Источники и критика источников.




Описание и цель работы.

 

Цель этой работы описание кельтов Древней Британии времен Гая Юлия Цезаря (100 до н.э.-44 до н.э) и Публия Корнелия Тацита (55 н.э.-120 н.э) т.е. периода, предшествующего вхождению Британских островов в Римскую Империю в качестве провинции. Так как мы изучаем историю античности в рамках курса антропологии и этнологии, я сделаю уклон в рассмотрение традиций, повседневной жизни и культуры кельтов Британии. В качестве источников я буду использовать "Записки о Галльской войне" и "Жизнеописание Юлия Агриколы" авторства Гая Юлия Цезаря и Публия Корнелия Тацита соответственно, но буду сравнивать полученные оттуда сведения со справочными и научными изданиями по истории кельтов Британии.

Я собираюсь рассматривать оба источника отдельно друг от друга в хронологическом порядке, так как Цезарь и Тацит не были современниками, а затем сделать общие выводы.

 

Источники и критика источников.

 

В качестве источников я буду использовать сочинение римского полководца и государственного деятеля Гая Юлия Цезаря "Записки о Галльской войне" и работу историка и писателя Публия Корнелия Тацита "Жизнеописание Юлия Агриколы". Информацию, почерпанную из этих работ, я буду сопоставлять с данными современных исследований, так как тот факт, что работы Цезаря и Тацита единственные источники по истории того периода и того региона, не означает, что они полностью заслуживают доверия.

Не стоит забывать, что "Записки о Галльской войне" являются не исследованием, а чем-то вроде записной книжки, в которой Гай Юлий Цезарь описывал происходящие события. Этой работе свойственна документальная точность, однако с другой стороны ей, возможно, не хватает глубокой проработки и материала.

Работа Тацита "Агрикола" является биографией Гнея Юлия Агриколы, римского полководца, служившего в Британии. Известно, что сам Тацит в Британии не был, то есть вся информация получена им из вторых рук, к тому же, не стоит забывать, что Агрикола был родственником Тацита.

К сожалению, мы не располагаем кельтскими летописями. Все источники бриттского происхождения (например, списки королей) относятся к гораздо более поздним временам, когда Римская Империя уже находилась в упадке или вовсе исчезла с мировой политической арены.

Современные исследователи, изучая жизнь кельтов Британии, опираются также на данные археологии, сопоставляя с ними информацию из работ Цезаря и Тацита. Однако археологические датировки достаточно размыты, что усложняет работу. В качестве литературы я буду использовать книгу известного британского историка Джона Коллиса "Кельты: истоки, история, миф".

Восстанавливая быт жителей Древней Британии можно использовать метод сравнительной мифологии, который позволяет сделать вывод об обычаях, традициях и верованиях народов, населявших Британские Острова, но для этого необходимо ознакомиться с огромным количеством материалов и источников, написанных на английском языке, что не представляется возможным в рамках этого задания. Однако я воспользуюсь материалами из классического труда Дж.Фрэзера "Золотая ветвь", а также энциклопедией кельтской мифологии.

 

Британия в "Записках о Галльской войне".

 

Ознакомившись с источниками, можно сделать вывод, что римляне встретились с бриттами во время экспансии на север, в земли германцев и галлов. Галлы торговали с бриттами, а когда началась Галльская война, последние стали оказывать посильную помощь своим соседям. Цезарь, переправившись через море, которое римляне называли Океан, дал первое в истории описание бриттов. В частности, он отметил, что жители приморских территорий считали себя потомками белгов (жителей северной Галлии), а те, что жили во внутренней Британии, считали себя коренными жителями (5;12). Цезарь отметил в своей работе сходство бриттских дворов и галльских, а также густонаселенность побережья (5;12). Последнее можно объяснить активной торговлей бриттов южной Британии с галлами. Дальше полководец пишет, что на юге острова обитают земледельцы, в то время как дальше на север жители ведут более примитивный образ жизни: " Жители внутренней части Британии большей частью не засевают полей, а питаются молоком и мясом и одеваются в шкуры. А все британцы красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет " (5;14).

После столкновений с кельтами Британии, Цезарь вернулся на континент и позднее дал подробное описание кельтских обычаев и традиций в Галлии. Зная, что юг Британии населяли потомки галльских белгов, можно сделать вывод, что традиции в Галлии и на юге Британии (в частности, Кантии) были схожи. Очевидно, у галльских кельтов было много общего и с жителями внутренней Британии.

Согласно Цезарю в Галлии (и, соответственно, на юге Британии) существовало два типа свободных людей (" простой народ там держат на положении рабов " (6;13): друиды и всадники. Всадники у галлов " выступают в поход, когда это необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные или оборонительные войны " (6;15).

Друиды же, очевидно, являются наиболее привилегированным сословием. К их функциям, по Цезарю, относятся: участие в богослужениях, наблюдение за правильностью обрядов, разрешение богословских вопросов, обучение молодежи, разрешение споров и вынесение приговоров, назначение наказаний (6;13). Неподчинение друидам каралось, по сути, изгнанием. " Тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность " (6;13).

Все друиды подчинялись одному верховному друиду, после смерти которого проводились выборы (6;13). Интересно уточнение Цезаря, что сами галльские друиды считали свою науку родом из Британии, и они отправлялись на остров, " чтобы основательнее с нею познакомиться "(6;13). Друиды не участвовали в войнах (6;14), но свои внутренние споры часто решали при помощи оружия (6,13). Также они не платили налоги (подати), что делало статус друида желанным для многих галлов. Процесс обучения друида Цезарь описыл со слов местных жителей: например, будущие друиды учили наизусть стихи, но никогда не записывали их. (6;14) Из этого можно сделать вывод, что друиды выполняли также функции сказителей и хранителей устного творчества.

Цезарь также упомянул и человеческие жертвоприношения (6;16). " Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняются живыми людьми ". По всей видимости, этим чучелом является Плетеной Человек (The Wicker Man). Дж. Фрэзер связывал обычай сжигать людей, подозреваемых в колдовстве, с пережитками именно этого кельтского ритуала ("Золотая Ветвь, глава LXIV). По Цезарю, обычно в чучеле сжигали преступников и пленников, однако если таковых не могли отыскать, то сжигали и невинных людей (6;16). Впрочем, некоторые исследователи сомневаются в том, что кельты приносили человеческие жертвы.

Говоря о религии, Цезарь пишет, что наиболее почитаемое божество у галлов - Меркурий (6;17) (римляне, описывая религиозные воззрения других народов, давали местным божествам привычные для них имена): " Он [Меркурий] имеет больше всего изображений, его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях, думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам ". Видимо, речь идет о кельтском боге Тевтате (Teutates). Также Цезарь пишет, что кельты поклонялись Аполлону (" прогоняет болезни "), Марсу (" руководит войной "), Юпитеру (" имеет верховную власть над небожителями ") и Минерве (" учит начаткам ремесла и искусств ")(6,17). Им, по мнению исследователей, соответствуют, Белен (Belenus), Эзус (Hesus), Таранис (Taranis). Кого подразумевал под Минервой Цезарь, до сих пор точно неясно, но я на основе мифов кельтских галлов рискну предположить, что речь идет об Эпоне, главном женском божестве в пантеоне галлов.

Цезарь дал также некоторые детали повседневной жизни кельтских галлов. До достижения определенного возраста ребенок не имел права подходить к своему родителю при людях (6,18). Общество галлов было очевидно патриархальным, так как мужчины имели над женщинами и детьми " право жизни и смерти " (6;19). Когда умирал знатный кельт, то вместе с ним сжигали его вещи, а часто и рабов (6, 19). Также в общинах было строгое правило, касающееся доносов: человек был обязан донести властям, если ему казалось, что происходило нечто антиобщественного характера, но не имел права сам распространять слухи (6,20). Государственные дела галлы обсуждали на государственных собраниях. Не совсем ясно, кто в них участвовал, но, по всей видимости, участниками были всадники и друиды, то есть свободные люди.

 

 

Британия глазами Тацита.

 

Тацит описал Британию более поздних времен, когда остров практически стал Римской провинцией, и дал более точные сведения о жителях именно Британии. Более того, не только её южных провинций, но и внутренних, так как легион Агриколы дошел приблизительно до границы современных Англии и Шотландии.

Тацит дал описание внешности бриттов: он пишет, что у жителей Каледонии (территория современной Шотландии) русые волосы и высокий рост, как у германцев ("Агрикола, параграф 11), а у силуров, жителей юга Британии, курчавые волосы как у Иберийцев (11). Тацит делает важно замечание, что у бриттов были такие же верования и обычаи как у галлов, а языки бриттов очень схожи с галльскими (11). Из этого можно сделать вывод, что по сведениям Цезаря о жизни галлов можно судить и о жизни бриттов.

Тацит, описывая бриттов, пишет, что они находились в состоянии постоянных междоусобных распрей (12) и сделал интересное замечание, что раньше у бриттов были цари, а к моменту приходу римлян они уже подчинялись вождя, которые " вовлекают в междоусобные распри ". Не совсем ясно, как можно это трактовать. Возможно, что у бриттов раньше было крупное племенное объединение (хотя никаких свидетельств этого нет), возможно также, что римляне услышали от бриттов отголоски распространенного среди всех народов мира мифа о золотом веке. Или же Тацит просто допустил фактическую ошибку: как мы знаем, в Британии он не был, и источниками для него служили рассказы самого Агриколы и легионеров, служивших в Британии.

От Тацита мы также знаем, что бриттам было свойственно определенного гендерное равенство. Он пишет, что когда речь шла о царской власти над войском бритты не делали разницы между мужчиной и женщиной (16). Согласно Тациту, после смерти вождя племени иценов Прасутага его место заняла его вдова Боудикка.

По Тациту, бритты долго сопротивлялись римскому вторжению (об этом же пишет и Цезарь), однако вскоре на территории подконтрольной Агриколе стали внедряться римские порядки, против которых население не слишком возражало: юношей из знатных родов стали обучать " свободным наукам " (грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке и астрономии). Вскоре после этого местные жители стали одеваться в тогу (21), а также " пристрастились к портикам, термам и изысканным пиршествам " (21). Тацит замечает, что то, что " было ступенью к дальнейшему порабощению, именовалось ими[ …] образованностью и просвещенностью " (21).

 

Древняя Британия

 

По работам Тацита и Цезаря, а также с использованием дополнительных материалов, можно описать кельтов Древней Британии достаточно подробно. Кельты прибыли в Британию за несколько столетий до прихода римлян, примерно 700-800 лет до нашей эры. Кельты принесли в Британию железо и ассимилировали до - кельтское население острова, которое использовало бронзу. За последующие столетия Британия продолжала населяться выходцами из Галлии, возможно, что вскоре к ним присоединились и выходцы из Иберии. К моменту прихода римлян вся Британия была населена различными кельтским племенами. Жителям юга Британии в первом веке нашей эры были потомки белгов, которые вели активную торговлю с континентальной Галлией. Видно, что между Галлией и Британией много общего, однако Цезарь пишет, что только жители юга были земледельцами (как и галлы), а жители севера, по его словам, вели более примитивный образ жизни: он описывает их как кочевников и охотников.

Галлы в первом веке (и бритты на юге острова) находятся в состоянии формирования племенных союзов: общество галлов четко структурировано, огромной властью обладают друиды. Вопросы государственной важности решаются на народных собраниях. Есть класс "слуг", видимо речь идет о рабах и пленниках. Британия несколько отстает от континента, Тацит в частности пишет, что племена бриттов объединяются только в на непродолжительный период времени (12).

У обоих авторов нет упоминаний о письменной культуре кельтов, как галлов, так и бриттов, но Цезарь пишет об устном творчестве галлов и о том, что, когда это необходимо, галльские друиды используют греческий алфавит (6;14). О развитости кельтской культуры можно судить и по их религии: у кельтов, как на континенте, так и на острове, был широкий пантеон богов, большинство из которых типичны для всех индоевропейских народов. Это в частности бог грома Таранис (схожий по своим функциям как с римским Юпитером, так и, например, со славянским Перуном) и покровитель искусств Тевтат.

Интересны замечания касающиеся отношения мужчин и женщин. В описании галлов Цезарем он пишет только то, что мужчина имеет "право жизни и смерти" над женой и детьми, а Тацит, описывая восстание Боудикии, говорит о том, что бритты не делали разницы между женщиной и мужчиной, если дело касалось царской власти (некоторые исследователи считают, что кельтам было свойственно относительное гендерное равенство по сравнению с народами Средиземноморья).

Британия не находилась в изоляции по отношению к Галлии - об этом говорит и активная торговля между ними, и тот факт, что во время галльской войны бритты пришли галлам на помощь, а также сильное сходство между языками Галлии и Британии. Если бы Британия была изолирована, то её языки (в особенности северные, в районе Каледонии) сильно бы отличались от галльских, хотя и были бы схожи из-за общего происхождения. В то время как даже Тацит, описывая Каледонию первого века нашей эры (то есть спустя почти тысячу лет после прихода первых кельтов на остров) говорит, что языки схожи с галльскими. Схожа и внешность каледонцев с галлами (и с германцами). Хотя, сравнивая тексты Тацита и Цезаря, видно, что общество галлов было несколько более развито, чем общество бриттов.

Вывод.

 

На основе данной информации можно сделать вывод, что Древняя Британия была достаточно развитым для своего времени регионом и находилось в состоянии, скорее всего, появления протогосударства на основе разрозненных племен. Племена бриттов говорили на схожих зыках, имели крайне похожие традиции, к тому же имели реальный стимул к объединению перед лицом общего врага, Древнего Рима. Этого, однако, не случилось и Британия на несколько веков стала римской провинцией. Однако, как мы знаем из истории, это не привело к исчезновению кельтских народов Британии.

 

 

Литература и источники

Источники

 

Гай Юлий Цезарь "Записки о Галльской войне"Перевод: М.М.Покровский (Издательство: АСТ, Ладомир, ISBN 978-5-17-005087-1, 5-17-005087-9, 5-86218-361-2; 2007 г.)

 

Публий Корнелий Тацит "Жизнеописание Юлия Агриколы". Перевод Мария Сергеенко, Ананий Бобович (Издательство: АСТ, Ладомир, ISBN 5-17-005865-9, 5-86218-264-0; 2003 г.)

 

 

Литература

 

Кельтская мифология. Энциклопедия (Издательство Эксмо, ISBN 5-699-01165-X; 2002 г.)

 

Коллис, Джон. Кельты: истоки, история, миф. (Издательство: Москва, Издательский дом "Вече" ISBN: 978-5-9533-1855-6, 2007)

 

Фрэзер, Джеймс Джордж "Золотая Ветвь (Издательство: Академический проект ISBN 978-5-8291-1371-1; 2012 г.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: