенок отряхивается». С 5 лет. Предложите детям показать, как отряхивается щенок, например после купания. (Возможно, они видели это раньше или вы — заранее, во время посещения зоопарка, — вместе понаблюдали, как это делают животные.)

Обратите внимание детей, что щенок отряхивается всем телом — от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху вниз и обратно. Повторите упражнение вместе с детьми.

«Жук». С 4–5 лет. Предложите детям лечь на пол — на спинку, затем поднять перед собой руки (вертикально) и быстро ими потрясти, потом опустить в стороны расслабленно. Так же ноги поднять вверх, потрясти ими и опустить расслабленно на пол. Одновременно поднять руки и ноги и потрясти ими, как жук, который перебирает лапками, лежа на спине, затем опустить их на пол и немного полежать спокойно. Повторить этот цикл движений 2–3 раза.

Выход из упражнения проводится так, чтобы не разрушить достигнутый эффект расслабления.

Тихим голосом задаете последовательность действий: «Повернулись на бочок… Коленки согнули — к животу подтянули… Встали на коленочки… И поднялись в полный рост». Между фразами делаются паузы, в которые отслеживается правильность выполнения детьми инструкции. Если кто-то из них неверно выполняет очередной этап выхода из упражнения или опаздывает, необходимо прийти ему на помощь (повторить персонально, что надо сделать, помочь принять нужное положение) и только после этого продолжить общую инструкцию для всех детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: