Поэтические приемы лирических песен




Лирические песни

Лирические песни как самостоятельный жанр появились в послемонгольский период (XV-XVI вв.). В них сложился особый музыкально-поэтический мир, отражающий глубину человеческих чувств, красоту окружающей природы. Возникновение лирических песен исследователи связывают с возрастанием личностного начала в русской культуре того времени. В литературе тогда же появляется понятие авторства, в живописи – формируется жанр портрета.

В фольклористике термин «лирические» подразумевает песни, в которых обрядовое прикладное назначение слабо выражено или отсутствует, а на первом месте – эстетическая функция (то есть, «творчество ради творчества», в чем состоит специфика жанра).

Классификация лирических песен

Существуют разнообразные критерии систематизации лирических песен: по тематике (любовные, семейные, рекрутские), по социальной среде их создания и бытования (солдатские, разбойничьи, бурлацкие, ямщицкие, казачьи, тюремные), по лирическому герою (мужские, женские), по составу исполнителей (сольные или хоровые «артельные»). По музыкальному стилю различают лирику традиционную крестьянскую и лирику позднего формирования, то есть городскую. По функциональной принадлежности лирические песни подразделяют на две группы (К.Квитка и Е.Гиппиус): приуроченны е (к обрядам, сезонам или видам работ) и неприуроченные (исполнялись в любое время свободно от какой-либо регламентации).

Приуроченные лирические песни сохранились в западнорусской традиции (толочные, жатвенны, ягодные, масленские, духовские лирические песни). Такие песни во многом похожи на календарные: поются они в той же манере (открытым, зычным звуком, часто с особыми приемами исполнения «гуканьем», «иханьем»), в узком диапазоне (не больше квинты), в гетерофонной или двухголосной фактуре. Характерна политекстовость (разные по тексту песни поются на один мотив). Принадлежность к лирическим проявляется в особом образном строе (заря, солнышко, реченька, соловьюшко) и некоторых особенностях ритмики.

Неприуроченные лирические песни – наиболее распространены, их пели на гуляньях, застольях, на отдыхе или при выполнении какой-либо работы (шитье, прядение). Лирические песни очень разнообразны по содержанию. В них поется о горестной разлуке с родной стороной, с семьей («Ой, да ты калинушка»), о тяжелой женской доле («В чистом полюшке березанька стояла»), о рекрутчине («Не кукуй в саду, ты кукушечка»), о тяготах воинской службы («По-над лесом шлях-дороженька»), о трудной жизни бурлаков и батраков, о гибели на чужбине («Уж, ты, поле мое»). Распространены молодецкие (разбойничьи) песни или так называемые песни вольницы («Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка»). Важную часть содержания лирических песен составляет любовная тематика, часто повествующая о невозможности быть вместе, предстоящей разлуке, последнем свидании («Не велят Маше за реченьку ходить»).

Для текстов лирических песен характерно отсутствие развернутых сюжетов, сосредоточенность на переживаниях и психологических состояниях типизированных героев, сдержанность в проявлении чувств. В них часто встречаются поэтические образы-символы, служащие для выражения чувств героя (кудрявая береза, быстрая речка, сизая голубка), различные эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы, эмоциональное сопереживание образов природы человеку.

Поэтические приемы лирических песен

«Пейзаж-настроение» - начало песни с описания картины природы, соответствующего настроению основного события («Уж ты, степь ли моя степь,/Эх, да степь Моздокская,/Как никто по той степи/не ходил да не езживал» –невозможность умирающему молодому извозчику повидаться с находящимися в дали родными усилена описанием бескрайних просторов).

«Психологический параллелизм» – проведение аналогии между главным героем и образами природы («Горе мое горькое, горчей полыну»).

«Ступенчатое суж е ние образов» – повествование ведется от описания общей панорамы, места действия – к частному, к личной судьбе героя (прием встречается также в былинах, сказках).

«Что далече во чистом поле/ Стояла тут дубравушка зеленая

Среди ее стоял золотой курган,/На кургане раскладен был огничек,/

Возле огничка постлан войлочок,/На нем лежит ли добрый молодец,/

Припекает свои ранушки боевые,/Боевые ранушки кровавые…»

Протяжные песни – внутрижанровая разновидность лирических песен. Сам термин «протяжная» утвердился в литературе XVIII века. В народе существовало множество других названий подобных песен – их называли «долгие», «тяжелые», «проголосные». Все они относятся к специфической манере исполнения таких песен – их нужно «тянуть». Исполнение протяжных песен с развитой внутрислоговой мелодикой, долгими распевами требует от певца большого искусства, как говорили в народе: «Коль душа коротка – долгой песни не спеть». По этому поводу существует забавная история, записанная В.Листопадовым о песне «про гвоздик»: «Выехал казак на быках из станицы и завел песню «Гвоооо…..» - и так всю дорогу до соседнего села, пока быки не остановились…«-здик!».

Жанровые черты лирической протяжной песни:

· отсутствие прикладной функции,

· ведущее средство – мелодия,

· медленный темп,

· широкий диапазон (до 1,5 октав), скачки на широкие интервалы (секста, септима, октава, децима), характерен заключительный октавный ход,

· широкие внутрислоговые распевы,

· словообрывы, восклицания, междометия, вставки-вокализы,

· свободная метрика, характерны размеры: 5/4, 7/4, 6/4, 11/4, 7/8, переменные размеры,

· ладовая основа - диатоника во всем ее разнообразии, ладовая переменность,

· неквадратность структуры, несимметричные мелодические построения, цепное соединение песенных строф, варьирование,

· различные виды многоголосия, подголосочная полифония.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: