Задания для самостоятельной работы




В данном разделе предложены задания для самостоятельной работы. Выполните только первую или только вторую группу заданий, исходя из формы организации учебной деятельности на курсах повышения квалификации.

Если Ваша учебная деятельность осуществляется в самостоятельном режиме, выберите группу заданий №1 (задания А,Б,В).

Если же Ваша учебная деятельность осуществляется с выходом на практику в другое учреждение дошкольного образования, выберите группу заданий №2 (задания Г,Д).


ГРУППА ЗАДАНИЙ №1

! Задание «А». Если бы вы составляли программу экологического образования дошкольников, какие цель и задачи работы вы бы определили для возрастной группы, с которой вы работаете.

Возраст детей  
Цель экологического воспитания  
Задачи экологического воспитания  
 
 
 
 
 
 

! Задание «Б». Рассмотрите схему «Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию» (Рисунок 1) и предложите собственную, исходя из специфики вашей работы.

Рисунок 1.

! Задание «В». По выбору: предложите проект уголка природы для своей возрастной группы или методическую разработку проведения экологического праздника.


ГРУППА ЗАДАНИЙ №2

! Задание «Г». Проанализируйте представленные вам планирование работы по экологическому воспитанию, формы и методы работы с детьми в конкретной возрастной группе.

 

Область анализа Краткая характеристика Недостатки и ограничения Достоинства
План работы Опишите, применительно к какой программе осуществляется планирование, сроки планирования, форму плана.    
Формы работы Перечислите представленные формы работы, цели и задачи деятельности.    
Методы работы Перечислите представленные методы работы.    

 

! Задание «Д». Познакомьтесь с перечнем дидактических материаловпо экологическому воспитанию, имеющихся в учреждении. Дополните имеющийся перечень других возможных дидактических материалов, адекватных возрасту воспитанников. Составьте таблицу:

 

Перечень дидактических материалов к программе

Название программы по экологическом воспитанию дошкольников, автор  
Разновидность дидактических материалов Название дидактических материалов Назначение дидактических материалов
Экологические игры    
   
   
   
   
   
   
     
Видеофильмы    
   
   
   
   
   
     
Аудиозаписи    
   
   
   
   
   
   
     
     
   
   
   
   
   
   
     
     
   
   
   
   
   
   

Литература.

1. «Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство - Пресс», 2001 г.

2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

3. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками», ж.//Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7 с. 18.

4. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995г.

5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.

6. Николаева С.Н. «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7, с.52.

7. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», ж// Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. Сада. М.: Просвещение, 2006.

9. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10, с. 40.

10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. -1998 г. Педагогика - 2002 г., № 7.

11. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.

12. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.

13. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и Природа», М., 1996 г.

14. Рыжова Н.А. «Не просто сказки». – М.: Линка-ПРЕСС, 2002 г.

15. Рыжова Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9 с. 40.

16. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.

17. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

18. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.

19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

20. Создаем макет территории детского сада. М.: Дошкольное образование № 8, 2002.

21. Экологический паспорт детского сада (образец). М.: Дошкольное образование № 8, 2002.

22. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

23. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.

Приложение.

Словарь по теме

Биогеоценоз. — это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горных пород, гидрологических условий, растительности, животного мира, мира микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых организмов, биогеоценоз включает и связанные с ними компоненты неживой природы.

Биосфера — одна из оболочек Земли, в которой обитают живые организмы. Она включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно связаны между собой.

Местообитание. В природе каждый вид имеет свое местообитание. Для медведя местообитание — лес, для щуки — река, для муравьев — небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного. Это неверно, так как понятие включает всю территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное.

Ноосфера. — это биосфера, измененная человеком, «сфера разума», по В.И. Вернадскому. Ученый верил, что разум человека создаст особую среду, в которой человек сможет жить в относительной гармонии с природой. В настоящее время многие специалисты сомневаются в реальности такого исхода.

Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по своим законам, но и под воздействием человека.

Сообщество (биоценоз). — совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг, водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений) и зооценоз (сообщество животных). Биоценоз — это термин, поэтому лучше не говорить детям: «Мы пойдем в лесной биоценоз», — а просто сообщить им: «Мы пойдем в лес».

Экологическая ниша. -это определенное место в пространстве, пища, которой питается животное или растение, время, когда он это делает (например, по образу жизни различают ночных и дневных птиц, зверей, насекомых). Поэтому нельзя создавать макеты экологических ниш в виде шкафчиков или этажерок с полочками, на которых размещаются те или иные природные сообщества (на одной полке водоем, на другой — лес и т.п.), как это делают в некоторых детских садах.

Экологическая тропа - разновидность «учебных троп» природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Первоначально экологические тропы использовались в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт показал, что они могут быть созданы и в дошкольных учреждениях и иметь большое значение в работы с детьми младшего возраста.

Экологические факторы (факторы среды) — это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений в живых уголках.

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологические ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и... логия) - наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Термин Э. Предложен Э. Геккелем в 1866 г. Сегодня существует более 100 определений Э. С 70-х гг. XX в. складывается Э. Человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Актуальна экологизация современной науки и практики. Современные экологические проблемы вызвали к жизни ряд всемирных общественно-политических движений («зеленые» и др.).

Экосистема (от эко... и греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.).

Экосистема. Это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными — от огромных экосистем тропических лесов до небольших экосистем пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: