Что необходимо для жизни всем растениям?




Растительный мир зоны пустынь России

 

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о пустынях и полупустынях России. И отправимся в путешествие в мир растений пустынь. Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Растительный мир пустынь и его охрана».

Что вы представляете, когда слышите слово пустыня?

– Я хочу вам предложить прочитать отрывок из повести В. Ежова “Белое солнце пустыни”

“Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлепая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой – палка, пока еще неизвестного назначения. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было – один песок, и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает все под собой; есть только солнце над барханами без единого кустика или былинки вокруг, до самого горизонта…”

- Как описывает пустыню автор? (ответы детей)

– Прочтите высказывание на слайде 3 “В пустыне вовсе не пусто”.

Запишите в тетрадь это выражение.

- Почему? (там встречаются растения)

- Откуда в пустыне растительный мир? (ответы детей)

- Что необходимо для жизни всем растениям? (почва, солнце, вода, воздух)

Срисуйте схему в тетрадь.

Что необходимо для жизни всем растениям?

                               
         
 
 
       
воздух
 
 
почва
 
   
солнце
 
вода
 
 
 

 

 


- Откуда в пустыне влага? (вспоминаем информацию с прошлого урока: днём жарко, ночью холодно, перепады температур вызывают процесс конденсации.)

–(слайд 6) Покажите границы пустыни.

 

Пустыня на карте обозначена желто – оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.

(слайд 7) – Труден путь через пустыню. Самая большая мечта путников – вдоволь напиться. И вдруг … о, чудо! Вдали отчетливо виден берег, а дальше – море и даже слышится шум волн и, кажется, что долетают соленые брызги. Путники оживляются: скорей, скорей… Но все это – обман. Кто знает, как называется это явление природы? (Мираж.)

 

– Среди раскаленных песков можно увидеть все: целые города, корабли, эпизоды давних событий. До сих пор это загадка. По-разному объясняют: одни – это происходит от соприкосновения разогретого и холодного воздуха. Поверхность соприкосновения отражает предметы, которые находятся очень далеко. Но как тогда объяснить древние города, шум волн? Другие говорят, что только не привидится от изнывающей жары. Иные путешественники убеждены, что мираж почти не случаются. Ученым еще предстоит найти ответ на этот вопрос.

– Особенности климатических условий наложили отпечаток на своеобразный растительный мир.
– Растениям в пустыне очень тяжело, потому что в пустыне очень мало воды. Растения в пустыне имеют длинные корни, чтобы добывать воду из глубины почвы, и очень мелкие или узкие листья, а иногда и колючки, чтобы не терять воду из-за испарения.

- Если нет дождей, мало влаги, жаркий климат, то что можно сказать об особенностях растений? (Растения с глубоким корнем (мощная корневая система до 20 м)

Срисуйте корневую систему растений в тетрадь.

 

– Листья в виде колючек (они помогают собирать ночную влагу, чтобы уменьшить поверхность испарения многие деревья без листьев).

Верблюжья колючка

Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться.

Саксаул – одно из самых типичных и замечательных растений пустыни. “Лес без тени” – так часто говорят про заросли саксаула, но тень все же есть. Нельзя его пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще саксаул ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире. Высота растений 4–5 м. Листьев у саксаула нет, от них остались чешуйки в миллиметр величиной. Саксаулы имеют для пустыни огромное практическое значение. С одной стороны, они являются активными закрепителями песков, с другой – лучшим топливом в условиях безлесной пустыни.

 

Весной пустыня преображается. Как? (чтение текста в учебнике с.135).

 

 

Но под жаркими лучами солнца цветы быстро вянут и выгорают травы. Остаются только горькие и колючие растения – верблюжья колючка, полынь и солянка. Из зелёной эта зона превращается в жёлтую, сухую.

 

Типичные растения полупустынь и пустынь – полынь и колючелистник, песчаная акация.

 

 

Джузгун – растение пустыни. Эти листопадные ветвящиеся кустарники и деревья достигают в высоту до 7 м. Линейные почти игловидные листья в основании имеют небольшой раструб. Существует в природе около 80 видов этого растения. На территории России джузгун встречается в Западной Сибири, в южной части Нижнего Поволжья и в Восточном Предкавказье. Местные жители называют джузгун и другими именами: кислица, дамка, тор лик, толок, турсук. В любом случае, речь идет об одном и том же растении. Кислицей джузгун называют не случайно. Молодые листья растения имеют кисловатый привкус, отдаленно напоминающий вкус щавеля.

Записать в тетради «Растения пустынь:» и с новой строки переписать все названия, которые встретились в тексте.

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам. Растения закрепляют и останавливают пески. Но вырубка саксаула (хорошее топливо) и пастбища приводит к разрушению растительного покрова. Песок под влиянием ветра, приходит в движение, становится подвижным. Песчаные бури – страшная сила. Целые города в пустыне заносились песками.
Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

Запись в тетрадь (списать «Экологические проблемы пустынь»)


Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.
И как всегда виновник создавшихся проблем – человек
Вывод: люди, осваивая пустыню, не должны наносить природе ущерб. Иначе она будет пустынна.

Задание:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: