Социальная группа – это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
Виды социальных групп:
А) По характеру взаимоотношений: выделяют первичную и вторичную группу.
Первичная группа состоит их небольшого числа людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, т.е. действуют непосредственные, личные связи (семья, группа друзей, бригада рабочих, исследовательская группа).
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определённых целей. В таких группах основное значение придаётся не личностным качествам людей, а их умению выполнять определённые функции. Именно так формируются и действуют социальные организации предприятий со своими подразделениями и должностными иерархиями. Личность каждого из людей почти ничего не значит для организации. Поскольку роли во вторичной группе чётко определены, часто её члены очень мало знают друг о друге. Но и в этих обезличенных вторичных группах образуются на основе неформальных отношений новые первичные группы.
Вторичные группы лишены дружеских личностных контактов, все контакты функциональны, взаимодействие подчинено определенным целям (организация, спортивный клуб, производственный цех и т.д.).
Б) По размерам:
Малые группы (3-5чел.) – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малыми группами считаются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от отношений, существующих между её членами.
Малые группы имеют:
|
не ориентированы на групповые цели действия;
групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;
конформизм к групповым нормам.
Малые группы являются основным объектом социологических исследований. Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Например: семья, друзья, соседи.
Большие группы (более 5 чел.) – группа, в которой общественные отношения не являются непосредственным личным контактом. Большая группа может быть только вторичной.
Большие группы имеют:
рациональные целеориентированные действия;
групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;
конформизм к политике, проводимой активной частью группа.
К большим группам часто относят общности
стратификационные (рабство, касты, сословия, классы)
этнические (расы, народности, племена, нации)
территориальные (выходцы из одной местности, горожане, селяне)
демографические (молодежь, дети, женщины)
профессиональные (шахтеры, учителя, врачи)
В) Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своём поведении и самооценке.
Пример, мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезды или спортивных кумиров. Работник в организации – на высшее руководство. Человек, получивший большое наследство – на представителей высших классов. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать, например, в случае, когда подросток ориентируется на свою компанию в большей степени, чем на мнение учителей. В то же время и аутгруппа может быть референтной, приведённые выше примеры иллюстрируют это.
|
Различают нормативные и сравнительные функции референтной группы.
Нормативные функции референтной группы: проявляется в том, что эта группа является источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Пример, маленький мальчик, желая скорее стать взрослым, пытается следовать, нормам и ценностным ориентациям, принятым в среде взрослых; а эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается быстрее освоить нормы и установки коренных жителей, чтобы не быть «белой вороной».
Сравнительная функция референтной групп: проявляется в том, что референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Взрослый человек отбирает отдельные референтные группы, принадлежность или непринадлежность к которым для него особо желательна, и формирует Я-образ, основываясь на оценках этой группы.
4) Квазигруппы (как бы группы) – спонтанные, неустойчивые группы, которые появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например, только беседа и никаких других видов действий).
Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
Спонтанность образования;
Неустойчивость взаимосвязей;
Отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только приём или передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т.п.);
Кратковременность совместных действий.
Виды квазигрупп: аудитория, толпа.
Роли группы: