Общие компетенции, рекомендуемые к оцениванию у первокурсников в начале освоения ООП в вузе.




Ефремова Н.Ф.

 

Из введения

Происходящие изменения в стратегии оценивания учебной деятельности студентов указывают на следующие тенденции[1]:

 

От К
Письменные работы (экзамен), закрытый экзамен Открытый экзамен, кооперативный экзамен, курсовые работы, проекты
Оценивание преподавателем, тьютором Оценивание при участие студентов
Имплицитные (неявные) критерии оценки Эксплицитные (явные) критерии оценки
Конкуренция Сотрудничество
Оценка результата Оценка процесса
Цели и задачи Учебные результаты
Оценивание знаний Оценивание умений, способностей
Тестирование памяти Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза
Оценивание курса Оценивание модуля
Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание
Приоритетность оценки Приоритетность учения и развития.

 

На общенаучном уровне компетентностный подход характеризуется как междисциплинарный, предполагая реализацию следующих принципов:

· динамичности, что означает постоянное внимание к деятельности студента в процессе его профессионального саморазвития, его готовности включаться в активные формы работы, перестраиваться на ходу, действовать самостоятельно;

· субъективности, создания условий, способствующих поддержанию природного любопытства, интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем, осмыслению личностной значимости получаемых знаний, умение оценивать свою деятельность, предвидеть последствия поступков.

 

Из 1.1. Основные требования к структуре фонда оценочных средств вуза

 

При формировании фонда оценочных средств необходимо учитывать рекомендации УМО по направлениям, а также наборы различных оцениваемых в процессе обучения форм и видов учебной деятельности студентов (табл. 1).

 

Таблица 1

Формы учебной деятельности студентов.

 

Деятельность Критерии оценки К-во баллов, % Оценка Сумма кредитов
Посещение занятий        
Реферат        
Коллоквиум        
Контрольная работа        
Выполнение теста (промежуточного итогового)        
Анализ монографии, книги, статьи        
Лабораторная работа        
Асестирование преподавателю        
Тематическое сообщение        
Конспектирование первоисточников        
Участие в конференциях        
Изготовление дидактических материалов, моделей        
Сочинение, эссе        
Участие в олимпиадах, конкурсах        
Публикации тезисов, статей        
Участие в исследованиях        
Рецензия на выступление, реферат, эссе, статью        
Участие в дискуссиях        
Проведение исследования, эксперимента        
Проект (групповой, индивидуальный)        
Дипломная (курсовая) работа        

 

Современное оценивание становится развивающим, если оно помогает студентам:

– учиться на ошибках;

– понимать, что важно;

– понять, что у них получается и что не получается;

– обнаруживать, чего они не знают;

– обнаруживать, что они не умеют делать;

– отслеживать им собственный процесс движения в содержании и развитии [1].

При этом развивающий эффект обратной связи состоит в том, что она:

– показывает сильные стороны работы и повышает мотивацию к обучению;

– фиксируя слабые моменты, предлагает или показывает способы их преодоления, а, следовательно, и дальнейшего развития.

Поэтому так важно по результатам оценивания предложить студенту:

– определенные способы улучшения выполнения задания;

– помощь по определенным проблемам;

–обсудить оценку и дать комментарии, соблюдая осторожность в объективности и точности при оценивании способностей студентов [25, 34].

Ключевыми ценностями современного оценивания должны быть:

- валидность, объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

- надежность,использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;

- справедливость, разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха;

- развивающий характер, фиксировать, что могут студенты, и как им улучшить свои результаты;

- своевременность, поддерживающая развивающую обратную связь;

- эффективность, не отнимать большого времени у преподавателя и студентов[2].

Учитывая, что для вузов ЗУН и компетенции зачисленных на первый курс абитуриентов в технологическом процессе обучения являются исходными характеристиками, определяющими последующие действия на пути становления специалиста, то при реализации ООП в первую очередь ставится задача формирования оценочных средств и проведения «входной» оценки уровня сформированности основных компетенций у студентов первого курса.

 

 

Инструменты оценки:

 

тесты;

опросники;

анкеты;

резюме;

собеседования;

контент-анализ документов;

оценочные интервью;

характеристики и др.

 

Таблица 5

Общие компетенции, рекомендуемые к оцениванию у первокурсников в начале освоения ООП в вузе.

  № Название компетенции Основное содержание Метод оценивания Оценочные средства, критерии
  ценностно-смысловая умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. опрос, анкетирование, написание эссе, защита проекта, презентация опросники, анкеты, темы эссе; позитивный настрой на обучение и получение выбранной специальности; положиптельные жизненные установки, деятельность
  мотивация обучения в вузе, навыки и мотивация саморазвития информированность студента о будущей специальности; цели, планы на будущее, самообучение, самосовершенствование. самоуправление, саморегуляция; отношение к профессии, желание быть в этой профессии и добиваться признания в ней;мотивационно-побудительная организация профессионального роста и развития; собеседование с преподавателями; анкетирование; опрос; участие в проекте; эссе; интервьюирование; экспертные оценки опросники, анкеты, заполнение мультивариативных опросников;
  учебно-познавательная   демонстрация знания \ понимания; готовность к обучению; базовые знания в конкретных предметных областях; умение организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования; межпредметные связи, уровень освоения учебных программ; навыки исследовательской работы; экзамен (устный, письменный); тестирование; входной контроль по дисциплинам; контент-анализ результатов вступительных испытаний тесты достижений; комплексные тесты на проверку остаточных знаний по отдельной дисциплине или по блоку дисциплин; проверочные работы; суммарный балл при поступлении в вуз, контрольная работа и др.
  образовательная: общеучебные умения и навыки мыслительных операций навыки анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации, вывода, заключения входное бланочное или компьютерное тестирование проверочные работы по дисциплинам; рефераты; компетентностные тесты, комплексные тесты достижений; шкала оценивания темы работ и критерии их оценивания
  решение проблем · способность видеть, ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, анализировать нестандартные ситуации; · планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов; · планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения; применять теорию, опыт и информацию для решения проблемы; · оценивать результаты и успешность своей деятельности; · умения моделировать ситуации; · групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения); · обсуждение и рефлексия проблем \ опыт работы; · подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме; · готовность к принятию ответственных решений, сбору, анализу и интерпретации данных, постановке задачи на саморазвитие решение проектов индивидуально или в группе; кейс-измерители; научное исследование; подготовка реферата по заданной теме; проведение занятия и др. защита проекта; решение кейса; презентация; доклад; научная статья; отчет по практике; курсовой или дипломный проекты и др.  
  информационная: работа с информацией, компьютерная грамотность и пользование Интернет · поиск, отбор, сортировка и использование информации на основе ее критического осмысления; · получение и обработка информации; · обращение к различным источникам: книгам, учебникам, справочникам, энциклопедиям, каталогам, CD-Rom, Интернет и др.; · использование компьютера, принтера, модема, копира; · прием-передача информации, обработка, хранение, воспроизведение; чтение, преобразование; · организация консультации с преподавателем; · использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности; компьютерное тестирование; работа в сети по приему и передаче информации; подготовка рефератов на заданную тему многоуровневые тесты образовательных достижений; прием-передача информации на заданный адрес; написание реферата по теме; создание базы данных; создание каталога источников по проблеме; использование сайтов в сети Internet и др.;
  коммуникативная · иметь навыки вербальной, невербальной, письменной, устной, групповой коммуникации; · использовать навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирования; · уметь получать информацию от других людей и организаций, убеждать и влиять на принятие решений на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей; · способность получать в диалоге необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения; · выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; · понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках; выступать на публике; · самовыражать себя в литературном произведении; · читать графики, диаграммы и таблицы данных; · поведение в обществе – этикет; · работать в группах и бригадах работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях; ролевые игры; устные ответы на занятиях; подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.); защита сообщений по выбранной теме, распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка; собеседование; участие в групповой работе; участие в дискуссии (дебатах, переговорах; участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего; наблюдение демонстрации реальных профессиональных навыков;
  технологическая вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и др.; освоение и грамотное применение новых технологий в учебной и профессиональной деятельности, в тех или иных жизненных ситуациях; подготовка отчета по лабораторной работе; демонстрация опыта \ эксперимента; участие в ролевой игре; использование программного обеспечения и видео;реальное воспроизведение элементов профессиональной деятельности;
  социального взаимодействия готовность к социальному взаимодействию: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми; умение устанавливать и поддерживать контакты; использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач, достигать результатов профессионального взаимодействия, независимо от личных симпатий и антипатий; отношения с семьей, друзьями, партнерами; владение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, умения погашать конфликты опросы, собеседования, наблюдение, ролевые игры опросники, сценарии ролевых игр, шкалы оценивания
  зрелость гражданская знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, собственного достоинства, гражданского долга, самоконтроля в своих действиях, чувства патриотизма к Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн) и др. тестирование, опрос тесты, опросники, шкалы оценок
  общекультурная знание с культуры своего народа, края; культуры других стран и народов, уход за растениями; знание живописи, литературы, искусства, музыки, науки, производства; истории цивилизации, собственной страны, религии; экологической культуры; ценностей бытия и жизни опрос, написание рефератов, подготовка докладов, выступлений и др. опросники, оценка доклада или реферата, оценка выступления, концерта, рассказ об экскурсиях, посещениях музеев, театров и др.
  самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие; рефлексивные умения; умение оценить результат своей деятельности; самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи; быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации. формирование портфолио; подготовка презентации; участие в групповых проектах.; участие в соревнованиях, конкурсы, олимпиады; проектирование и внедрение проекта; самооценка качества исполнения работ;
  здоровье-сберегающая Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, ухаживать за ребёнком, владеть способами оказания первой медицинской помощи. инструктаж по технике безопасности, санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности; знание методов оказания первой медицинской помощи.
  физическое развитие и укрепление здоровья отношение к физкультуре, занятия в секциях; знания и соблюдение норм здорового образа жизни; понимание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа портфолио спортсмена; анкетирование по вопросам отношения к физкультуре; опрос по отношению к созданию условий общежития свидетельства об участии в соревнованиях; анкеты; шкалы оценивания
  социокультурная умение рассчитывать бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки приготовления пищи, рукоделие (вязание, вышивка и т.д.), ремонтные работы в быту, уход за домом. опрос, анкетирование опросники; анкеты  

В любом случае для определения уровня развития компетенции необходимо разработать метод оценивания, средства оценивания и сформировать шкалу оценивания, с учетом разнообразия оценочных средств (рис. 6). О методах их конструирования, структуре и возможностях сегодня имеется достаточно информации [12, 13, 16, 17, 18, 27 и др.].

 

 

Рисунок 6. Виды оценочных средств

 

Челышева Т.В.

 

Из сквозной программыформы контроля

Анализ и реферирование литературы

Контрольные задания к семинару

Контрольные вопросы и задания к семинару

Контрольные задания к практическому занятию

Эссе (для контроля самостоятельной работы студентов)

Курсовая работа

Творческое коллективное проектирование

Реферат

 

 

Медведева И.Н. Псковский гос. педагогический университет

 

Типовые задания для выявления уровня сформированности компетенций

 

исследовательское задание

эссе

доклад

проект

практическое задание

межпредметное задание

ситуационная задача

проведениеролевой игры

задание с недостающими данными

профессиональная задача

кейс

дебаты.

профессиональная задача

 


[1] По материалам cеминаров D. Jaques.

[2] Использованы материалы Curriculum Resource Center Central Resource Center.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: