Основные св-ва коллективной жизнедеятельности | Признаки проявления | Устойчивость и характер проявления свойств на этапах коллективообразования | ||||
Конгломерат | Ассоциация | Кооперация | Автономия | Коллектив | ||
Гуманистическая направленность | Согласованность целей, мотивов деятельности; сформированность групповых норм и ценностей | Определение целей и задач деятельности педагогами | Объединение целей и задач только для выполнения конкретного дела, интересного всем; отсутствие норм взаимодействия | Согласование интересов и мотивов; выработка норм взаимодействия | Сформированность групповых ценностей, общественного мнения, инициативности | Гармония личных, групповых и общественных интересов в реализации социально значимых целей |
Организационное единство | Сориентированность официальной и неформальной структур, самостоятельность в действиях, взаимодействие и взаимозаменяемость, бесконфликтность в распределении обязанностей | Формальное объединение, отсутствие официальной структуры | Создание официальной структуры при непосредственном участии педагогов | Самостоятельность действия официальной структуры; недостаточная сориентированность ее с неформальной структурой; пед. помощь в разрешении конфликтов | Совпадение обеих структур, отсутствие группировок, самостоятельность в разрешении немногочисленных конфликтов | Самостоятель- ность в планировании, организации, регулировании и контроле совместной деятельности |
Групповая подготовленность | Опыт (умения и навыки) совместной деятельности | Включение в деятельность каждого уч-ся при поддержке педагогов | Выполнение работы, не требующей усилий, напряжения, длительного взаимодействия | Сотрудничество в делах, интересных для всех; накопление группового опыта | Продуктивное взаимодействие всех в разных видах деятельности | Групповая активность в достижении соц. значимых целей, инд. стиль деятельности у членов общности |
Психологическое единство (поле коллектива) | Осознание ответственности за совместную деятельность, взаимная требовательность, объективная оценка работы; взаимопомощь, дружба, общение во внеучебное время, традиции, защищенность личности в общности, творческое самовыражение членов группы | Общение формальное, ограниченное учебной деятельностью | Установление деловых взаимоотношений, выработка взаимных оценок | Межличностные отношения и внутригрупповое общение в основном делового характера, эмоциональное состояние нестабильное, появление традиций | Установление дружеских отношений, общение в свободное время; защищенность и творческое самовыражение личности каждого уч-ся; групповая поддержка, совместное оценивание результатов деятельности; монореферентность, стремление выглядеть лучше других групп | Взаимопонимание, сопереживание, единство волевых усилий в творческом выполнении общественно значимой работы |
Межгрупповое единство | Открытость, связь с другими группами и коллективами, оказание им помощи, доброжелательное отношение к новым членам общности | Отсутствие контактов с другими группами | Установление эпизодических деловых связей при непосредственном участии педагогов | Взаимодействие официальной структуры с таковой других групп лишь при выполнении определенной работы | Внешние контакты часто имеют конкурентный характер, отношение к новым членам группы избирательно | Тесные связи с другими группами и коллективами в официальной и неформальной сферах общения |
В целом признаки коллектива проявляются | Не проявляются | Слабо и эпизодично | Неустойчиво и неритмично | Отчетливо и устойчиво, кроме межгруп. Единства | Ярко и постоянно |
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мичуринский государственный аграрный университет»
кафедра педагогики и психологии
Комплект методических материалов воспитательного мероприятия
Технологическая карта воспитательного дела
1. Форма и название.
2. Цель.
3. Задачи (находят отражение в этапах дела, заданиях учащимся).
4. Методы организации воспитывающей деятельности.
5. Оборудование и оформление (предметные средства дела).
6. Литература, используемая при подготовке дела.
План-конспект воспитательного дела
1. Содержание воспитательного дела:
– 1 этап (вводное слово педагога);
– 2 этап,
– 3 этап и т.д.
– заключительный этап (подведение итогов совместной деятельности учащихся, выявление уровня их удовлетворенности проведенным делом с помощью экспресс-диагностики).
2. Самоанализ практикантом проведенного дела.