ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЕВА




Стабильность любого многонационального государства зависит от решения национального вопроса. Особенно волнует сегодня всех судьба России, создававшейся, по словам В. Соловьева, «тысячелетними стараниями русских государей как великая держава, трудом и терпением народа как независимая и единая...». Ныне национальный эгоизм — питательная почва для постоянных конфликтов. [1]

Межнациональные проблемы в России уходят корнями в далекое прошлое. Они связаны со спецификой формирования нашего государства на протяжении многих веков, с попытками волюнтаристски реформировать его. Возможно, чтобы решить проблемы настоящего, следует заглянуть в прошлое. Обратимся к непривычным для нас взглядам на проблемы национальности, национальной государственности, решения национального вопроса в русской общественно-политической мысли, в частности к теории этногенеза Л. Гумилева, историка, нашего современника, ныне покойного. [1]

Этногенез – это история рождения, жизни и смерти этноса. [3] Этнос - это людской коллектив с одним стереотипом поведения. Этим стереотипом поведения данный этнос отличается от других этносов, имеющих каждый свой индивидуальный оригинальный стереотип поведения. За счёт своего стереотипа поведения этнос отделяется от других этносов по принципу: «это вы, а это я»!! [3]
Что такое стереотип поведения? А это набор всех обычаев, которые исповедует данный этнос и которые обязаны исповедоваться каждым членом данного этноса. [3]

А откуда берутся обычаи этноса? А от предыдущих поколений. Каждое бывшее поколение имеет свой набор обычаев. И оно передает этот набор обычаев следующему поколению. Сменяющее его поколение рассматривает этот набор обычаев, фильтрует его и оставляет для себя только те обычаи, которые оно считает полезными. И пользуется ими как стереотипом поведения. Потом этот свой набор обычаев передаётся дальше, следующему поколению. И так идёт: от одного поколения к другому поколению. Каждый член этноса обязан выполнять все обычаи того этноса, к которому он принадлежит. Причём каждого члена этноса это выполнение предписанных ему обычаев совершенно не тяготит. Он чувствует себя внутри этого этноса совершенно свободно и легко. [3]
Но проявляется ярко это его поведение, как принадлежность к своему этносу, тогда, когда он попадает в какую-то экстремальную обстановку. [3] (Пример)
И чем экстремальнее обстановка, в которую попадают представители каких-либо этносов, тем ярче проявляется их принадлежность к своему этносу! [3]

Гумилев оригинально и нетрадиционно рассматривает процесс происхождения этносов и национальных конфликтов, образования национальных государств. За гумелевскими понятиями «этногенез», «пассионарность», «консорция», «этническая история» лежит, как нам кажется, путь к самопознанию человеком самого себя, к пониманию современных процессов, особенно драмы межнациональных отношений. [1]

Гумилев считает, что социальная история отражает прошлое человечества весьма односторонне и рядом с прямой дорогой эволюции существует множество зигзагов, которые не имеют касательства к прогрессу, а всецело связаны с биосферой. Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют представления о процессах, происходящих на Земле, и связанных с образованием этноса, нации. [1]

По Л. Гумилеву, человек есть часть биосферы. Человечество находится, по его концепции, под воздействием трех видов энергии; солнца, распада внутри земли (вызывающей тектонические и прочие явления), космической энергии. Воздействие этой энергии на человека является причиной этногенеза, т. е. происхождения, развития и исчезновения этносов. Благодаря энергетическому импульсу — пассионарному толчку — идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. (Например, мы только из истории знаем, кто такие халдеи, шумеры, вятичи; что не было раньше англичан, шведов и т. п. Но они не исчезли и не возникли в один миг. Каждый новый вид этноса возникает как следствие мутации — изменения генофонда живых существ под воздействием внешних условий в определенное время и в определенном месте.)[1]

Конечно, наличие мутации не изменяет внутривидового процесса эволюции: если появившиеся признаки повышают жизнеспособность вида, они воспроизводятся и закрепляются в потомстве на достаточно долгое время. Если это не так, носители их вымирают через несколько поколений. Созданные жизнеспособные общности Гумилев называет консорциями; они входят в историю общества и обрастают социальными формами, создавая традиции. [1]

Таким образом, начало этногенеза ученый связывает с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический толчок, ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком — пассионарностью (passio — страсть), определяемым как характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели.[1] (Пассиона́рии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.) (Пример 2)[2] Пассионарность образуется внутри популяции путем пассионарного толчка и создает некоторое количество людей, которые обладают определенным количеством энергии и стремятся к действию — пассионариев. Они способны изменить окружающее благодаря своим возможностям к напряженным действиям. Гумилев довольно просто объясняет связь между пассионарностью и поведением: у людей как живых организмов энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если организм человека способен вобрать из окружающей среды энергии больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми, которые позволяют применить эту энергию в любом направлении: от создания новой религиозной системы и научной теории до более кардинальных изменений. [1]

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конструкции; не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая равнодушие. При этом пассионарии выступают прежде всего как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывая их остальным, создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории. [1]

Что же такое этнос по Гумилеву? Этнос — замкнутая система дискретного типа. Она получает единый заряд энергии и, распространив его, переходит либо к равновесному состоянию, либо распадается на части. Этносы явление не социальное, а природное. Они отличаются стереотипами поведения, хотя постепенно облекаются в социальную оболочку. Группа этносов в одном регионе может создать суперэтнос. Например, Византия, возникнув в результате пассионарного толчка в I в. н. э., состояла из греков, египтян, сирийцев, грузин, славян и существовала до XV в. [1]

Каждый этнос, чтобы жить на Земле, должен приспосабливаться к условиям ландшафта. Живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические черты. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого. [1]

Новые этносы возникают, по Гумилеву, на границах ландшафтных регионов, в зонах этнических контактов, где неизбежно интенсивное сочетание различных культур, типов хозяйств. [1]

Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения 1200—1500 лет, за исключением, когда агрессия иноплеменников разрушает нормальный ход этногенеза. В своем развитии этнос проходит несколько фаз: подъема, акматическую (пиковую), надлома, инерционную, обскурации (согласно концепции Л. Н. Гумилева, фаза в этногенезе, старость этноса, наступающая после 1100 лет его существования.[4]), мемориальную. Особо заметный след (даже трагический) для наций и народов оставляют акматическая фаза и фаза надлома. В эти периоды резко меняются доминанта мотивации поступков людей, стереотипы поведения, кардинально перестраиваются отношения между нациями. Обычно в истории, отмечает Л. Гумилев, акматическая фаза сопровождается таким соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится. Причиной пассионарного толчка может служить идея, часто религиозная. [1]

Фаза надлома сопровождается огромной потерей энергии, что выражается в гражданских войнах и других кровопролитиях, но сохраняется в памятниках культуры и искусства. Система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие. Этнос начинает жить по «инерции» благодаря приобретенным ценностям. Идет процесс образования больших государств, законопослушания. Находятся люди, которые ставят на первое место не свой личный интерес, а свою страну, этнос, традицию. Происходит создание и накопление материальных благ. [1]

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе остается мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют вялые, эгоистичные люди, руководствующиеся потребительской психологией. А когда субпассионарии проедят все ценное, оставшееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза— мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память. Пассионарности хватает на то, чтобы поддерживать налаженное хозяйство. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процесса, благодаря которому человечество не исчезает с лица. [1]

По Гумилеву, история природы, людей и религий взаимосвязана в развитии этноса. Вдумываясь в его концепцию, невольно обращаешься к трагическим событиям в мире. Встают вопросы: в какой фазе мы находимся? И не начинается ли пассионарный взрыв в России? Может, и СССР развалился по законам этногенеза? Правда, Гумилев считает, что Россия молодая структура, прожившая всего 600 лет, и она находится на пике своего развития. Тогда все происходящие процессы выглядят вполне естественно. [1]

 

 

Источники информации:

1. Статья. Автор: Г. И. КОРОЛЕВА-КОНОПЛЯНАЯ кандидат исторических наук, доцент.

Раздел: Из истории общественно-политической мысли.

Социально-политический журнал, 1994, № 7-8.

2. Пассиона́рии. Википедия — свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8

3. Краткий курс теории этногенеза Л. Н. Гумилева. Панин Владимир Васильевич.

4. Фазы этногенеза/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0

 

Пример номер 1 Конкретный пример: представим себе московский трамвай, который идет по обычным трамвайным рельсам по своему обычному маршруту. Трамвай не заполнен: люди в нем едут нормально, скорее всего все сидят.

Но вот на какой-то остановке входят новые четыре человека – мужика. Все они имеют белую кожу, все одеты совершенно одинаково (из одного магазина, от одной фирмы). Все они только что вышли из одной парикмахерской (пострижены одинаково, побрызганы одним одеколоном и, следовательно, одинаково пахнут). Каждый из них держит в руках по одинаковому портфелю одинакового цвета, и различить их по внешнему виду на соответствие каким-либо этносам совершенно невозможно (хотя один из них сэшэатовец, второй - татарин, третий – какой-то кавказец, а четвёртый – русский.) Они садятся на свободные места и едут в одно место выполнять одну работу.

А вот на очередной остановке входит пьяный мужик. Степень опьянения у него такая, что он начинает серьёзно мешать пассажирам нормально ехать по своим делам. И пассажиры вынуждены на него реагировать. И вот тут-то выясняется, что эти наши четыре мужика ведут себя совершенно по-разному. Каждый из них ведет себя наособинку. Конкретно:- сэшэатовец закричит: «Водитель, вызовите полицейского. Пусть он избавит меня от этого пьяного дикаря. Нарушаются мои демократические права свободного американца!"- татарин, скорее всего, отвернётся и будет смотреть в окно.- кавказец, если его серьёзно заденут, скорее всего, полезет в драку. - а русский? Русский посмотрит, посмотрит, да и скажет: «Слушай, кирюха! Сошел бы ты на следующей остановке, опохмелился бы пивком и пошёл бы к себе домой. Пока власти тебя не забрали. А тогда тебе будет плохо". Вот, пожалуйста! Четыре человека, принадлежащие к совершенно разным четырём этносам ведут себя в совершенно одинаковой обстановке совершенно по-разному. И они вынуждены так вести себя по-разному, поскольку каждый из них принадлежит к своему определенному этносу. И эта принадлежность к определённому этносу вынуждает их вести себя так, как им предписано вести себя по стереотипу того этноса, к которому каждый из них принадлежит. Они даже не замечают этого, но поступают именно так, как должны поступать.

Пример 2

Но почему древнеегипетский фараон Хеопс приказал построить гигантскую пирамиду в качестве своей усыпальницы? У него ведь и так все было: и жратвы – не переесть, и вина – не перепить. Дворцов у него было - в пору в них заблудиться. Женщин он вообще не пересчитывал. Однако на строительстве пирамиды он надорвал экономику своего государства. Пирамиду заканчивали уже после смерти Хеопса. И мумии его в пирамиде нет. Для чего же было тратить столько энергии? Значит, был какой-то фактор, который заставлял Хеопса строить в принципе не- нужную каменную гору правильной геометрической формы.

А Жанна Д,Арк? Эта неграмотная девчушка - пастушка пошла спасать Францию от полного разгрома англичанами –захватчиками. Она сказала: «Франция прекрасна»! И этого оказалось достаточным, чтобы французское войско, до этого ни на что не способное, одержало победу. В благодарность за это Жанну на всякий случай сожгли на костре. И тут тоже был какой-то фактор, толкнувший Жанну – девчонку на грандиозный подвиг.

Вспомню для разнообразия полуслепого Кеплера. Что заставило его десятки лет вычислять законы движения планет? Жил – почти нищенствовал, семья его – вроде голодала. Он и звёзд-то по причине плохого зрения почти не видел. А вот: считал-считал и ведь высчитал все три закона движения небесных тел, которые так и зовутся законами Кеплера. Значит и тут был какой-то фактор, который толкал Кеплера на научный подвиг.

Пример 3 21 сентября 1380. Это Куликовская битва. Именно от Куликовской битвы подлинные специалисты и Лев Гумилёв определяют практическое существование нынешнего русского этноса.

В чём тут дело? До этого те русичи, которые жили на территории Восточной Европы, имели низкий уровень пассионарности. Отсюда была удельная раздробленность, а вовсе не по глупости отдельных князей.


Но произошёл новый пассионарный толчок. Полоса облучения прошла через нынешние: Швецию, Литву, Турцию и дальше на юг. И во всей этой полосе, как и положено по теории этногенеза Льва Гумилёва, появились пассионарии. Они быстро размножились, заразили своей пассионарностью окружающих их менее пассионарных сородичей, и появились новые этносы шведов, литовцев, турок. И появились мы – московиты. Надо отметить, что среди всех русичей пассионарность избранно стала нарастать именно в Северо-Восточной Руси, которую ещё называли Залесской Русью, а любовно – Золотой Русью (за обилие ржаного хлеба, который в те времена был твёрдой валютой). Поскольку перечисленные новые этносы стали расширять свои территории, границы их в конце концов соприкоснулись. А раз так – начали возникать войны за жизненное пространство со всеми сопутствующими этому моментами.

Вернёмся к Куликовской битве. Это сверхусилие, совершённое пассионариями Северо-Восточной Руси, означающее конец инкубационного периода этногенеза. Значит, начало этногенеза состоялось примерно за 150 лет до этого, т.е. примерно в 1230 году. (Допуск: плюс-минус 50 лет). Именно эта дата стоит в начале осей координат рис. 2. Отсюда кривая русского этногенеза круто поднимается вверх, что означает быстрое увеличение численности пассионариев в этносе. И первым очень известным русским пассионарием был Великий князь Александр Невский. Гениальный полководец, великолепный дипломат, и сверхмудрый правитель.


Куликовская битва заканчивает инкубационный участок периода подъёма русского этногенеза. Но не заканчивается период подъёма. Пассионарность в этносе продолжает быстро нарастать.


А после всплесков кривой обязательны впадины, соответствующие резкому снижению пассионарности. Это результат повышенной гибели пассионариев во время войн, от голода и болезней. Но были и другие причины.

Так Иван IV ввёл специальный институт опричнины для уничтожения неугодных бояр и им сопутствующих, т.е. пассионариев. Общая пассионарность при этом так упала, что была проиграна Ливонская война. А несколько позже, уже при царе Борисе Годунове, началось «Смутное время» с Лжедмитриями – самозванцами всех мастей. Во время этой заварухи-смуты русский этнос едва не погиб полностью. Спасли его от гибели русские пассионарии, сохранившиеся на окраине Руси и в первую очередь в Нижнем Новгороде. В память о том времени в Москве стоит памятник Минину и Пожарскому.

Период перегрева заканчивается в примерно 1830 г., царствование Николая I.

Дальше начинается период надлома, т.е. резкого снижения пассионарности русского этноса. Причины те же, что описаны ранее. Стоит отметить, что прошлый двадцатый век для русского этноса был ужасным веком. Ещё бы: русско-японская война, две мировых войны с участием России. В последней против России (СССР) яростно дрались 14 государств Западной Европы. Ну и обязательно надо вспомнить 4 (четыре) революции. А после каждой революции обязательна гражданская война, голод, болезни и прочие гадости.

И всё же большая убыль пассионарности в русском этносе не прошла бесследно: Советский Союз развалился на много кусков и кусочков. Суть в том, что для удержания в едином целом (одном государстве) многие-многие этносы, ведущий этнос– коренник должен расходовать много-много своей биохимической энергии. А для этого нужна достаточно высокая пассионарнрость. В нашем случае - великорусского этноса. Когда же пассионарность великорусского этноса снизилась до «критического уровня» и расхода его биохимической энергии на удержание прочих этносов в одной узде стало не хватать, этническое поле великорусского этноса раскололось, и Советский Союз развалился. Осколки бывшего Советского Союза сразу же стали, как водится, враждовать друг против друга. Иногда это переходило в войну (Армении с Азербайджаном). И конца этой вражды пока не видно. Во многих осколках прогремели жуткие гражданские войны (в Грузии, Узбекистане, Молдавии и т.д., и в России на Кавказе).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: