Вопрос 11. Серебряный век русской поэзии. Футуризм как литературное направление. Особенности творчества И. Северянина и Велимира Хлебникова.




Понятие «Серебряный век» относят к поэзии конца 19-начала 20 века. История возникновения этого понятия многое объясняет в его содержании, стремлении заменить им термин «предреволюционная литература». Словосочетание «Серебряный век» родилось в среде русской поэтической эмиграции первой волны, «русских парижан», и несло печальную ноту ностальгии, тоски по исчезнувшей поэтической России. В нем явно присутствует воля к предельной идеализации всей художественной атмосферы начала века при полном забвении противоречий, болезненных явлений в этой же среде.

Нужно сказать, что в состав так называемого «серебра», то есть новизны века, нового состояния души, входил и новый взгляд на творчество как на культовый обрядовый акт, почти священнодействие, сотворение новой религии и постижение мира путем прозрения, интуитивным путем своеобразных импровизаций.

Исходная граница всего явления Серебряного века в поэзии, как суммы литературных течений и фигур совпадает с календарным рубежом века (или относится к 1892, 1894, 1895 гг). Вообще эта граница хронологически почти единая со временем возникновения символизма, с началом деятельности старших символистов (декадентов): Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, З.Н.Гиппиус. Наиболее полное развитие поэзия Серебряного века получила к 1910-м годам, когда наивысшего расцвета достигли и младшие символисты- А.А. Блок, Андрей Белый, В. Иванов и преодолевшие символисты- Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам.

В поэзии Серебряного века существовало несколько направлений и фигур. Одним из них был футуризм(от лат. -будущее) — авангардистское, т. е. Резко порывающее с реалистической традицией, течени, открыто провозглашающее ломку живого поэтического языка, культ «зауми», исключение «здравого смысла» и какой-либо мотивировки событий и характеров. Оно сформировалось в России в конце 1900-х-начале 1910-х гг. Большое влияние оказали «Манифесты итальянских футуристов» (1909г), приезд в Москву в 1914 году лидера итальянских футуристов Ф. Маринеты, живопись абстракционистов с ее хаотическими комбинациями плоскостей и линий.

Характерные черты русского футуризма:

· обращенность к будущему

· чувство грядущего переворота в жизни

· приветствие краха старой жизни

· отрицание старой культуры и провозглашение новой

· отрицание преемственности литературного потока

· прославление нового человечества

· урбанистические темы и приемы поэзии

· антиэстетизм

· эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни

· изобретение новых форм

· интерес к живописи, введение новой графики и звукописи

· речетворчество, создание «зауми»(За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного язык и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые.)

Русский футуризм был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Но нельзя не отметить то,что стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка (возникали новые корнесловия, сочетания, соединения слов;новые суффиксы, новые обороты речи, был преобразован синтаксис).

В этом ракурсе нельзя не отметить творчество Игоря Северянина(1887-1947) (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев).И. Северянин относился к такой форме футуризма, как эгофутуризм, т.е поэт считал, что нет больше футуристов кроме него. В 1913 году выходит сборник «Громокипящий кубок», затем- «Златолира», «Ананасы в шампанском». Сущность творчества поэта часто сводится к словотворчетству такого типа: «популярить изыски», «повсеградно оэкранен», «повсесердно утвержден», «оскандаленный герой» и т. д.

И. Северянина знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки. Северянин создал множество изысканных поэтических форм. Есть точка зрения, что его поэзия весьма проста и даже примитивна. Но это только поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония. Он воспевает мир и сам иронизирует над тем, что воспевает. Но это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет так называемый северянинский примитив.

Еще одним ярким представителем футуризма является Велимир Хлебников(1885-1922) (настоящее имя Виктор Владимирович). Он считается основоположником зауми. Также он является создателем многих филологических парадоксов. Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (неологизмы), намеренном нарушении синтаксических норм, актовном использовании таких тропов как олицетворение, плеоназм. В словотворчестве Хлебникова выделяют два гипотетических языка: славянский и «звездный», близкий к зауми. «Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней не славянского происхождения (за исключением имен), углублением в этимологию, экспериментами с составлением слов на основе русских корней(как в стихотворении «Заклятие смехом»). Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что все во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство.

В завершении необходимо сказать,что футуризм, как и другие литературные течения Серебряного века, оказал большое влияние на русскую культуру, внес свой неоспоримый вклад в развитие культуры и общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: