Паспорт проекта.
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е.Флерина.
Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.
Классификация проекта:
по составу участников – коллективный проект (групповой)
по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края
по тематике – творческий проект
по срокам реализации – кратковременный проект
Вид проекта:
ролево-игровой
I Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
* Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
* Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение «Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая).
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Художественное творчество (сарафан для матрёшки), конструирование (построение домиков для матрёшек), аппликация (матрешка), лепка (угощение для матрешки), математика (дидактические игры), театрализация, физкультурное развитие: физкультурный досуг, утренняя гимнастика, хороводные и подвижные игры.
3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин; «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? - Это игрушка.
Что мы хотим узнать? – Из чего сделана? Как играть?
Как нам найти ответы на наши вопросы? – Можно узнать у мамы или папы. Можно спросить у воспитателя. Можно посмотреть в компьютере.
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
II Актуальность проекта:
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду
Основные задачи можно сформулировать так:
1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.
2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1). Рассматривание и описание детьми матрешек.
2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание матрешек разных областей – характерные признаки рисунка).
3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.
4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.
Работа проходит в несколько этапов:
а) изучение представлений детей о матрешке (рисование)
б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)
в) мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой».
г) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)
д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей)
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов: это
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
Презентация проекта - книжки-малышки (выход на другие группы), открытое занятие (физкультурное развлечение).
Сроки: 2 недели (май).
III Основные этапы метода проекта
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Результат:
· Участие в проекте 65% семей, посетили мастер - класс «Как играть с Матрешкой»
· Заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
· Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки матрешек.
· Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры
«К нам Матрешки в гости пришли».
· Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки ».
· Интеграция областей в НОД «Палочки для мороженного» и др.
· Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
· Организация в детском саду для детей 1 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках.
Приложение № 9 (В)