Фотокопию выполненного в тетради задания отправить




Фотокопию выполненного в тетради задания отправить

на электронную почту tilyuhina68@mail.ru
или страницу ВКонтакте https://vk.com/ilyuhina_t_v

 

Дата 10 июня 2021 г.
№ занятия по расписанию  
Группа 1 вг
Учебная дисциплина Литература
№ занятия по плану  
Тема Проза И. А.Бунина. “Вечные” темы в рассказах Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина
Домашнее задание. Форма выполнения. Источник информации 1. Просмотр 1) сценария урока МЭШ И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" (урок 2) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/423991?menuReferrer=catalogue 2) видеоурока И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/i-a-bunin/i-a-bunin-gospodin-iz-san-frantsisko 2. Читать рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». 3. Учить материал учебника с. 66-68 (Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 / [О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлёва. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016). 4. Учить теоретический материал для самостоятельного изучения. 5. Письменно. Составить конспект (основные выводы) по теме занятия.
Срок предоставления выполненного задания 16 июня 2021 г.

 

Здравствуйте, ребята.

Ø Проверьте свою готовность к занятию (наличие тетради, ручки).

Ø Не забывайте следить за правильностью посадки за компьютером.

Ø Делайте перерыв каждые 30 минут.

Ø Я желаю вам сегодня учебных успехов!

Ø Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

 

10.06

Домашняя работа

Проза И. А.Бунина. «Вечные» темы в рассказах Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина

Цель занятия: творческое осмысление прозаических произведений И.А.Бунина, понимание индивидуальности писателя.

Задачи:

– ознакомить учащихся с прозой И. А. Бунина, её тематикой и проблематикой;

– проанализировать содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско», определить тему, основную мысль, проблемы, поднятые автором;

– выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков.

Сегодня на занятии:

мы узнаем: об особенностях тематики и проблематики прозы А.И.Бунина;

мы научимся: интерпретировать рассказы И.А.Бунина;

мы сможем: выявить особенности стиля Бунина.

 

Перечень рассматриваемых вопросов по теме:

1. Проза И. А.Бунина.

2. «Живопись словом» – характерная особенность стиля И.А.Бунина.

3. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).

4. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А.Бунина.

5. Русский национальный характер в изображении Бунина.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем традиций чеховского реализма. Но реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важно душевное состояние героев, однако, по его мнению, высшим судьей человека является память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Произведения Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В них необычайно сильно исповедальное начало.

Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

В творчестве дооктябрьского периода прослеживаются два идейно-тематических центра: деревенская проза и лирико-философская (в которой поднимаются вечные ценности: красота, любовь, природа). В этот период были созданы: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Братья», «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание».

Короткие рассказы Бунина – целый мир чувств, мыслей, ощущений. Счастье и трагедия любви (разлука), связь человека с миром природы, вера и память о прошлом, красота и смерть – вечные темы, получившие столь личностное и просветленное выражение в бунинской прозе.

Герои Бунина разобщены, не слышат друг друга, в их жизни главную роль играют поступки, часто роковые.

Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) заслуженно считается вершиной творчества писателя. О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

Вопрос вызывает определенные трудности, потому что в «Антоновских яблоках» нет сюжета, сюжетную канву составляет «поток сознания повествователя», состоящий из цепочки воспоминаний, ощущений, переживаний. Это рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление.

Композиция рассказа состоит из четырех частей. Содержанием глав является повествование о тех или иных «осенних» событиях русской стародворянской жизни. Каждая глава прочно «привязана» к определенному месяцу: августу (1), сентябрю (2), октябрю (3), ноябрю (4).

Прекрасный и поэтический мир старинных дворянских гнезд читатель видит глазами безымянного повествователя. Он хорошо знает и нежно любит этот еще дышащий жизнью, но уже обреченный на умирание мир, он хочет запомнить все то, что достойно памяти: светлое, доброе, самобытное, исконно русское.

Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне, давая великолепные пейзажные зарисовки. Недаром А.Блок говорил: «Так знать и любить природу как Бунин – мало кто умеет».

Писатель описывает уклад дворянской жизни на примере усадьбы своей тетки. Следует описание интерьера усадьбы, насыщенное деталями – «синие и лиловые стекла в окнах», «старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких, витых золотых рамках». «Угасающий дух помещиков» поддерживает только охота. Автор вспоминает «обряд» охоты в доме своего шурина Арсения Семеновича. Особенно приятный отдых, «когда случалось проспать охоту» – тишина в доме, чтение старых книг в «толстых кожаных переплетах», воспоминания о девушках в дворянских усадьбах («аристократически красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза»). «Живопись словом» – характерная особенность стиля И.А.Бунина.

Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется тому, насколько быстро происходит этот процесс: «Эти дни были недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».

Уходит из жизни целый мир, мир удивительный, разумный, целесообразный, мир, пропитанный прекрасным ароматом «антоновских яблок», мир, в котором было так «холодно, росисто и… так хорошо жить».

«Антоновские яблоки» рассказ о навсегда утраченном.

Тема расставания с близкой Бунину с детства Россией раскрывается в произведениях «Деревня» и «Суходол».

В повести «Деревня» (1910) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни.

В повести писатель показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти себе точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие взаимоотношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

Писатель искренне считает, что только в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Так, в повести «Суходол» (1911) раскрывается проблема человеческих взаимоотношений с окружающим миром. В произведении поднимается тема обреченности дворянского усадебного мира, это летопись трагического умирания русского дворянства. В центре повествования – жизнь обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. И на любви, и на ненависти героев «Суходола» лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. В произведении нелепости человеческих взаимоотношений противопоставлена красота Суходола, его широкие степные просторы с их запахами, красками и звуками.

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1916 году, во время Первой мировой войны. В дни социальных и экономических потрясений общество поневоле начинает задумываться о «вечном»: жизни и смерти, индивидуальной судьбе и судьбах всего человечества. Бунин не стал исключением: в своем небольшом по объему, но максимально насыщенном по философскому содержанию рассказе писатель размышляет над проблемами общечеловеческими.

В эмиграции талант Бунина заиграл новыми гранями. В 20-е годы были опубликованы сборники рассказов «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Тень птицы», «Божье древо» и др. Самым крупным произведением, созданным в эмиграции, стал роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933), удостоенный в 1933 году Нобелевской премии.

Одной из главных тем творчества Бунина всегда была любовь. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым.

Самым совершенным своим творением И.А. Бунин считал сборник «Темные аллеи» (1943). Большинство рассказов, содержащихся в этой книге, написаны в годы Второй мировой войны, когда особенно остра потребность в любви, чувстве, одухотворяющем жизнь, в противовес несущей смерть войне.

Любовь для Бунина – краткий миг наивысшего счастья и блаженства, за которым следует будничная жизнь, еще более невыносимая оттого, что герою удалось познать истинное счастье. Рассказы из цикла «Темные аллеи», как правило, строятся по повторяющейся схеме – встреча, быстрое сближение героев, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание. Нередко автор даже не упоминает имен главных героев, чтобы целиком сосредоточиться на их чувствах. Основное внимание автора уделяется переживаниям героев уже после того, как они испытали наивысшее счастье любви, после того как расстались по той или иной причине со своими любимыми, а само описание свидания или периода счастливой любви занимает не более страницы.

Творчество Бунина – крупнейшее явление в русской культуре XX века. Его «универсализм», «синтез поэзии и прозы», новаторские формы психоанализа, переосмысление «вечных» тем и традиционных форм поэтики делают этого автора одним из ярких и оригинальных писателей XX столетия.

Произведения Ивана Бунина отличаются необыкновенной поэтичностью. Своеобразная художественная манера Бунина заставляет считать его поэтом в прозе и прозаиком в стихах. Одно из наиболее поэтичных прозаических произведений писателя – «Антоновские яблоки». В этом рассказе Бунин создает художественный образ исчезающих «дворянских гнезд».

Такие произведения как «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол» позволяют говорить не только об особой бунинской художественной манере. Проблематика этих и многих других творений Ивана Бунина заставляет считать его писателем, который глубже других обозначил рубеж между дореволюционной жизнью и надвигающейся социальной катастрофой.

 

Путешествия по Европе и Востоку, знакомство с колониальными странами, начавшаяся Первая мировая война обострили писательское неприятие антигуманности буржуазного мира и ощущение общей катастрофичности действительности.

Предчувствие приближающейся катастрофы мы ощущаем и в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

История создания. И.А. Бунин рассказывал о зарождении замысла рассказа «Господин из Сан-Франциско»: «Летом пятнадцатого года, проходя однажды по Кузнецкому мосту в Москве, я увидел в витрине книжного магазина Готье издание на русском языке повести Томаса Манна «Смерть в Венеции», но не зашел в магазин, не купил ее, а в начале сентября 1915 года, живя в имении моей двоюродной сестры, в селе Васильевском, Елецкого уезда, Орловской губернии, почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри в гостиницу «Квисисана», где мы жили в тот год, и тотчас решил написать «Смерть на Капри», что и сделал в четыре дня, не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней в тишине в усадьбе и в доме...»

В процессе работы над произведением автор отказался от названия, которое содержало слово «смерть». И. А. Бунин вспоминал: «Заглавие «Смерть на Капри» я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: «Господин из Сан-Франциско...» И Сан-Франциско и все прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в «Квисисане») я выдумал».

По свидетельству жены писателя В. Н. Муромцевой-Буниной, одним из поводов к написанию рассказа «Господин из Сан-Франциско» послужил случай, происшедший в апреле 1909 г., на пароходе, по дороге из Италии в Одессу. У Бунина с одним из попутчиков «завязался спор о социальной несправедливости», и он так ответил оппоненту: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля, работают и т. д. Справедливо ли это? А главное, сидящие наверху и за людей не считают тех, кто на них работает...». «Я считаю, – утверждает В. Н. Муромцева-Бунина, – что здесь зародился «Господин из Сан-Франциско».

«Господин из Сан-Франциско» появилась в печати в 1915 году. В качестве эпиграфа автор взял строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» В более поздних переизданиях эпиграф был снят. У Ивана Бунина есть такое авторское признание: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» – Эти страшные слова из Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан- Франциско», за несколько месяцев до войны».

Ощущение катастрофы, обозначенное в первом варианте заглавия и эпиграфе, пронизывает все содержание «Господина из Сан-Франциско».

Тема. В рассказе Бунин затрагивает тему смысла жизни человека, сущности бытия, цены денег и человеческого счастья.

Рассказ повествует о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, который устроил для себя и своей семьи долгое и наполненное удовольствиями путешествие в Южную Европу.

Описание «Атлантиды» заставляет задуматься о строении всей мировой цивилизации, в которой одержал верх механический принцип и которая все более тяжело противостоит природной стихии, не желающей принимать такую цивилизацию.

На обратном пути должны были последовать Ближний Восток и Япония, но планы нарушила смерть. Рассказ о жизненном крахе «господина жизни» перетекает в лирическое размышление о связи человека и мира, о величии вселенной, о тайне бытия. «Господин из Сан-Франциско» — повесть о сложном и драматическом взаимовлиянии социального и природного в жизни человека, о том, что человек бывает слеп тогда, когда считает себя властелином мира, о неизведанной красоте мироздания.

Бунин в «Господине из Сан-Франциско» говорит о том, что строгая регламентация жизни может быть нарушена стихийными явлениями природы. Неведомая господину стихийность не признает ни графиков, ни заранее построенных планов. И речь идет не только о мире природы. Социальные диспропорции также оказываются в поле зрения автора.

Композиция. В экспозиции повести подробно описывается, почему и с какой целью господин отправляется странствовать. Для путешествия был избран «громадный отель со всеми удобствами» — знаменитый пароход «Атлантида». Миллионер распланировал детально свое путешествие, вплоть до того, где и в какое время он будет наслаждаться солнечными лучами.

Повествование рассказа делится на две части: как господин плывет на корабле к побережью Италии, и путешествие этого же господина обратно, на том же корабле, только уже в гробу. Смерть как бы рассекает повествование на две части. Этим определяется своеобразие композиции.

В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги, у него все самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и все прочие прелести жизни. Денег у господина столько, что он задумал путешествие на два года, вместе со своей семьей, женой и дочкой, которые тоже ни в чем себе не отказывают.

Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, все резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешевый и незаметный. Даже нет приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в обычный ящик, являющийся тарой для каких-то продуктов. На корабле, где господин блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в темном трюме.

Сюжет. Господин из Сан-Франциско, который в рассказе ни разу не назван по имени (так как, по словам повествователя, имени его не запомнил никто ни в Неаполе, ни на Капри), направляется с женой и дочерью в Старый Свет на целых два года с тем, чтобы развлекаться и путешествовать. Он много работал и теперь достаточно богат, чтобы позволить себе такой отдых.

В конце ноября знаменитая «Атлантида», похожая на огромный отель со всеми удобствами, отправляется в плавание. Жизнь на пароходе идёт размеренно: рано встают, пьют кофе, какао, шоколад, принимают ванны, делают гимнастику, гуляют по палубам для возбуждения аппетита; затем — идут к первому завтраку; после завтрака читают газеты и спокойно ждут второго завтрака; следующие два часа посвящаются отдыху — все палубы заставлены длинными камышовыми креслами, на которых, укрытые пледами, лежат путешественники, глядя в облачное небо; затем — чай с печеньем, а вечером — то, что составляет главнейшую цель всего этого существования, — обед.

Прекрасный оркестр изысканно и неустанно играет в огромной зале, за стенами которой с гулом ходят волны страшного океана, но о нём не думают декольтированные дамы и мужчины во фраках и смокингах. После обеда в бальной зале начинаются танцы, мужчины в баре курят сигары, пьют ликёры, и им прислуживают негры в красных камзолах.

Внизу, напротив, урчали исполинские топки, по трубам курсировал пар. Там царил механизированный ад, надежно укрытый под палубой и не отвлекающий внимание пассажиров. Притягивала внимание и пара, специально нанятая судовладельческой компанией для того, чтобы имитировать идеальную любовь.

Наконец пароход приходит в Неаполь, семья господина из Сан-Франциско останавливается в дорогом отеле, и здесь их жизнь тоже течёт по заведённому порядку: рано утром — завтрак, после — посещение музеев и соборов, второй завтрак, чай, потом — приготовление к обеду и вечером — обильный обед. Однако декабрь в Неаполе выдался в этом году ненастный: ветер, дождь, на улицах грязь. И семья господина из Сан-Франциско решает отправиться на остров Капри, где, как все их уверяют, тепло, солнечно и цветут лимоны.

Маленький пароходик, переваливаясь на волнах с боку на бок, перевозит господина из Сан-Франциско с семьёй, тяжко страдающих от морской болезни, на Капри. Фуникулёр доставляет их в маленький каменный городок на вершине горы, они располагаются в отеле, где все их радушно встречают, и готовятся к обеду, уже вполне оправившись от морской болезни. Одевшись раньше жены и дочери, господин из Сан-Франциско направляется в уютную, тихую читальню отеля, раскрывает газету — и вдруг строчки вспыхивают перед его глазами, пенсне слетает с носа, и тело его, извиваясь, сползает на пол. Присутствовавший при этом другой постоялец отеля с криком вбегает в столовую, все вскакивают с мест, хозяин пытается успокоить гостей, но вечер уже непоправимо испорчен.

Господина из Сан-Франциско переносят в самый маленький и плохой номер; жена, дочь, прислуга стоят и глядят на него, и вот то, чего они ждали и боялись, совершилось, — он умирает. Жена господина из Сан-Франциско просит хозяина разрешить перенести тело в их апартаменты, но хозяин отказывает: он слишком ценит эти номера, а туристы начали бы их избегать, так как о случившемся тут же стало бы известно всему Капри. Гроба здесь тоже нельзя достать — хозяин может предложить длинный ящик из-под бутылок с содовой водой.

На рассвете извозчик везёт тело господина из Сан-Франциско на пристань, пароходик перевозит его через Неаполитанский залив, и та же «Атлантида», на которой он с почётом прибыл в Старый Свет, теперь везёт его, мёртвого, в просмолённом гробу, скрытого от живых глубоко внизу, в чёрном трюме. А под гробом — океанская бездна, способная в любой момент поглотить корабль.

Между тем на палубах продолжается та же жизнь, что и прежде, так же все завтракают и обедают, и всё так же страшен волнующийся за стёклами иллюминаторов океан. Люди, которые путешествуют на корабле, пытаются не думать о том, «что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу...»

Жанр. Философский рассказ-притча. Этот рассказ наполнен глубоким философским содержанием, и отличается от остальных бунинских произведений. В сюжетном плане – это поучительная притча, дающая урок читателю.

Образ героя.

Господин из Сан-Франциско – безымянный миллионер пятидесяти восьми лет, «сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый». «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова. Всю свою жизнь этот пожилой господин усердно наращивал капитал, и теперь решил, что пора доставить себе удовольствие от путешествия по Южной Италии. Он вместе с женой и дочерью пересекает океан на роскошном круизном лайнере с говорящим названием «Атлантида», который отправился из Сан-Франциско. Американский город Сан-Франциско был назван в честь христианского святого Франциска Ассизского, который проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Образ жизни и миропонимание героя рассказа И. А. Бунина противоположны учению святого Франциска: он посвятил жизнь безудержному накоплению богатств. Он трудился «не покладая рук». Что это был за «труд», отлично знали китайцы, «которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами». Ему казалось, замечает И.А.Бунин, что он «только что приступил к жизни».

В планах финансового магната — посещение Ниццы, Монте-Карло, Флоренции и Парижа. Он мечтал сыграть в казино, предаться парусным и автомобильным гонкам, увидеть легендарную корриду в Севилье, заглянуть в Афины и Константинополь, а на обратном пути удостоить визитом Японию.

Писатель умело подбирает детали (эпизод с запонкой) и пользуется приемом контраста, чтобы противопоставить внешнюю респектабельность господина из Сан-Франциско его внутренней пустоте и убожеству. Он подчеркивает мертвенность героя, сравнивает его голову со «старой слоновой костью». Роскошь он принимает как данность. Удивить господина ничем невозможно, он пресыщен в жизни всем. Жизнь его бесцельна и пуста, он не несет никакой пользы, только пользуется благами, созданными представителями другого, низшего класса. Он не испытывал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья, жизнь прошла в поклонении золотому тельцу.

Господин, проживающий в Сан-Франциско, был щедр с прислугой и надеялся на ее заботливость. Он, как и все прочие, полагал, что это для него гремит музыка, именно его приветствует командир, лишь он один нужен мальчишкам, рекламирующим различные услуги. На лайнере господин положил глаз на знаменитую европейскую красавицу, одетую и накрашенную по парижской моде.

Однако практически сразу все идет не так, как планировал господин. Неподвластная ему природа лишает миллионера возможности наслаждаться солнечными лучами. Этот факт раздражает его.

Господин решает скорректировать свои планы и отправиться из Неаполя на Капри. В тихой гостиничной читальне отеля «люкс» на вершине горы господина из Сан-Франциско настигает смерть.

Отношение к нему радикально меняется. Тело богача переносят в отвратительный дешевый номер. Вместо гроба его укладывают в деревянный ящик, в котором некогда хранились бутылки содовой. На рассвете тело вывозят из гостиницы и доставляют в порт.

Смерть господина меняет отношение окружающих к его жене и дочери — прежнего почтения уже нет.

В конце рассказа господин едет домой, в Штаты, но проделывает этот путь иначе. Он находится в просмоленном гробу, среди грохочущих механизмов, в черноте трюма. От почета, с которым его доставили в Старый Свет, не осталось и следа. Когда он умирает, никто о нем и не вспоминает, он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе, и своей семье.

Господин и члены его семьи на протяжении всего повествования так и остаются безымянными.

Идея. Бунин в «Господине из Сан-Франциско» говорит о том, что строгая регламентация жизни может быть нарушена стихийными явлениями природы. Неведомая господину стихийность не признает ни графиков, ни заранее построенных планов. И речь идет не только о мире природы.

Социальные диспропорции также оказываются в поле зрения автора. Описание «Атлантиды» заставляет задуматься о строении всей мировой цивилизации, в которой одержал верх механический принцип и которой все труднее противостоять природной стихии, не желающей принимать такую цивилизацию.

Писатель символически отобразил свои прогнозы на судьбу современной ему буржуазной цивилизации, отверг призрачные, мнимые буржуазные ценности и утвердил ценности истинные, неотделимые от живой жизни, от природы, от естественности гармонии с человеком.

Содержание рассказа заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превращении в бездуховное меркантильное существо, поклоняющееся лишь одному идолу – деньгам – и отрекшемуся от всего духовного.

Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.

На корабле танцующая пара, изображающая искреннее счастье – тоже фальшивка. Это актеры, которых купили, чтобы они сыграли любовь. Нет ничего настоящего, все искусственное и напускное, все купленное. И сами люди фальшивы и лицемерны, они безлики,

Несправедливость классового общества, где низшая часть населения прозябает в нищете, а сливки высшего общества бессмысленно прожигают жизнь, все это, в конце концов, ведет к единому финалу, а перед лицом смерти равны все: и бедные, и богатые; от нее нельзя откупиться никакими деньгами.

Художественное своеобразие рассказа. Туристы заняты едой, питьем коньяков и ликеров и плаванием «в волнах пряного дыма». И.А.Бунин использует контраст, сопоставляя их беспечное, беззаботно-праздничное прожигание жизни с адски напряженным трудом вахтенных и рабочих. Все это происходит на огромном океанском пароходе «Атлантида». Создавая эту своеобразную модель буржуазного общества, Бунин оперирует рядом великолепных символов: уподобляет подводную «утробу» судна «девятому кругу ада»; говорит о «раскаленных зевах» исполинских топок, заставляет появиться капитана, «рыжего человека чудовищной величины», похожего «на огромного идола», а затем — Дьявола на скалах Гибралтара. Богатейшая символика, ритм повторов, система намеков, кольцевая композиция, сгущение тропов, сложнейший синтаксис с многочисленными периодами — все говорит о возможности, приближении, наконец, неминуемой гибели героя.

Со смертью миллионера возникает новая точка отсчета времени и событий. Резко меняется отношение к умершему и его жене. Мгновенно хозяин отеля и коридорный Луиджи становятся равнодушно-черствыми. После смерти господина из Сан-Франциско мир словно почувствовал облегчение — уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, «на острове снова водворились мир и покой», на улицы высыпал простой люд, на городском рынке появился красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам Италии и как бы символизирует ее красоты; с горных высот спускаются абруццские горцы...

Рассказ Бунина не вызывает чувства безнадежности. В противовес миру безобразного, чуждого красоте писатель представляет мир прекрасного. Авторский идеал воплощен в образах жизнерадостных абруццских горцев, в красоте горы Монте-Соляро, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско. Надо жить сегодня, не откладывая счастье на завтра...

 

ü Основные выводы

В прозе Бунина дооктябрьского периода прослеживаются два идейно-тематических центра: деревенская проза и лирико-философская, в которой поднимаются вечные темы: счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом.

«Живопись словом» – характерная особенность стиля И.А.Бунина.

В философском рассказе-притче «Господин из Сан-Франциско» Бунин затрагивает тему смысла жизни человека, сущности бытия, цены денег и человеческого счастья.

Идея рассказа – осуждение бездуховности существования.

Содержание рассказа заставляет задуматься о проблемах общества, о его деградации, превращении в бездуховное меркантильное существо, поклоняющееся лишь одному идолу – деньгам – и отрекшемуся от всего духовного.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: