Плеханова Е.С., учитель
истории и обществознания
МБОУ "Гимназия" г.Абакана
Формирование активной жизненной позициишкольников должно удовлетворять их потребностям в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Любое мероприятие урочной и внеурочной работы направляется и оценивается педагогом с позиций соответствия целям развития и совершенствования личности.
Одним из факторов формирования активной жизненной позиции является детское самоуправление. Это школа становления лидера, вектор развития обучающихся.
Учитель и классный руководитель должен создавать условия для приобретения учащимися позитивного социального опыта. Роль классного руководителя в системе ученического самоуправления определяется поиском гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной с учащимися деятельности. Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Круг поручений в классе ребята определяют сами. По желанию ребят периодически может происходить перераспределение поручений. После проведенного дела проводится рефлексия. Обсуждение происходит в дружеской атмосфере, каждый может высказать свое мнение.
В рамках организации взаимопомощи может быть продумано и организовано шефство старших ребят над младшими. Подшефными классами могут стать классы первой учительницы, выпустившей ребят из начальной школы. Это первый шаг к взрослой жизни. Ребята гордятся своей ролью наставника, относятся к этому делу ответственно. Будучи шефами учащихся начальной школы старшеклассники проводят организованные перемены, физминутки и праздники. Например, праздник «Когда мамы дома нет», на котором дети, соревнуясь, одевали кукол, чистили картофель, накрывали на стол. Шефство является необходимым условием для передачи социального опыта и формирования активной жизненной позиции.
|
Работая в ученическом самоуправлении, учащиеся учатся самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Такая модель ученического самоуправления позволяет защищать права ребенка, развивает навыки работы в группе, команде, ведет к улучшению дисциплины. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами не только в классе, но и в школе.
В течение каждого учебного года проводятся различные мероприятия, способствующие формированию активной жизненной позиции. по следующим направлениям:
Трудовое - уборка класса, дежурство по школе, субботники, все на добровольных началах и желающих с каждым годом все больше.
Экологическое - озеленение школьного двора; участие в акциях «День птиц», «День Земли».
Патриотическое - Открытые классные часы: «У войны не женское лицо…», «Письмо неизвестному солдату», ежегодное активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
Спортивно-оздоровительное - участие в соревнованиях по волейболу (как в качестве спортсменов, так и судей), футболу, веселые старты.
В 2017 году учащимися самостоятельно был разработан и реализован классный проект «День здоровья»: зарядка с чемпионом Галеевым Андреем Рафиковичем – мастером спорта, директором ДЮСШ по хоккею с мячом, работа спортивным площадок, пресс-центра все организовывалось и проводилось ребятами самостоятельно. Учащиеся, родители, учителя на один день стали единой спортивной командой.
|
Одним из важнейших направлений работы является участие обучающихся в социально направленной деятельности: театрализованных представлениях, концертах, посвящённых Дню пожилого человека, Дню Победы, битве под Москвой, конкурс стихотворений о войне «Встреча поколений». На эти праздничные мероприятия приглашаются ветераны ВОВ, которых учащиеся с огромной благодарностью и уважением поздравляют.
Участие в таких акциях способствует воспитанию гражданских качеств личности, таких, как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны, внимание к жизни старшего поколения.
Организация воспитательной, учебной и внеурочной работы, направленной на формирование общей культуры личности, адаптации к жизни общества, в организации учащихся через включение их в программы деятельности учреждений города. Учащиеся принимают самое активное участие в городских акциях, посвященных проблемам местного социума.
Взаимодействие с Абаканским городским судом через экскурсии, общение с судьями, учебные игровые суды также способствует формированию правосознания, активной гражданской позиции.
Самые значимые мероприятия ребята отображают в виде журналистских статей и в качестве авторов публикуются в гимназической газете «Время говорить».
Приобретение обучающимися позитивного социального опыта позволит в дальнейшем адаптироваться к условиям современной жизни как активным гражданам, имеющим высокие моральные качества.