Коммуникативные революции – качественные скачки в процессе изменения способов производства, передачи и хранения информации, а также социальных условий ее распространения и потребления.
- эпоха первого превращения - возникновение письменности (как критерий перехода от первобытности к цивилизации). Иконографические знаковые системы (клинопись, иероглифы), пространственные знаковые системы (узелковое письмо). Возникновение древних алфавитов как эквивалентных систем между графич. знаками и фонемами (звуками) – Сирия (14,5 веков до н.э.)консонантное семитское письмо и финикийский алфавиты (13 веков до н.э.), греческий как первый в истории цивилизации консонантно-вокалический алфавит. общественной системой.Папирусную бюрократию сменяет бумажная.ActaSenatus иActadiurnapopuliRomani Юлия Цезаря. Возникновение первых массовых письменных коммуникаций. Папирусная бюрократия и алфавитный демос - их корреляция с сакральностью иероглифической письменности и общедоступным алфавитом. Сакрализация средств информации и коммуникации в Средние века в параллель с иерархической общественной системой.Папирусную бюрократию сменяет бумажная.
- эпоха Гуттенберга. Конец господства устных и персонально ориентированных коммуникаций. 1440 –50- е г.г. Майнц. В России – спустя 100 с лишним лет – «Апостол» Ивана Федорова (1564 г.) как начало эпохи массовой информации. С начала 17 в. – первые печатные газеты. Газетта и пенни-пресс 19 века. 1847 – типографская машина, через 30 лет – пишущая машинка. «Пресса – групповая исповедальная форма, обеспечивающая общественное участие» (Маклюэн). Корреляция эпохи печатных СМИ с диалектикой становления и развития индустриального общества. Массовизация: производства, потребления, информирования и т.п. И – в параллель – сегментирование общественного и политического поля, возникновение партийности. «В 16 веке печать породила индивидуализм и национализм». На смену традиционному патриархальному роду идет община, на смену ей –нуклеарная семья и «география частного лица».
- эпоха электричества (конец эпохи Гуттенберга) или эпоха Маркони. Телеграф, радио и т.п. Корреляция постиндустриального общества и принципиально новых технологий коммуникации. От групповой до массовой коммуникации.Мгновенность и вседоступность сообщений. Время сообщений и пространство сообщений – иное, чем время физического мира. В нем все пространства солежат друг другу одновременно. Электромагнитная связь преодолевает предметность. Элитарность средств коммуникации сменяется их эгалитарностью.
- эпоха Интернета. Мир как «глобальная деревня» Маклюэна и «глобальный город - метрополис» Кана. Глобализация и ускорение коммуникации - до состояния «здесь и сейчас» - предельное «изменение масштаба, скорости и формы, которое привносится средствами коммуникации в человеческие дела». Смена иерархических коммуникаций горизонтальными. Линейные коммуникации сменяются сетевыми. Конвергенция традиционных медиа и корреляция этого процесса с конвергенцией медиасредств и каналов (ДэнисМаккуйэл: конвергенция медиа - «это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами»).Превращение постиндустриального мира в информационный. Уэбстер об информационном обществе. Зб. Бжезинский: «Постиндустриальное общество становится технотронным», а рациональное понимание «сменяется работой глобальной нервной системы и ее результатом – ощущением изменчивости и неопределенности мира в каждый данный момент».
Вывод (по Маклюену): «именно средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия». «Понимание медиа».Убежденность втом, что все развитие цивилизации есть развитие средств и содержания коммуникаций. Возвращение к великой и всеобщей «общинности» в лице «глобальной деревни».
dfмассовой коммуникации: МК представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством технических систем среди больших рассеянных и гетерогенных аудиторий.
Литература:
1. Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. – М., 2011.
2. М. Коноваленко, В. Коноваленко. Теория коммуникации., гл.1, гл.8.1
3. О. Гнатюк. Основы теории коммуникации., гл.2, гл.6 (6.1 – 6.4.)
4. А.В. Назарчук. Теория коммуникации в современной философии. – М.,2009, гл.1