Практические занятия. Практическое занятие № 1




Практические занятия

по дисциплине:

“СПЕЦИАЛЬНАЯ(коррекционная) ПЕДАГОГИКА”

Практическое занятие № 1

Тема: “КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ. ОСНОВЫСПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ”

Вопросы для устной подготовки.

1. Основные понятия, термины специальной педагогики.

2. Объект, субъект и предмет специальной педагогики.

3. Цель и задачи специальной педагогики.

4. Систематика и статистика специальной педагогики.

5. Предметные области современной специальной педагогики.

6. Философия и специальная педагогика.

7. Социокультурные основы специального образования.

8. Экономические основы специального образования.

9. Правовые основы специального образования.

10. Клинические основы специальной педагогики.

11. Психологические основы специальной педагогики.

12. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики.

13. В чем заключается специфика философского понимания явлений специальной педагогики?

14. Каковы важнейшие показатели развития организма ребенка, значимые для выявления отклонений в развитии?

15. Дайте определение компенсации. Назовите виды компенсации.

16. Каковы основные параметры нарушений психического развития?

17. Каковы основные принципы психологической диагностики.

18. Определите содержание понятия медико-психолого-педагогическая диагностика?

19. Сформулируйте основные трудности, с которыми сталкиваются лица с недостатками психофизического развития в современном обществе и определите возможные пути их преодоления.

Выполнить письменно.

1. Отразить в виде схемы связь образования, обучения и воспитания в структуре коррекционной педагогики как науки.

 

Практическое занятие № 2

Тема:” ПЕРИОДЫЭВОЛЮЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ”

Вопросы для устной подготовки.

1. Первый период эволюции.

2. Второй период эволюции.

3. Третий период эволюции.

4. Четвертый период эволюции.

5. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от институциализации к интеграции.

6. Какие функции выполняет философское знание в отношении специальной педагогики).

7. Проанализируйте основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.

8. Какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями на протяжении ХХ века?

9. Раскройте смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности?

10. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.

11. Принципы специального образования.

12. Технологии и методы специального образования.

13. Формы организации специального обучения.

14. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

15. Раскройте суть значения выражения "социальная компенсация дефекта".

16. Как вы понимаете социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности средствами образования?

17. Каковы характерные для всех детей с особыми образовательными потребностями отклонения в развитии?

18. Что такое "стандарт специального образования"? Каковы его важнейшие оставляющие?

19. Чем отличается содержание образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями?

 

Практическое занятие № 3

Тема:” ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ”

Вопросы для устной подготовки.

1. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования.

2. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

4. Школьная система специального образования.

5. Профориентация. (Система профобразования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью).

6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

7. Охарактеризуйте современные возможности получения дошкольного образования детьми со специальными потребностями?

8. В чем заключается преемственность дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии в современной системе образовательных учреждений?

9. В каких направлениях происходит развитие новых типов видов специального (коррекционных) образовательных учреждений?

10. Какой документ является результатом проведения психолого-педагогического мониторинга развития ребенка? Каким требованиям он должен отвечать? Какие критерии выбирать для оценки? Какие области развития ребенка должна включать?

11. Охарактеризуйте функции ПМПК.

12. Cпециальное образование детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития).

13. Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью).

14. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

15. Урок в специальной школе.

16. Основные методические требования к уроку в специальной школе.

17. Охарактеризуйте психолого – педагогическую клинику всех форм умственной отсталости.

18. Разработать рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с задержкой психического развития.

19. По каким основным критериям можно отличить умственную отсталость от ЗПР?

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С.Выготский. - М.: Академия, 1995. - 670 с.

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей / В.В.Лебединский. - М.: Просвещение, 1985. - 780 с.

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1972. - 460 с.

4. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 268 с.

5. Потемкина О. Ф., Усанова О. П., Романова Е.С. Психологическая диагностика личности в норме и патологии / О.Ф.Потемкина, О.П.Усанова, Е.С.Романова. - М.: Академия, 1990. - 179 с.

6. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб. 2002. - 459 с.

7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - М.: Академия, 2001. - 387 с.

8. Сорокин В. М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научн. ред. Л. Н. Шипицыной / В.М.Сорокин. - СПб. 2003. - 478 с.

9. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Педагогика, 2003. - 380 с7

10. Усанова О. Н. Специальная психология / О.Н.Усанова. М.: Академия, 1990. - 389 с.

11. Усанова О. Я. Дети с проблемами психического развития / О.Я.Усанова. - М.: Просвещение, 1995. - 170 с.

б) дополнительная литература:

1. Введение в психологию / Ред. А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1995. - 670 с.

2. Ветер Л. А., Выготская Г. Л., Леонгардт Э, И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / Л.А.Ветер, Г.Л.Выготская, Э.И.Леонгардт. - М.: Просвещение, 1972. - 459 с.

3. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития в школьников / Л.А.Власова, В.В.Холмовская. - М.: Просвещение, 1978. - 489 с.

4. Власова Т. А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. - М.: Просвещение, 1967. - 370 с.

5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисициной. - М., Просвещение 1982. - 167 с.

6. Выготский Л. С Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1956. - 670 с.

7. Выготский Л. С Педагогическая психология / Л.С.Выготсикй. - М.: Просвещение, 1996. - 570 с.

8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. - М.: Просвещение, 1961. - 570 с.

9. Глоточкин А. Д. Психологическая помощь детям и подросткам с отклоняющимся поведением / А.Д.Глоточкин. - Калинин, 1990. - 259 с.

10. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К.М.Гуревич. - М.: Академия, 1982. - 170 с.

11. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1966. - 350 с.

12. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Вен-герра и В. В. Холмовской. М.: Академия, 1978. - 340 с.

13. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьников / И.В.Дубровина. М.: Просвещение, 1975. - 159 с.

14. Дубровина И. В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей / И.В.Дубровина, М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

15. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д.Забрамная. - М.: Педагогика, 1988. - 290 с.

16. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А.В.Запорожец. - М.: Просвещение, 1986. - 570 с.

17. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю.А.Клейберг. - М.: Академия, 2001. - 360 с.

18. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / А.Р.Лурия. - М.: Просвещение, 1956. - 530 с.

19. Никишина В.Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей / В.Б.Никишина. - Ярославль, 2004. - 149 с.

20. Петрова В. Г. Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. - М.: Просвещение, 1998. - 240 с.

21. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. - М.: Академия, 1990. - 350 с.

22. Петровский А. В. Общая психология / А.В.Петровский. - М.: Просвещение, 1986. - 670 с.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1986. - 780 с.

24. Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномальной ребенка / Э.Хейсерман. - М.: Академия, 1998. - 389 с.

25. Шванцара И. Диагностика психического развития /И.Шванцара. - Прага, 1978. - 340 с.

26. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1960. - 670 с.

Примерная тематика рефератов

1. Норма и отклонения в развитии человека. Понятие «аномальный ребенок» и «аномальное развитие». Структура аномального развития.

2. Дети с комбинированными нарушениями психофизиологического развития. Организация опеки, коррекционного обучения. Социально-трудовая адаптация.

3. Понятие психического дизонтогенеза. Классификация.

4. Факторы, вызывающие дизонтогенетическое развитие. Варианты психического дизонтогенеза у детей.

5. Психическое развитие ребенка и сензитивные возрастные периоды. Психические заболевания, характерные для отдельных периодов детства.

6. Девиантное поведение у детей и подростков. Понятие школьной дезадаптации.

7. Гипердинамический синдром у детей. Структура. Виды коррекционной работы в школе.

8. Положение Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте.

9. Категории аномальных детей. Организация специальной помощи аномальным детям в нашей стране.

10. Церебрастенический и психатоподобный синдром у детей. Психологическая коррекция.

11. Задержка психического развития. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Контингент детей классов выравнивания.

12. Понятие сенсорной и эмоциональной депривации. Дети, лишенные родительского попечительства.

13. Олигофрения и деменция. Характеристика познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Возможные личностные и поведенческие аномалии.

14. Нарушение эмоционального состояния в структуре разных психопатологических синдромов у детей.

15. Диагностика внутрисемейных взаимоотношений. Неблагополучные семьи. Типы структурной и эмоциональной дезорганизации семьи.

16. Коррекционная работа при психогенном мутизме у детей.

17. Шизофрения у детей и подростков. Основные формы. Особенности течения, прогноз. Структура эмоциональных и интеллектуальных расстройств.

18. Ранний детский аутизм. Особенности взаимодействия учителя с ребенком, страдающим РДА.

19. Дети с нарушениями опорно-двигательной системы. Психолого-педагогическая характеристика.

20. Медико-воспитательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательной системы.

21. Роль сохранных анализаторов в компенсации и коррекции психофизиологического развития детей, имеющих нарушение зрения.

22. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

23. Контингент детей классов компенсирующего обучения общеобразовательной школы.

24. Нарушения устной и письменной речи. Классификация речевых расстройств. Контингент школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

25. Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса.

26. Психолого-медико-педагогическая комиссия, ее состав и функции.

27. Проблема интегрированного обучения в коррекционной педагогике.

28. Система консультативно-диагностической, психолого-педагогической, реабилитационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

29. Профилактика, диагностика и педагогическая коррекция недостатков психофизического развития детей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: