Маше 15 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Марии появилось спонтанно, после достижения 13 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет. Маша жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".
В прошлом году у Марии была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Маши подозревает, что она прогуливает уроки и курит.
Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.
Причины, факторы формирования
1. Специфические подростковые реакции;
2. Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
3. Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;
|
4. Акцентуированные черты характера;
5. Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;
6. Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.
Прогноз развития
При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.
При отсутствии же психологической помощи семье и ребенку поведение может лишь ухудшиться. Социальные контакты будут до конца оборваны, у ребенка не будет желания включаться в жизнь коллектива или семьи. Отношения с семьей станут только хуже, ребенок станет агрессивным, закрытым, возможно повторятся попытки суицида.
Способы коррекции
Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.
1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.
3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.
|
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.
Очень сложно и неоднозначно в обществе отношение к смертной казни. Конечно, это самая сильная социальная санкция. Многие верят, что она эффективно останавливает потенциальных убийц. Существует много мнений по этому вопросу. Считается, что тот, кто отнял жизнь у другого человека, должен поплатиться тем же самым. Имеется и другая точка зрения: общество не имеет морального права предавать своих граждан смертной казни за любое преступление хотя бы потому, что нередко случаются судебные ошибки и в убийстве обвиняются невиновные люди. Вторая точка зрения является господствующей среди российских законодателей. Какова Ваша точка зрения по этому вопросу? Существует ли, по Вашему мнению, необходимость в ужесточении законодательства РФ отношении смертной казни?
|
Может быть, мое мнение покажется слишком радикальным, однако я выступаю за в данном вопросе. К примеру, США - демократическая страна, однако там в большинстве штатов существует смертная казнь - по 5 видов на выбор (если жестоко сжечь на электрическом стуле, то можно выбрать, например, введение смертельной дозы инъекций или отравляющий газ). Насильники и маньяки по определению не имеют право на жизнь.
Применять смертную казнь в том случае, когда исправление человека другими методами уже бесполезно, т.е. человек становится хищным животным.
Существуют люди, которых невозможно исправить, при этом применение к ним смертной казни есть вынужденная мера. Еще один аргумент в том, что на содержание преступника требуются немалые средства бюджета, а в данное время в нашей стране слишком остро стоит вопрос сирот, так что эти средства можно потратить намного с большей пользой.
Большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Однако социогенетики придерживаются противоположного мнения. Какова Ваша точка зрения? Какие факторы социализации являются наиболее значимыми при формировании девиантной личности?
Исследования психогеномики наиболее наглядно показывают генетическую детерминацию таких явлений, как суицид, депрессия, материнское чувство. Но можно еще раз подчеркнуть, что в поведении человека все имеет генетическую детерминацию, в том числе мировоззренческие установки, интересы и увлечения, занятия спортом, тяга к чтению, отношение к браку и разводу, чувство удовлетворенности жизнью и другие качества. Разница только в степени влияния внешней среды и возможностей этого влияния. Основная причина увеличения частоты психопатологий в современном мире – прогрессирующее давление неестественных условий существования урбанизированной цивилизации. Именно эти условия и предъявляют все более жесткие требования к «прочности» генотипа, порождая патологии в его наиболее слабом звене.
По мнению Дюркгейма, индивид в обществе абсолютно несвободен, потому что подчинен коллективу, находится под социальным давлением. Согласно Веберу, в основе социальности лежит социальное действие, т.е. индивид является свободно преобразующей общество силой. Какая из этих точек зрения импонирует Вам больше? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Я считаю, что индивид - это лишь малая часть общества, винтик в огромном механизме. Поэтому я придерживаюсь мнения Дюркгейма. Конечно, человек имеет выбор, но ежедневно он живет в обществе, общается с людьми, слушает их мнения. Как бы человек не был самостоятелен, однако мнения окружающих накладывают отпечаток на его собственное мнение, его поступки. Ежедневно человек находится под социальным давлением, зависит от мнения своих близких, думает, если сделает ту или иную вещь, как на это отреагирует общество.
Список используемой литературы
1. Кукушкина Е.И. История социологии: учебник для вузов / Е.И. Кукушкина. – М.: Высшая школа, 2009. – 486 с.
2. Лапин Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н.И. Лапин. – 2-е изд., доп. – М.: Высшая школа, 2009. – 452 с.
3. Батурин В.К. Социология образования: учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. – М.: Юнити-Дана, 2011.-191 с.
4. Девятова С. В., Купцов В.И. Культура, образование, демократия.// Социально-гуманитарные знания.- 2005.- №1.