Пятикнижие Моисея.
Четвертая книга Моисея.
ЧИСЛА
Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)
Русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.
Глава 31
Поражение мадианитян. – Гибель Валаама. – Очищение воинов и добычи. – Раздел добычи.
Чис.31:1. И сказал Господь Моисею, говоря:
Чис.31:2. отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.
Чис.31:3. И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;
Чис.31:4. по тысяче из колена, от всех колен [сынов] Израилевых пошлите на войну.
Повеление об истреблении мадианитян дается согласно закону о наказании подстрекателей к идолослужению (Втор 13.6–10) и в целях гарантирования евреев от будущего опасного соседства.
Чис.31:6. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона,] священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.
Главным священником при войсках посылается сын первосвященника Елеазара Финеес, наглядно засвидетельствовавший свою ревность о славе имени Божия в момент увлечения народа языческим блуждением (Чис 25.6–8,10–13).
Чис.31:7. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;
«И убили всех мужеского пола», за исключением, конечно, тех, кто спасся бегством, или отсутствием в данной местности.
В кн. Суд. 6:1, 8 в числе народов, делавших нападение на израильтян, упоминаются и мадианитяне. Но после того, как «смирил» их Гедеон, «мадианитяне... уже не стали поднимать своей головы» (Суд. 8.28).
|
Чис.31:8. и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом [вместе с убитыми их];
В кн. Нав 13.21, Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева названы «князьями Сигоновыми», т. е. князьями царя Сигона, – вероятно по причине доминировавшего положения Сигона аморрейского в пределах южного Заиорданья (Чис 21.29).
Чис.31:17. итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
Чис.31:18. а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;
Мальчики рассматриваются как вероятные продолжатели жизни своих отцов. Женщины, «познавшие мужа на мужеском ложе», – как постоянная возможность соблазна для евреев повторить свое ситтимское увлечение (Чис 25). Девочки, не оскверненные постыдными обрядами в честь Ваал-Фегора, могли быть перевоспитаны (по сравнительной мягкости своего характера) в среде благочестивых евреянок и впоследствии стать членами израильской общины.
Чис.31:19. и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши;
Чис.31:20. и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите.
Чис.31:21. И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею:
Чис.31:22. золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,
|
Чис.31:23. и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду;
Чис.31:24. и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан.
Закон об очищении прикоснувшихся к человеческому трупу и предметам, имевшим соприкосновение с последним, изложен в ХIX гл.
Чис.31:25. И сказал Господь Моисею, говоря:
Чис.31:26. сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;
Чис.31:27. и раздели добычу пополам между воевавшими, ходившими на войну, и между всем обществом;
Чис.31:28. и от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;
Чис.31:29. возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;
Чис.31:30. и из половины сынов Израилевых возьми по одной доле из пятидесяти, из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, и отдай это левитам, служащим при скинии Господней.
Чис.31:31. И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел Господь Моисею.
Способ, каким разделена была мадианитская добыча (пополам между ходившими на войну и оставшимися в стане, при обозе), получил впоследствии силу всегдашнего закона (1Цар 30.24,25).
Воины, не участвовавшие в экспедиции, обязались сделать из полученной ими добычи вклад в скинию в размере 1/50 части добычи; принимавшие участие – в размере 1/500 части добычи. Первая часть добычи должна была поступить в пользование левитов, вторая – в пользование священников.
|
Чис.31:48. И пришли к Моисею начальники над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники,
Чис.31:49. и сказали Моисею: рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них;
Чис.31:50. и вот, мы принесли приношение Господу, кто что достал из золотых вещей: цепочки, запястья, перстни, серьги и привески, для очищения душ наших пред Господом.
Чис.31:51. И взял у них Моисей и Елеазар священник золото во всех этих изделиях;
Чис.31:52. и было всего золота, которое принесено в возношение Господу, шестнадцать тысяч семьсот пятьдесят сиклей, от тысяченачальников и стоначальников.
Чис.31:53. Воины грабили каждый для себя.
Чис.31:54. И взял Моисей и Елеазар священник золото от тысяченачальников и стоначальников, и принесли его в скинию собрания, в память сынов Израилевых пред Господом.
«Приношение Господу», как начаток от добычи и как знак благодарности за благополучное окончание похода (ст. 32–46, 49). «Для очищения душ наших», осквернившихся убийством и прикосновением к убитым и их вещам.