Задания на развитие голоса и дыхания




Упражнения на произвольную регуляцию могут быть расширены за счет заданий на развитие голоса и дыхания. Они способствуют оптимизации мышечного и эмоционального тонуса: вибрации звучащего голоса помогают снимать зажимы в теле, освобождают энергию для мобилизации мышц к усилию, необходимому и достаточному для выполнения двигательной задачи. Мышцы как бы пропитываются радостной энергией, от чего повышается и настроение ребенка. При этом активно задействуется дыхание (во время звучания голоса — выдох, в паузах — вдох), благодаря чему также снимаются излишние напряжения в теле (выдох) и развивается полноценное глубокое и ритмичное дыхание (вентиляция легких), наполняющее ребенка энергией.

Если упражнение сделано правильно, то эффект, который достигается в ходе выполнения, сохраняется и после. Мышцы удерживают и «запоминают» состояние оптимального тонуса, и в дальнейшем ребенку удается быстрее и легче достигать его при произвольной регуляции своих движений.

Упражнения строятся на протягивании звука при условии, что голос звучит свободно и «полетно» (без форсирования, т. е. без избыточного усилия, которое может вести к перенапряжению связок). Чтобы достичь такого качества звука, важно подсказать ребенку, как должен звучать голос, при этом лучше использовать слова: «звонко (но не громко)», «певуче», «протяжно», «легко», «свободно». Важно также продемонстрировать это собственным показом. Чтобы задать точный образец звучания, необходимо самому уметь тонко управлять своим голосом.

Как только ребенок переходит на крик, следует остановить его и предложить прислушаться к образцу. Полезно для сравнения продемонстрировать два варианта звучания голоса и предложить ребенку различить, в каком случае «голос звенел, летел», а в каком — «кричал»; в каком случае он «ласковый, протяжный», а в каком — «грубый, резкий». После этого ребенок может сам попробовать придать звучанию своего голоса нужное качество.

Детям предлагаются упражнения на звукоподражания голосам животных (кошка, мышка, медведь), птиц (петушок, птичка), звукам природы (дуновение ветра), звучаниям транспортных сигналов (паровоз, пароход) и т. п. На материале этих упражнений они учатся управлять своим голосом — его динамикой (громко, тихо, усиление и ослабление громкости), тембром и высотой звучания (высокий, низкий голос), интонацией и др. Как правило, все звукоподражания протягиваются на гласных звуках (редко — на согласных), что позволяет упражняться в активном вдохе и длительном выдохе. Такой режим дыхания благоприятно сказывается на мышечном тонусе и настроении детей.

Упражнения на звукоподражания могут проводиться в русле работы над выразительностью образно-пластического воплощения того или иного образа (в основной части занятия).

Приведем примеры упражнений для развития голоса и дыхания.

«Ку-ка-ре-кууу!» С 2–3 лет. Спросите детей, знают ли они, как поет петушок (какая у него песенка). Можно прочитать стихотворение:

Петушок, петушок —
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Звонко песни поешь,
Детям спать не даешь?

Предложите детям покукарекать так, чтобы голос был легким, звонким, «далеко летел». Покажите сами, как поет петушок, протягивая последний слог по возможности дольше: «ку-ка-ре-куууууу», но чтобы это не вызывало утомления связок. Если кто-то из детей переходит на крик, остановите его, поясните, что это не похоже на песенку.

Поиграйте, будто петушки поют песенку то все вместе, то по очереди (у кого «песенка» звонче и дольше).

Желательно добиться определенного качества звучания голоса. Для этого необходимо, чтобы поза была свободна и открыта (плечи развернуты), посадка на стуле — на всю глубину сиденья, спина опирается на спинку стула, ноги — всей стопой на полу; голова чуть приподнята.

Чтобы положение головы было естественным и помогало достигать свободного звучания голоса, можно использовать следующий методический прием.

Поднимите руку перед собой (немного выше головы) и поясните детям: чтобы голос летел вслед за рукой, вверх (предложите им сделать так же во время воспроизведения «песенки»). Если кто-то из детей, подняв руку, крутит головой по сторонам или смотрит вниз, обратите его внимание, что надо смотреть на руку (только в этом случае выстраивается нужная поза, чтобы освободить голос).

Эффект звонкого звучания голоса проявляется еще и в том, что, если протяжное звучание мгновенно прервать, в комнате останется маленькое эхо, отзвук.

«Паровоз гудит». С 3 лет. Спросите детей, как гудит паровоз (или пароход). Предложите им по очереди воспроизвести звук, протягивая его долго, насколько возможно («ту-ту-ууууу»), как бы сравнивая, чей паровоз дольше гудит.

Поясните, что маленькие паровозы могут гудеть высоким голосом, а большие паровозы — низким. А еще по гудку паровоза можно догадаться, едет он далеко (тихое звучание) или близко (громкое); приближается (постепенное усиление звучания) или удаляется (постепенное затихание звука).

Предложите детям загадывать друг другу загадки: какой паровоз гудит — большой или маленький? Приближается он или удаляется? И т. д. Кто-то один загадывает загадку, другие отгадывают — и так по очереди.

«Мя-у! — Фр-р-рр!» С 3–4 лет. Предложите детям сесть на стульчики (стульчики необходимо поставить с небольшими интервалами), полукругом, и сами сядьте напротив (тоже на детском стульчике). Прочитайте стихотворение, сопровождая его движениями: мягко поглаживая ладошками по коленям — на протяжно-мелодичное «мя-у» или «выпуская когти» — со звукоподражанием «фр-р-рр!»

Кошка, как тебя зовут? — Мя-у (мя-у, мя-у…).
Стережешь ты мышку тут? — Мя-у (мя-у, мя-у…).
Кошка, хочешь молока? — Мя-у (мя-у, мя-у…).
А в товарищи — щенка? — Фр-р-рр!

Предложите детям поиграть вместе. Читая стихотворный текст, задаете вопросы, а они все вместе «отвечают» на них, выразительно произнося звукоподражания и выполняя движения по образцу.

Если звукоподражание «мя-у» у кого-то из детей недостаточно мелодично и протяжно, попробуйте повторить его отдельно вместе с ребенком (вместе или по очереди) и только после этого снова переходите к игре (полным текстом). Важно не устраивать «прогоны» игры — от начала до конца, а главное внимание обращать на достижение нужного качества звучания голоса на звукоподражаниях.

Развитие уверенности

Развитие у дошкольников уверенности требует от педагога-психолога очень тонкого и точного использования методов эмоционально-двигательной психотехники, умения задать правильный образец исполнения, создать на занятии необходимую атмосферу для проживания детьми предлагаемых образных содержаний.

Уверенность — комплексное психологическое состояние, которое предполагает как уверенность в себе, доверие к своим возможностям справиться с задачей, ситуацией, проблемой, так и доверие к внешнему миру (ожидание от него хорошего, прогнозируемого), готовность с ним контактировать. Наличие или недостаточность уверенности считывается по внешним особенностям невербального поведения человека, в частности — по относительной величине его «личного пространства» и характеру использования «основных опор».

«Личное пространство» человека — это воздушное пространство вокруг его тела; его относительная величина считывается по особенностям позы и свидетельствует о внутреннем состоянии человека. Узкое личное пространство видно по сжатой позе, которая как бы уменьшает рост и размеры фигуры — по этим признакам можно опознать боязнь контактировать с окружающими людьми, недоверие к ним, неуверенность человека в том, что люди будут к нему добры и примут его. Напротив, расширенное «личное пространство» (соответственно расширенная поза) говорит о желании общаться, уверенности в позитивности контактов с окружающим миром.

«Основные опоры» — это ноги, на них человек стоит и передвигается в пространстве. Ощущение контакта своих стоп (ступней) с поверхностью, «почвой» дает чувство психологической устойчивости, стабильности и уверенности. Полнота контакта стоп с «почвой» зависит от плотности равномерного соприкосновения ступней с поверхностью опоры. Чем меньше контакт, тем больше неуверенность в себе, внутренняя неустойчивость. И наоборот, чем крепче человек стоит на своих ногах, тем увереннее он себя ощущает, тем больше способен сохранять устойчивость — в прямом и переносном смысле.

Поэтому развитие уверенности предполагает два цикла упражнений:

· на расширение «личного пространства»;

· на укрепление «основных опор».

Все упражнения выполняются при пространственном расположении детей врассыпную, для чего можно использовать упражнение «Рассыпались горошины» 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: