1. Мотивация учебной деятельности
- Факторы, влияющие на научение
3. Психологические проблемы неуспеваемости в учении
1.
Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант.
мотивация трактуется авторами как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности
Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность»
|
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.
В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой — его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией.
Иерархия мотивов по Маслоу:
- физиологические
- безопасность и сохранность
- принадлежность, любовь
- чувство собственного достоинства
- самоактуклизация
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета
|
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели установки, чувство долга, интересы. Г.Розенфельд выделил следующие контент-категории (факторы) мотивации учения:
1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности
2. Обучение без личных интересов и выгод
3. Обучение для социальной идентификации
4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач
5. Обучение по принуждению или под давлением
6. обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах
7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни
8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях
А.К. Маркова отмечает, что мотивация не может поддерживать в течении долгого времени учебную работу ребенка и постепенно теряет свое значение. Формирование этих мотивов зависит от учителя. Автор считает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности. Выделяет основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
1. содержание учебного материала. Оно выступает в виде информации, которую получают от учителя, однако информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения. Следует учитывать потребности в каждом возрасте, к ним относятся: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке
|
2. Организация учебной деятельности должно состоять из трех этапов:
- мотивационного – сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы
- операционно-познавательный – усваивается тема, овладевают учебными действиями и операциями.
- рефлексивно-оценочный этап – связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
3. коллективные формы работы. Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию.
4. оценка учебной деятельности. Важно чтобы оценка давалась качественной а не количественной, т.к. учебная мотивация может сдвинутся с самой деятельности на отметку, которая добывается.
5. стиль деятельности учителя. Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию учения, мотив избегания неудач, задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль способствует формированию внутренней мотивации, а попустительский снижает мотивацию учения и формирует мотив надежды на успех
2.
Эффективность научения определяется многими факторами:
- правильное распределение упражнений по времени,
- понимание,
- осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий,
- знание результатов выполненного действия,
- влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков, на данный момент научения,
- рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.
Д. Уолфл приводит другие факторы. Он довольно детально рассматривает каждый из пяти следующих факторов:
1) знание результатов, промедление в сообщении которых ученику обратно пропорционально эффективности тренировки;
2) предотвращение интерференции, основывающееся в значительной мере на неправомерности создания сходной стимулирующей ситуации;
3) разнообразие условий тренировки, которое выявляется в необходимой вариации объема, порядка, условий предъявления тренировочного материала;
4) знание метода или способа, применяемого при тренировке. По данным Д. Уолфла, «моторное» механическое научение в полтора-два раза менее эффективно, чем вербальное;
5) необходимость понимания принципов, общей системы действий. «Прямое» объяснение принципа, по свидетельству Д. Уолфла, дает лучшие результаты, чем самостоятельное отыскивание этого принципа учеником путем проб и ошибок.
Д. Уолфл отмечает также влияние характера инструкции и предъявления времени на результат научения.
3.
Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации (к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств).
Возможные причины изменения мотивации:
1.Дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учения, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков.
2.Мы приписываем детям то, чего у них на самом деле нет и что для них действительно значимо, может по-настоящему мотивировать их в учении и воспитании.
3.Индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого.
4.Сама мотивация (то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, может быть неадекватным для других)
Успешность усвоения знаний обусловлена сложной системой психологических факторов:
- особенности умственной деятельности ребенка
- отношение к обучению
- самооценка своих успехов
- уровень притязаний
- возрастные и индивидуальные особенности развития
- метод обучения
- условия жизни
Существует несколько типов неуспеваемости.
Критерии разделения на типы:
- познавательная направленность личности
- отношение к обучению
- отношение к школе
- способность организовывать собственную учебную деятельность.
Ученикам с низкой успеваемостью присуща низкая познавательная активность, инертность, стремление избежать умственных нагрузок, недостаточное развитие процесса абстрагирования, конкретизация и обобщение.
Отношение к обучению, умение учится и особенности мышления являются основными факторами успешности ученика. Низкий уровень развития этих качеств приводит к низкому уровню усвоения знаний.
Низкая самооценка обуславливает негативное отношение к обучению и неуспеваемости.
Типичные трудности:
- низкий уровень развития вместе и отдельно памяти, внимания, мышления, восприятия
- несформированность приемов учебной деятельности и контроля
- низкий уровень произвольности.
Все мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных (Если только поощрения, но игнорируются наказания, то наряду с положительными качествами могут возникнуть и развиться отрицательные. Если учебно-воспитательный процесс строится в основном на базе наказаний, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств. Сочетание обеспечивает оптимальную мотивацию, которая развивает положительные свойства и препятствует возникновению отрицательных).
При низкой самооценке, при неуверенности в себе в системе стимулов должны доминировать поощрения. При завышенной самооценке, чрезмерной самоуверенности - следует пользоваться наказаниями.
Виды стимулов: Органические - стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (сладкое, вкусное) Материальные стимулы - приобретение в соответственное пользование каких-либо привлекательных, интересных вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связанных с удовлетворением его духовных потребностей (оказание помощи другим людям; удовлетворение, получаемое от сознания выполненного долга) Социально-психологические стимулы содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений (повышенное внимание к человеку, уважение к нему). Индивидуальные стимулы содержат в себе личное, существенное для данного человека, имеющие для него особенное значение.
Лекция 13.