Учреждение образования
«Белорусская государственная академия связи»
ВИТЕБСКИЙ ФИЛИАЛ
Филиал кафедры экономики и управления
Учебно-методический комплекс дисциплины «ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА»
специальности 2-45 02 01 – «Почтовая связь»,
2-45 01 33 – «Сети телекоммуникаций»
Модуль «Тема»
«Организационные структуры управления организацией (предприятием)»
- Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления».
- Общие принципы построения организационных структур.
- Виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические.
- Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки.
5. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления, область применения, преимущества и недостатки.
Количество часов по учебному плану – 2 часа
Составитель – С. Г. Лашкевич
Витебск
Поурочный план
Дисциплина: Основы менеджмента
Тема урока: Организационные структуры управления организацией (предприятием)
Тип урока: лекция
Цели урока:
-учебно-развивающие: - ознакомление с понятиями «структура управления» и «организационная структура управления»;
- ознакомление с общими принципами построения организационных структур управления;
- изучение различных типов ОСУ, их особенностей, преимуществ и недостатков.
- воспитательные: формирование у учащихся умения сосредотачивать внимание на основных моментах изучаемой темы.
Литература: [3], с. 124-125; [2], с. 149-160; [1], с.35-52
Ход урока:
I. Организационный момент: (5 мин.)
- проверка посещаемости;
- объявление темы и целей нового занятия.
|
II. Изучение нового учебного материала (75 мин.)
Рассматриваются следующие вопросы:
1. Сущность понятий «структура управления» и «организационная структура управления».
2. Общие принципы построения организационных структур.
3. Виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические.
4. Особенности построения иерархических структур, их преимущества, недостатки.
5. Типы адаптивных структур управления: проектные, матричные, сетевые, виртуальные. Причины их появления, область применения, преимущества и недостатки.
Активизация знаний студентов: во время изложения нового учебного материала необходимо привлекать учащихся к формулировке выводов по основным моментам темы.
III. Заключительная часть: (10 мин.)
- подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся;
- выдача домашнего задания.
Домашнее задание: в целях подготовки к практической работе повторить и закрепить изученный материал, используя опорный конспект и предложенную литературу.
Структура и формы организаций
Структура аппарата управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.
Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
|
В структуре управления организацией выделяют следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Организационные структуры управления организацией. Дивизиональные и адаптивные структуры управления
Особенности и области применения дивизиональных структур
Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся к 20-м гг., а пиких промышленного использования приходится на 60–70-е гг.
|
Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.п. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.
Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация),по ориентации на потребителя (потребительская специализация),пообслуживаемым территориям (региональная специализация).
Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.
При использовании дивизионально – продуктовой структуры управления создаются отделения по основным продуктам. Руководство производством и сбытом какого-либо продукта (услуги) передаются одному лицу, которое является ответственным за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему.
Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические, потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (рис. 1).
Рис. 1. Организационная структура, ориентированная на потребителя
Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например, в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, – индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу.
Если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений (рис 2). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями.
Рис. 2. Региональная организационная структура
Хорошо знакомым примером региональных организационных структур могут служить сбытовые подразделения крупных предприятий. Среди них зачастую можно встретить подразделения, деятельность которых охватывает весьма обширные географические зоны, которые в свою очередь делятся на более мелкие подразделения, поделенные на еще более мелкие блоки.