МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственноебюджетноеобразовательноеучреждение
Высшегопрофессиональногообразования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств
Кафедра искусства костюма и текстиля
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
" Дымковская игрушка, как источник вдохновения для разработки современной коллекции модели в сценическом образе костюма "
Выполнила студентка (ДИПЛОМНИК)
3 курса, группы 1343 "У"
Кочетыгова Алена Сергеевна
____________________________
(подпись)
Научный руководитель,
преподаватель
Сердюкова Д.А.
____________________________
(подпись)
Дата защиты:
Оценка______________________
Барнаул – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ | ||
I | ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА -ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, конЕЦ XIX – началА XX века | |
1.1 | ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОМЫСЛА | |
1.2 | Традиционное ремесло Дымковская игрушка | |
1.3 | Современные тенденции и направления моды | |
II | ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ | |
2.1 | Формообразование и методы проектирования современной коллекции | |
2.2 | Выбор колорита коллекции | |
2.3 | Стилистическая направленность коллекции | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ | ||
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ | ||
ИЛЛЮСТРАЦИИ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Костюм становится более сложным. Текстильные материалы достигают максимальной значимости. Возрастает и роль стилиста.
Актуальность заявленной темы выражается в том, что мода для сценического костюма является не только приметой времени, но и выражением социальной, социологической, и психологической характеристикой современных дизайнеров. обращаются к теме народного промысла
|
Путь от замысла будущего образа изделия, до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом необходимо увязать воедино все требования к будущему изделию. В результате вырабатывается подход, направленный на исследование процесса формообразования сценического образа костюма.
Обзор литературы и источников
Объектом исследования в дипломной работе является сценический образ в костюме.
Предметом исследования являются внешние атрибуты внешние стилистические характерные признаки дымковской игрушки.
Гипотеза – если в процессе разработки коллекции моделей костюма использовать элементы дымковской игрушки, с учетом направления и тенденций в моде, то в результате будет получен сценический образ. продолжить мысль
Целью данного исследования является творческое выражение костюмной идеи в современной коллекции.
Автором работы предпринята попытка осветить формообразование сценического образа костюма в современном художественном проектировании.
В данной дипломной работе рассмотрены особенности и тенденции современного дизайна костюма, которые необходимо учитывать при разработки новых образов в современной коллекции. Рассмотрены особенности сценического костюма с точки зрения формообразования, развития, эволюции.
Для решения обозначенной цели решаются следующие основные задачи:
- выбрать и исследовать источник вдохновения;
|
- установить взаимосвязь источника вдохновения с тенденциями современной моды;
- разработать фор - эскизы моделей костюма;
- обосновать выбор основных моделей костюма в коллекции;
- уточнить стилевую направленность коллекции;
Методология исследования:
В работе использованы художественно - стилистический, научно - исследовательский, проектно - композиционный, и историко - сравнительные методы. Научно - исследовательский метод раскрывает сопоставление значения моды и стиля. Исследуется основные принципы формообразование костюма и его сакральный смысл Исследуется дымковская игрушка как творческий источник. Проектно - композиционный метод включает в себя разработку авторской концепции – соединение элементов дымковской игрушки в сценическом образе костюма. Исторический подход к объекту исследования необходим в связи с сутью самого исторического бытия такого явления как мода, дизайн и для понимания всего многообразия его компонентов в динамике развития.
Методологической основой послужил комплексный, системный подход к исследованию. При выборе инструментария исследования формообразующих параметров сценического образа костюма, использовались труды которой были исследованы закономерности развития формы костюма, на структурно-морфологическом, и композиционном, уровнях, методы составления прогноза в формообразовании сценического образа костюма.
Теоретическая и научно - практическая значимость результатов исследования: эскизы могут быть использованы как в качестве наглядных пособий на уроках художественного, проектирования костюма, технологии и внеурочных занятиях по эскизной графике моделей костюмов. Рекомендовать для оформления для оформления интерьера кабинета спец. дисциплин, галерейных, творческих выставках, участие в творческих конкурсах.
|
Результатом дипломной работы является проектирование сценического образа костюма на основе выявленных закономерностей, и отличительных особенностей традиционного ремесла, позволило создать новые формы, а соответственно и современные образы на основе научно - обусловленного анализа.
Объем и структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Материал изложен на. страницах.
Введение показывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается исторический контекст дымковской игрушки; становление, развитие, классические традиции одежды. А так же рассматривается проблема формообразования и способы декорирования костюма, сценический образ в коллекциях современных дизайнеров.
Вторая глава раскрывает принципы художественного проектирования современной коллекции, а также раскрывает стилистическое направление, и формообразование коллекции, выбор колористики коллекции.
В заключении автор подвел итоги: для создание коллекции были изучены основные элементы декорирования, формы, цветовые предпочтения сценического образа костюма, а также современные направления и тенденции моды.
I ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
1.1
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедший из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково.
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. К началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», игрушки белили мелом, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище.
Дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках. В конце XIX – начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.
Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Многими поколениями отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.
Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта.
Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однопланово. Скорее всего, в древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.
На протяжении долгих лет игрушка не претерпевала сколько-нибудь резких изменений, поэтому можно судить по более поздней игрушке о ее прототипах. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои приемы технического исполнения и декоративного оформления, преобладали те или иные наиболее близкие мастерам сюжеты.
Дымковская игрушка в начале XXI века – явление сложное и многогранное. Тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах характерна для произведений современных мастериц. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении ХХ века постоянно изменялась и развивалась. Само понятие «традиция» имеет латинское происхождение и обозначает «вручение, передача, предание, преподавание», то есть то, что передается во времени от поколения к поколению. Сюда мы можем отнести основные сюжеты и образы, технологию, приемы лепки и росписи, формы и элементы орнамента. В народном искусстве на традицию оказывают воздействие немало внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.
Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес существенные поправки в течение ХХ века.
В производстве глиняной игрушки выработались особые приемы несложной быстрой лепки и росписи. Это давало возможность за короткий срок наготовить для продажи максимальное количество товара, шедшего по крайне низким ценам. В процессе коллективного творчества происходит отбор самых рациональных и наиболее эффективных средств исполнения, которые, совершенствуясь и обновляясь, переходят от поколения к поколению и становятся традиционными. Народные игрушечники достигали зачастую удивительного мастерства, подмечая и обобщая типичные черты своих персонажей, простейшими приемами создавая выразительную юмористическую характеристику человека или зверя. И в старину, и в наши дни постоянно происходит процесс накопления нового, отбор близкого, понятного, интересного самому мастеру и потребителю, отказ от инородного, чуждого лучшим традициям промысла.
На протяжении ХХ века изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски.
Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. Можно выделить основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.
Огромное значение на изменение традиции в дымковской игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы общества. В ХХ веке спрос на игрушку испытывал не раз мощные спады и подъемы. Здесь сказались катаклизмы прошлого века (войны, политические и экономические преобразования), разрушающие старые связи. Современный зритель, покупатель, очень разный по своему уровнюпонимания народного искусства, требует и разную игрушку. Спектр этих требований широк: от простого незамысловатого вкуса обывателя до интеллектуала-знатока, порой коллекционера, погруженного в историю промысла и традиции, умеющего оценить художественные достоинства и недостатки работы мастерицы.
Рождение выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском промысле сейчас очень напоминает рождение станкового произведения (живописи, графики, скульптуры, гобелена, росписи по ткани и т.д.). Свою задумку мастерица воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, — это создание художественного образа, наиболее полно выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях (зарисовки, копирование).
Кировское городское отделение «Союз художников России - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» - продолжает добрые традиции в сохранении древнего вятского промысла. Эта организация имеет свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны. [2]
Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.[1]