Доклад. Особенности практики социальной работы и ее научные перспективы




Социальная работа – развивающаяся профессия. Окончательного вывода о том, что она собой представляет, по мнению известного английского исследователя М. Пэйна, быть не может. Однако «сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она применима, а также стоящие перед ней проблемы»[1]. Точки зрения о сущности социальной работы варьируются в зависимости от времени их возникновения, социально-культурных, экономических и политических условий, которые выступают факторами, конструирующими социальную работу в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и служб.

В новом международном определении социальной работы, принятом в июле 2001 г. на совместной генеральной ассамблее Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы, подчеркивается, что социальная работа «способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному функционированию в обществе в целях повышения уровня их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа содействует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»[2]. На основе данного определения, дискуссий в научной литературе, а также мнений специалистов можно выделить следующие ключевые цели социальной работы:

1. Налаживание связей между социальными системами и социально-незащищенными, уязвимыми группами населения и группами риска.

2. Разработка кратковременных и долгосрочных форм взаимодействия с индивидами, семьями, группами, организациями и сообществами в целях повышения их благополучия и усиления их способностей к самостоятельному решению проблем.

3. Оказание помощи и обучение людей пользоваться услугами и ресурсами своей микросоциальной среды.

4. Разработка программ и содействие политике улучшения благосостояния людей, развитию человека, коллективной социальной гармонии и социальной стабильности, если она не нарушает права человека.

5. Осуществление поддержки людей, защита их интересов на локальном, региональном и международном уровнях.

6. Осуществление в рамках законодательства и этических норм профессии защиты людей, которые не в состоянии сделать это самостоятельно (к примеру, дети и молодежь, нуждающиеся в попечении, а также лица, страдающие психическими заболеваниями или задержкой умственного развития).

7. Содействие в формировании уважительного отношения к традициям, культурам, идеологиям и религиям среди различных этнических групп и обществ, если они не вступают в противоречие с фундаментальными принципами прав человека.

8. Планирование, разработка, внедрение и контроль над выполнением программ и деятельностью организаций, реализующих любую из вышеуказанных целей.

Эти ключевые цели в сочетании с гуманистическими ценностями, заявленными в международном определении, означают, что профессиональная социальная работа приобрела сегодня достаточно развитую внутреннюю структуру. Наряду с чистой практикой она включает в себя организованные сферы подготовки кадров и научно-исследовательской деятельности. Все элементы этой структуры связаны между собой и взаимообусловлены.

 

Так, практика питает научно-исследовательскую деятельность фактами и накопленным опытом. Научно-исследовательская деятельность, в свою очередь, анализирует и обобщает эти факты и опыт, подвергая их переработке, превращая в схемы модели, концепции, теории, и тем самым создает надежную научную основу практики социальной работы.

Наличие достаточно развитой теоретической базы позволяет организовывать обучение в специальных учебных заведениях и осуществлять подготовку профессиональных социальных работников на основе накопленного теоретического и практического опыта. Именно образование стремится связать теорию с практикой, чтобы передать новому поколению профессиональных социальных работников в концентрированном виде опыт, накопленный в данном виде деятельности, и помочь им овладеть секретами профессии. Полученное образование придает им уверенность, развивает их самосознание, формирует индивидуальный подход и профессиональную идентичность.

Проблема соотношения теории и практики в обучении социальной работе и сейчас, в период ее активной профессионализации, стоит довольно остро. Трудно ожидать, что она когда-нибудь получит свое окончательное решение. Однако вряд ли можно оспорить утверждение о том, что развитие научно-теоретической базы социальной работы и совершенствование подготовки кадров в этой профессиональной области образует краеугольный камень современной социальной работы вообще. Отношения между теорией и практикой в социальной работе носят диалектический характер. Это означает, что, с одной стороны, теория и практика дополняют и оплодотворяют друг друга; а с другой стороны, между ними могут возникать и определенные противоречия.

Если теория способна служить определенным ориентиром для практики, то сама практика имеет дело с живой и разнообразной реальностью. Элементы практики – интеракции – выражают конструктивную функцию процесса помощи и существуют в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и выступают основаниями для практических теорий социальной работы[3].

В подтверждение этому рассмотрим следующие особенности практики социальной работы:

1. Практика социальной работы – это сфера, включающая объективные и субъективные компоненты. Объективное – социально-исторические законы, действующие в обществе и определяющие взаимодействие и поведение людей. В социальной работе «объективное» рассматривается как социальное и проявляется как социальные отношения, с которыми работает социальный работник. «Субъективное» связано с индивидуальными интересами, мотивами, намерениями, интенциями «человека нуждающегося», преследующего в социуме свои цели и подбирающего для этого кажущиеся ему оптимальные средства.

2. Как отмечает М. Пэйн, «социальная работа – это процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся частью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность»[4]. Это цикличный процесс, в котором все элементы – социальная служба, клиент, социальный работник – влияют друг на друга и на весь процесс в целом в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практическими условиями их взаимодействий.

3. Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив. По мнению Д. Хау, «у практиков всегда есть теория, которая помогает решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять этот выбор, даже если они не отдают себе в этом отчет». Следовательно, социальным работникам для того, чтобы объяснить, с какой целью и каким образом следует принимать решение в практических ситуациях, необходимо иметь соответствующие теоретические представления.

4. Практика социальной работы, по мнению отечественных ученых М. В. Фирсова и Е. Г. Студеновой, предстает как «моделируемая реальность; она интегрируется в модели жизни клиента, социальные институты, общественные связи в качестве некоего образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи».

5. Практическая деятельность социальных работников конструируется через профессиональные ожидания, а также через социальные процессы, определяющие функции социального работника. Ее профессиональный характер определяется накопленным опытом социальной работы, а также ее взаимодействием с другими профессиями и социальными институтами. Этот характер меняется: он может прогрессировать или регрессировать в соответствии с социальными изменениями. Таким образом, знания и идеи, которые используют социальные работники, также изменяются в соответствии с социальными переменами.

6. Практика социальной работы представляет собой рефлективный процесс, в ходе которого происходит взаимодействие и взаимоизменение: клиент изменяет социального работника и сущность самой социальной работы, привнося в эту профессиональную деятельность реалии. В основе модели рефлективной практики лежит идея о том, что переживание какого-либо опыта сменяется его рефлексией, которая затем переходит в определенные действия.

В данной модели рефлективная практика представляется в виде цикла, начинающегося с описания ситуации, затем ее анализа, который завершается применением аналитических выводов в практических действиях. Рефлективная практика, по мнению М. Пэйна, означает не только осмысление самого процесса и рассмотрение всех аспектов ситуации.

Рефлективная практика предполагает включение социального работника в ситуацию («рефлексия в действии») и наблюдение за результатами применения той или иной техники после события («рефлексия действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенствовать последующие действия. Способы рефлексивного действия представлены в табл. 1.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: