Согласно методическим рекомендациям «Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения» выделяют стороны образа жизни, которые представляют риск здоровью, т. е. могут привести к ухудшению здоровья у человека.
К ним относятся:
· Неправильное питание: нарушение режима, несбалансированное, энергетически неадекватное питание, пренебрежение требованиями безопасности в отношении продуктов питания;
· Аддиктивное и вынужденное поведение: активное курение табака (сигарет, трубки, кальяна и т. п.), систематическое пассивное курение (во время бодрствования, сна), употребление алкоголя (любое употребление, какие-либо якобы безвредные нормы - продукт маркетинга производителей алкоголя и не имеют ничего общего с наукой), употребление наркотических и ненаркотических психоактивных веществ без медицинских показаний;
· Нарушение двигательной активности: недостаточная физическая активность (средней интенсивности, ежедневно в течение 5 дней в неделю для лиц старше 18 лет — менее 30 мин/день, для лиц младше 18 лет — менее 60 мин/день), занятия экстремальными видами спорта, несоответствие физических нагрузок состоянию здоровья;
· Безответственное медицинское поведение: несвоевременное обращение к врачу (обращение только в случае серьёзных симптомов болезни, пренебрежение и прохождение профилактических медицинских осмотров реже 1 раза в полугодие), недолечивание (прерывание курса лечения, назначенного врачом), самолечение (назначение самому себе фармацевтических лекарственных препаратов и методов лечения без назначения врача, в том числе по чьему-то совету, а также увлечение «народными» методами лечения), отсутствие самоконтроля основных показателей здоровья (измерение артериального давления, уровня сахара и холестерина в крови, веса, объема талии и бедер, маммографии (у женщин) реже 1 раза в полугодие);
|
· Безответственное гигиеническое поведение: нарушение режимов сна и бодрствования (недосыпание, ночной сон менее 7 часов в сутки для взрослого), нарушение режима труда и отдыха (отсутствие перерывов на отдых в течение рабочего дня, отсутствие выходных дней, отсутствие ежегодного отпуска), несоблюдение гигиены жилого помещения (проветривание менее 1 раза в день, влажная уборка менее 1 раза в неделю), несоблюдение правил личной гигиены (уход за полостью рта менее 2 раз в сутки, несоблюдение правил мытья рук, ухода за телом), небезопасное сексуальное поведение (случайные половые контакты, использование небезопасных для здоровья контрацептивов).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".
|
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов.
Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.
|
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней.
Трудоспособность
Трудоспособность - способность к труду, зависящая от состояния здоровья работника. Различается трудоспособность: общая (способность к выполнению всякой работы в обычных условиях), профессиональная (способность работать по определенной профессии, должности, в определенных условиях), неполная (способность работать лишь в облегченных условиях, напр. при неполном рабочем дне).
Различают следующие виды трудоспособности:
· общую трудоспособность — способность выполнять всякую работу в обычных условиях;
· профессиональную трудоспособность — способность работать по определённой профессии, должности, в определённых условиях;
· неполную трудоспособность — способность работать лишь в облегчённых условиях (например, при неполном рабочем дне).
Нетрудоспособность — состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.
Рациональное питание
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах.
Рациональное питание - физиологически полноценное питание, способствующее сохранению здоровья человека и поддержанию нормальной и устойчивой работы органов и систем организма.
Важно подчеркнуть, что рациональное питание для каждого человека не является некой постоянной величиной. Напротив, рациональное питание - величина переменная, она изменяется с возрастом, зависит от пола, этнической принадлежности человека, уровня физической и психоэмоциональной активности, состояния здоровья, действия внешних факторов. Для подавляющего большинства пищевых веществ найдены и обоснованы оптимальные величины их содержания в питании, которые рассчитаны для людей разного возраста, мужчин и женщин, для разных уровней физической активности. Однако все эти нормативы рассчитаны для среднего человека и являются ориентиром для расчета питания каждого конкретного человека. Они должны постоянно корректироваться при изменении образа жизни, состояния здоровья и внешних условий.
Углеводы
Углеводы являются главным источником энергии в питании человека. Суточная потребность организма здорового человека в углеводах равна, в среднем, 450-500 г. Учитывая энергетическую ценность углеводов (таблица 2), такое количество углеводов соответствует приблизительно 70 (65-75)% потребности суточной калорийности продуктов питания. Поскольку углеводы являются основным энергетическим источником в питании, суточная потребность в них прямо пропорциональна физической активности человека, составляя для взрослых людей:
при умственной работе — 430г;
при физической работе:
— легкой — 490г,
— средней — 560г,
— тяжелой — 630 г.
Белки
Белки — вещества, которые имеют прежде всего пластическую ценность для организма человека; аминокислоты, которые входят в их состав, являются источником для построения клеточных и тканных белков собственных биоструктур. Энергетическое значение белков в условиях нормального питания небольшое; при достаточной обеспеченности углеводами и жирами безазотистые остатки аминокислот используются в основном пуле метаболического топлива незначительной мерой.
Аминокислотный состав питательного белка является определяющим фактором в способности организма человека к его усвоению. Среди двадцати L-аминокислот, которые входят в состав природных белков, ферментные системы человеческого организма способны синтезировать de novo с других интермедиатов в достаточном количестве лишь восемь аминокислот, а именно: аланин, аспарагиновую кислоту, аспарагин, глутаминовую кислоту, глутамин. пролин, глицин, серин.
Организм человека зависит от постоянного поступления десяти аминокислот в составе питательных белков (валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, фениланин, триптофан, лизин, аргинин, гистидин) — при отсутствии хотя бы одной из незаменимых кислот синтез белка прекращается. Рекомендованы такие минимальные суточные нормы в незаменимых аминокислотах для молодых взрослых людей — мужчин (А.Ленинджер, 1985):
Валин — 1,50г;
Лейцин — 2,02г;
Изолейцин — 1,30г;
Треонин — 0,91г;
Метионин — 2,02г;
Фениланин — 2,02г;
Триптофан — 0,46г;
Лизин — 1,50г.
Липиды (жиры)
Нейтральные жиры (жиры, которые химически состоят из триглицеридов) — второй за углеводами источник энергии в питательном рационе человека, который получают в основном из животных продуктов питания. Потребность в питательных жирах составляет в среднем 60-90г/сутки, что обеспечивает приблизительно 30 (от 25 до 35)% потребностей в суточной калорийности для взрослого человека.
В условиях обычного питания смешанной (животной и растительной) едой нейтральные жиры (триаглицериды) составляют наибольшую часть (более 90 %) из суммарного количества липидов, которые содержатся в продуктах питания. С едой человек получает также несколько граммов сложных липидов и около 0,5г холестерина (в составе животных липидов).
Вредные привычки
Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.
К вредным привычкам относят следующие действия:
1. Куре́ние — вдыхание дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Особенно часто применяется для употребления наркотических препаратов (табак, марихуана, опиум, крэк, ДМТ, сальвия и т.п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.
2. Алкоголи́зм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности; потеря своего внутреннего «Я».
В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.
Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведет к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объема и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.
3. Наркома́ния (от греч. оцепенение, сон, и безумие, страсть, влечение) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов: 1) синдром изменённой реактивности 2) синдром психической зависимости 3) синдром физической зависимости. Эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром - синдром последствий хронической наркотизации.
В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, конопля или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Физическое воспитание
В нашем понимании "физическое воспитание" - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей и формирование их физической культуры в соответствии с социальными потребностями общества. В дальнейшем будем придерживаться именно этого определения.
В таком случае система физического воспитания - это множество взаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия педагога и ученика для достижения целей и задач физического воспитания.
Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально — образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837—1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербургской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь в виду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др.
Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причём эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания. В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».
Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.
К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:
· укрепление здоровья и закаливание организма;
· гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
· всестороннее развитие физических и психических качеств;
· обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.
Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.
Двигательная активность
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность — это самое естественное состояние человека. К сожалению мы от нее постепенно отказываемся. Издревле люди, причисляющие себя к высшему классу сознательно ограничивали свою активность дабы подчеркнуть превосходство над остальными. Сегодня эта привычка к лени пагубно отражается на нашем здоровье, приводя к целой плеяде «болезней изобилия» — таких как:
· ожирение
· сахарный диабет 2-го типа
· некоторые сердечно-сосудистые заболевания
· несколько разновидностей рака
По данным ВОЗ недостаточная физическая активность занимает четвертое место среди причин, приводящих к смерти.
Психосаморегуляция
Психосаморегуляция – это воздействие на психоэнергетическую сферу человека методами, сочетающими в себе техники из различных традиционных систем оздоровления и современной психологии. Эти методы позволяют научиться управлять своими психоэнергетическими ресурсами, снимать стресс, восстанавливать энергетическую структуру, развить психологическую устойчивость.
Нервно-психические нагрузки, стрессы, отрицательные эмоции пагубно воздействуют не только на нервную систему, но и на другие органы и системы, (особенно на сердце и желудочно-кишечный тракт), и на весь организм в целом, разрушая его энергетическую структуру. Поэтому неудивительно, что большинство заболеваний у современных людей именно «от нервов».
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Заключение
Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту.
Список литературы
1. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985.
2. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоровье, 1989.
3. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест 1998г
4. Ретуев В. https://slavyan-zdorove.net/view_post.php?id=3
5. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0#.D0.A4.D0.B8.D0.B7.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5
7. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997
8. https://zdorovajamama.com/figura/zachem-nnuzhna-dvigatelnaya-aktivnost