к истории православного самиздата: монахиня Валерия Макеева




В.Е. Колупаев

Исследователь центра «RussiaCristiana», Сериате, Италия

 

к истории православного самиздата: монахиня Валерия Макеева

 

В современной исторической науке все большее внимание уделяется изучению периода церковной жизни в условиях советского прошлого, это героическое время, пережитое и побежденное благодаря крепости веры наших соотечественников, важно переосмыслить для того, чтобы понять место предназначенное каждой человеческой личности. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Послание к Галатам ап. Павла, гл. 5, ст. 1), - думаю, что нет необходимости объяснять, что именно стремление к этой свободе, к которой мы призваны самим фактом нашей христанской веры, руководствовались новомученики и исповедники, пережившие коммунистические гонения.

Итак, настояший материал посвящен такому фактору отечественной истории, как история церкового подполья в СССР, где среди многих персоналий имеется личность монахини Валерии Макеевой, связанной с православным самиздатом. В книге своих воспоминаний она излагает страницы собственной жизни, среди которых имеются свидетельства по истории церковной жизни в Одессе, в Молдавии и Подмосковье.

Помимо базовых документальных фондов государств СНГ и Балтии, а также других стран бывших в зоне советского влияния, есть еще огоромное пространсто зарубежья, где также имеются ценные малоизвестные и недостаточно включенные в оборот научного освоения материалы по нашей теме. Один из таких центров, это итальянская исследовательская организация, занимающаяся изучением религиозной, социальной и культурной истории на пространстве бывшего СССР «RussiaCristiana» («Христианская Россия»), в городе Сериате (viaTasca 36, 24068 Seriate, BG).Центр основан в 1957 г. римско-католическим священником Романо Скальфи (RomanoScalfi), род. 1923 г., лауреатом социологии римского Папского Григорианском университета (Università Gregoriana), центр имеет библиотеку, архив, иконописную школу “ScuoladiSeriate” и домовый храм Преображения византийско-славянского обряда с хором “ArsVuova”, выпускает журнал “LaNuovaEuropa”, имеет издательство “LaCasadiMatriona”.

Фонды «Христианской России»включают документальные источники по истории Церкви и церковного сопротивления и подполья. В написании настоящего материалы мы опирались на архивные документы, обнаруженные в коллекции «Самиздат» (“SamizdatRusso”), собранные в Сериате.

Термин «самиздат», как мы знаем, обозначает способ неофициального и потому неподцензурного распространения зафиксированной информации, печатного и рукописного слова, литературных призведений, а также религиозных и публицистических текстов, действовавший в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов. Это, как правило машинописные, фотографические или рукописные носители, а также созданные при помощи электронно-вычислительных маших и других копировальных средств.

Итак, Макеева Валерия Зороастровна, родилась в Новочеркасске, приняла монашеский постриг в Одесском Свято-Михайловском монастыре, была свидетем советской антирелегиозной политики. Монастырь, основанный в 1835 г. был закрыт «как контрреволюционная» обитель в 1923 г., в 1931 г. здесь были взорваны Архангело-Михайловский собор и колокольня.Но вера не погибла в сердцах людей. Она лишь спряталась, ушла в тайники души. Вслед за разрушительны действием коммунистов, сестра Валерия, имела возможность видеть краткий момент религиозного возрождения с сентября 1941 г., когдав результате работы Румынской церковной миссии в период Второй мировой войны под руководством архимандрита Юлия (Скрибана) и митрополита Виссариона (Пую) (1879 — 1964), направленной в губернаторство «Транснистрия», здесь открывались храмы и монастыри, так с 1 марта 1941 г. при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов, с января 1943 г. в Одессе действовала православная Духовная семинария, 27 апреля 1942 г. был составлен акт передачи помещений монастыря сестрам обители, 3 сентября 1944 г. настоятельницу монахиню Анатолию возвели в игуменский сан. «В обители тогда проживало более 70 сестер. Сестры трудились, не покладая рук, в монастырской больнице, мельнице, огороде, на скотном дворе, за выпечкой просфор, в мастерских, в церкви» (https://www.pravoslav.odessa.net/monastir2.html).

Далее, после освобождения Транснистрии в августе 1944 г. атеизм вернулся. Окончательно монастырь был закрыт в 1961 г., но насилия начались раньше, в это время сестра Валерия переехала в Молдавию, где жила некотрое время в Богородице-Рождественском Речульском монастыре, например, по состоянию на 1954 г., здесь было 240 насельниц. «Монастыри Молдавской СССР кроме того, что платили высокие налоги в государственную казну, еще содержали себя и многих паломников, посещавших обители. Все это давалось монашествующим очень непростым трудом» (Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963) // https://www.bogoslov.ru/text/1769530.html).Об этом времени Макеева пишет: «В 46-м году я побывала недолго в монастырях Молдавии. И мне пришлось узнать о тяжелой жизни молдавских колхозников, почти нищих, отягощенных тяжелыми налогами, а также облагаемых насильственно заемом денег государству. В Речульском районе я была случайно свидетельницей похорон крестьянина Симеона по фамилии Лавид. Это был вдовец с тремя детьми, полуголодный. Председатель сельсовета, требуя от него подписки на заем, направил на него для устрашения пистолет. Дети отчаянно закричали, а сам Симеон, до предела измученный, мгновенно лишился рассудка: быстро скинув с себя одежду, выбил окно вместе с рамой и босяком помчался в поле, по уже выпавшему снегу[...] Не скоро отыскали местные крестьяне бедного Симеона. А когда, наконец, нашли, их взорам предстало скорбное зрелище: Симеон лежал скорчившись, насмерть замерзший. Умирая, он царапал когтями мерзлую землю, которая набилась ему под ногти[...] Хоронить несчастного собрались многие жители окрестных мест. Вой, плач и причитания потрясали округу. Невероятный гнев и возмущения овладели людьми. Я шла рядом с людьми, плакала и в душе дала клятву: посвятить всю свою жизнь борьбе с красными палачами. Но, увы, в то время не было организаций такого рода, а хотелось бы, чтобы были, наподобие таких, какие имелись в войну в разных странах, для борьбы с фашистами[...] После смерти Сталина, я жила в монастыре житомирской епархии. В то время на Украине было много монастырей, со всех сторон страны поступали в них молодые девушки, пока, в начале 60-х, не начались массовые хрущевские гонения, сопровождавшиеся закрытием монастырей. Но еще до официальных закрытий и разгонов, власти начали внедрение в церковные и монастырские круги совсем неверующих "своих" людей с целью глубокого морального разложения внутри церковного мира. Так была спровоцирована целая серия отречений ряда священников от религии. Эти провокации прокатились по всей стране...» (Валерия (Макеева), монахиня. Записки инокини. М.: Родное Пепелище, 2008. С. 27.). В другом месте, в своей книге «Записки инокини», опубликованной в 2008 г., сестра Валерия пишет: «Ненависть к Сталину была у меня постоянной, слухи об арестах, насильственных заемах, тотальном ограблении крестьян в колхозах наполняли всю страну» (Там же. С.18.).

Макеева многократно преследовалась за подпольное изготовление православных молитвенников, других книг и предметов религиозного культа, которые делал на своей даче в Подмосковье в 1960-70-е годы, она была многолетней узницей тюрем и спецпсихбольниц. Имеющиееся в нашем распоряжении следующие документы, относятся как раз к этому периоду жизни монахини Валерии.

Это: 1) «Заявление Генеральному секретарю Всемирной психиатрической ассоциации», написанное в Москве 24.02.1979 Виктором Николаевичем Чеверёвым (Ф. SR. Оп. 10. Д. 328. Л. 1-4.), который приходился двоюродным братом монахине Валерии, 2) «Информационный бюллетень» № 16 Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях, от 30.4.1979 (Ф. SR. Оп. 10. Д. 343. Л. 2+23.), 3)Обращение «К женским и общественным организациям мира» в защиту женщин узниц совести в СССР, подписанное членами международного Клуба «Мария» (Ф. SR. Оп. 11. Д. 370. Л. 1-3.),4) “ComitatocristianodidifesadiMakeeva” («Христианский комитет защиты Макеевой») (Архив Самиздата, № 3581, 24.4.1979. Л. 2.), 5) церно/белое фото (FotoRC, М 9.).

«Преследования, аресты, психиатрические экспертизы (диагноз «душевнобольная» много раз выручал ее от гибели в лагерях), психушки в разных городах, вплоть до самой страшной - «казанской тюремной». И самое главное: служение Православному слову. Знакомясь с жизнью духовного человека, особенно если земная жизнь его подходит к своему завершению, наверное, можно увидеть то самое главное, самое яркое служение, к которому и готовил его Господь», - так отзывается о монахине современный автор (См.: Жеголев А. «Хрущевский ящик» // Благовест: Православная газета. Самара. 12.7.2006.).

Думается, что служение монахини Валерии (Макеевой) помогло многим верующим людям, по всей стране, выстоять в вере, память о ней достойна быть сохраняемой ныне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: