Каковаисторическаярольконнозаводствавразвитиизоотехническойтеорииипрактики(Какиеразделызоотехнииикакимиученымибыливпервыеразработанывконеводстве)
КарлоРуинииздалв1598гкнигу «Анатомиялошадей».
Учениеоконституцииживотных(Гиппократ,4векдонашейэры).
Оценкаиотбораживотныхнаплемяповнешнимформам,происхождениюикачествупотомства(МаркТеренцийВаррон,1векдонашейэры).
В14векепроводилисьспециальныеисследованиявсвязисширокораспространённымиспользованиемлошадиввойсках(например,трактатарабскогоучёногоАбуБекраобэкстерьерелошади).Вконце17-начале18веканаразвитиезоотехнииоказаловлияниевыведениевВеликобританиичистокровнойверховойпородылошадей,таккаквсепоследующиеразработкипринциповиметодов «скотозаводскогоискусства» базировалисьнаосновеопытапоеёсозданию,атакжедругиедостижениявживотноводствеэтойстраны.К18-началу20векаотносятсяпервыеразработкинормкормлениясельскохозяйственныхживотных(А.Тэеридр.),усовершенствованиеметодовплеменнойработы(английскиезаводчикиР.Бекуэлл,Ч.иР.Коллингидр.).РазвитиюзоотехниивэтотпериодспособствовалитрудыЖ.деБюффона(близкаяксовременнойтеорияскрещиваниявживотноводстве),Ч.Дарвина,немецкихучёныхА.Веккерлина(теория «константности» пород),К.Кронахера(общееживотноводство),О.Кельнера(кормление),швейцарскогоучёногоУ.Дюрста,американскихучёныхЭ.Давенпорта,С.Райта,Дж.Лаша(разведение).
ИзвестныйселекционерпрошлогоР.Беквеллосновойсозданияновыхпородсчиталиспользованиеинбридингалюбыхстепенейсцельюзакреплениявпотомствевыдающихсякачествродоначальника.Ониегоученикисоздализамечательныепородылошадей(шайрская).
Русскаятяжелоупряжнаяпорода,происхождение,экстерьер,продуктивность
|
Этапорода-некрупныхтяжеловозов.ВыведенаонавСССРпутемсложноговоспроизводительногоскрещивания,отбораиподборапотипувусловияхумеренногокормленияииспользованиялошадейвсельскохозяйственныхработах.
Изпород,использованныхдляскрещивания,наибольшеезначениеимелиместныелошадиУкраины,горныеарденыинекоторыедругиетяжеловозныепороды(першероны,крупныебельгийскиетяжеловозыипр.),атакжеорловскийрысак.
Долголетняяработапоконсолидациижелательныхтиповпутемсоответствующегоотбораиподбораувенчаласьуспехом:кначалуXXвекабылавыведенановая «русскаятяжеловозная» порода,неимеющаяидентичныхпредставителейвдругихстранах.НаПарижскойвыставке1900г.онаобратиланасебявсеобщеевнимание.
Однимизважныхусловий,определившихуспехработы,помимоотбораиподбора,былиусловиякормленияисодержания.Вбольшинствехозяйств,гдеразводилисьрусскиетяжеловозы,онииспользовалиськакрабочиелошади,чтоимелооченьбольшоезначениедлявыработкиунихдоброезжести,хорошихдвиженийивыносливости.
Выделениерусскихтяжеловозоввсамостоятельнуюпородубылопроизведенов1937г.Восновуэтойработыбылоположенокакпроисхождение,такитиплошади.Тогдажебылоуказанонанеобходимость,воизбежаниесмешиваниянашихтяжеловозовсфранцузскимиишведскими(авданноевремяисприбалтийскими),называтьих «русскимиарденами».Сейчасэтапороданазвана «русскийтяжеловоз».
Вмассерусскиетяжеловозымелкогороста,номассивны,имеютдлинное,глубокоеиширокоетуловище,короткие,правильнопоставленные,достаточнокостистые,схорошоразвитымисуставамиконечности.Внихотличносочетаютсямассивность,сухостьсложенияиподвижность.
|
Головаунихсредняя,широкаяволбу,спрямымпрофилем,шеякороткая,широкая,мускулистая.Ужеребцовинекоторыхкобылсильноразвитгребеньшеи.Пристановшеиулошадейново-александровскоготипанизкий,ууральского-высокий.Холканизкая,широкаяимускулистая.Спинадлинная,широкая,нередкомягкая.Поясницавыпуклая.Крупдлинный,свислый,раздвоенный.Ууральскихлошадейкрупменеераздвоен,чемуново-александровских.Грудьглубокая,широкая,реброкрутое;пахнедлинный.Лопаткапреимущественнокрутая;иногдавстречаютсялошадисотлогойлопаткой.Передниеногикороткие,широкопоставленные,бабкикороткие,крутые.Впостановкеистроениипереднихногвстречаютсяотклоненияотнормыинедостатки:подставленнаянога,запавшеезапястьеинедостаточнаяобмускуленностьподплечья.Мускулатуракрупаиголенихорошоразвита.Задниеногиубольшинствапоставленыправильно;кнедостаткамвпостановкеследуетотнестисаблистостьуново-александровскихлошадейипрямуюзаднююногу-ууральских,особеннораспространеннуювпотомствежеребцаЛимана.Суставыконечностейобъемистыисухи.Сухожилияхорошоразвитыиумногихлошадейрельефноочерчены;щеткималыеилидажеотсутствуют.Копытанебольшие,правильнойформы,рогпрочный.
Движенияурусскихтяжеловозовсвободные,ониобладаютхорошимишагомирысью.Темпераментунихэнергичный,характердобронравный.
Преобладающеймастьюявляетсярыжаяразличныхоттенков(у50,4%лошадей);встречаютсятакжемастигнедая(12%),бурая(11,3%),чалая(17,3%),вороная,серая(от3до6%).
ЗаписанныевIтомГосплемкнигирусскиетяжеловозыимелиследующиесредниепромерыииндексы:
Рисунок1.Средниепромерыииндексырусскихтяжеловозов,записанныхвIтомГосплемкниги
Заездкумолодняканачинаютзимой.Тренингпроводитсясогласно «Наставлениюпозаездке,тренировкеииспытаниямлошадейтяжеловозныхпород»,разработанномуВсесоюзнымнаучно-исследовательскиминститутомконеводствав1950г.Суточныйрационтренируемогомолоднякасостоитпримернозимойиз5кговсаи10-12кгсена,весной-из6кговсаи12кгсена.Летоммолоднякпроходитвнутризаводскиеилимежзаводскиеиспытания.Воспитываятакимметодоммолодняк,лучшиеконныезаводывыращиваютматочныйсостав,характеризующийсяследующимисреднимипромерами:высотавхолке-148см,косаядлина-157см,обхватгруди-192см,обхватпясти-21см.